Меры безопасности и предосторожности, порядок по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами (загорание утечка, просыпание опасного вещества, повреждение тары или подвижного состава с опасным грузом и другие происшествия, которые могут привести к взрыву, пожару, отравлению, ожогам, заболеванию людей и животных) должны приниматься исходя из создавшейся обстановки с учетом свойств грузов, их опасности, а также с соблюдением Правил перевозок опасных грузов по ж.д., а также Правил безопасности при транспортировании радиационных веществ. Должны быть обеспечены предотвращение угрозы людям, находящимся как в зоне аварийной ситуации, так и за ее пределами, возможная сохранность грузов, подвижного состава, сооружений и открытие движения поездов и маневровых передвижений в возможно короткие сроки.
Свойства опасных веществ, степень их опасности, конкретные меры безопасности и предосторожности указываются в аварийных карточках.
Под аварийной ситуацией понимается взрыв, загорание, утечка, просыпание опасного вещества, нарушения тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести к взрыву, пожару, отравлению, ожогам, заболеванию людей и животных, загрязнению окружающей среды, а также случаи, когда в зоне схода с рельсов подвижного состава (аварии, крушения или пожара) оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.
При аварийных ситуациях с опасными грузами в процессе перевозок необходимо:
- немедленно поставить в известность руководство дороги и врачебно-санитарную службу дороги о случае аварии;
- оградить возможную опасную зону подручными средствами и поставить охрану;
|
- определить характер опасного груза и границы заражения территории. При невозможности установления вида опасного груза немедленно известить и вызвать на место аварии грузоотправителя;
- принять меры к устранению течи или просыпания опасного груза из поврежденных вагонов, цистерн, баллонов и других емкостей; при невозможности этого — к сливу или перегрузке опасного груза в исправные емкости. При этом надо строго руководствоваться указаниями о порядке действий, мерах предосторожности и средствах индивидуальной защиты; слив или выгрузка опасных грузов из поврежденных цистерн или тары на грунт, в водоем, как правило, не разрешается, но в исключительных случаях допускается только при разрешении соответствующих органов государственной инспекции (врачебно-санитарной и др.) и при условии эффективного обезвреживания мест сброса опасных грузов;
- выявить людей, подвергшихся воздействию опасных грузов во время аварии, и направить их на медицинское обследование;
- во время проведения аварийно-восстановительных работ организовать круглосуточное дежурство медицинского персонала;
- при опасности заражения ядовитыми веществами населенных мест срочно сообщить об этом местным органам власти;
- определить возможность и условия скорейшего, восстановления железнодорожного движения в зоне аварийной ситуации с опасными грузами;
- для определения уровня загрязнения опасными грузами территории, транспортных средств организовать отбор проб почвы, воздуха, воды, смывов с транспортных средств на химический анализ;
|
- принять меры по дегазации (обезвреживанию) пораженной территории, поврежденных вагонов и т. д.; после проведения дегазационных работ необходимо организовать лабораторный контроль за их эффективностью, а в необходимых случаях обезвреживающие работы повторить;
- в случае аварии с опасными грузами в зимнее время лабораторный контроль эффективности обезвреживающих работ повторить в теплое время года (при необходимости дегазационные работы повторить).
При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками и специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны принять необходимые меры к предотвращению угрозы людям, повреждения подвижного состава, сооружений, грузов и других последствий. При сходах с рельсов поврежденных вагонов сопровождающие должны: установить возможность и условия дальнейшего следования груза в составе поезда и производства маневровой работы; принять меры к прекращению движения поезда и маневровых составов и к недопущению допуска посторонних лиц в опасную зону; сообщить после осмотра о создавшейся ситуации и мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне — машинисту локомотива, на станции — дежурному по станции для последующего оповещения дежурных по отделению и управлению дороги, руководителей соответствующих служб (движения, грузовой, врачебно-санитарной и др.); по прибытии на место происшествия восстановительных средств или пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии груза, подвижного состава и мерах безопасности при ведении восстановительных и спасательных работ.
|
Мероприятия по ликвидации последствий схода подвижного состава, аварий или крушений в части мер безопасности и предосторожности при выполнении работ с указанными грузами или загруженным ими подвижным составом осуществляют по согласованию с сопровождающими проводниками или специалистами и при их участии. Руководить ликвидацией последствий аварии должен назначенный начальником дороги или региона один из числа руководящих работников железной дороги или региона. Организацию мер по ликвидации аварии могут принять на себя начальник дороги или региона, а также руководители местных органов власти. Медицинские работники транспорта обязаны оказать медицинскую помощь всем пострадавшим и осуществлять медицинское обеспечение всех работ по ликвидации последствий аварии. Санитарные органы железных дорог (главные санитарные врачи железных дорог, дорожные, отделенческие и линейные санэпидстанции) разрабатывают, участвуют в организации профилактических мер при авариях с опасными грузами: уточняют границы опасной зоны, определяют средства индивидуальной защиты и режим работы спасателей, меры по обезвреживанию/ химическому или радиационному контролю зараженности людей и окружающей среды, разрабатывают и контролируют меры по санитарной обработке персонала, участвуют в принятии решения о возможности открытия движения поездов.
Восстановительные и пожарные поезда железных дорог к месту происшествия направляются в порядке, действующем на железнодорожном транспорте. При необходимости участия в ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами специалистов грузоотправителя или грузополучателя последний немедленно, но не позднее 6 ч после получения требования об этом железной дороги, должен направить указанных работников таким видом транспорта, который обеспечит их прибытие к месту происшествия в возможно короткий срок.
В необходимых случаях железные дороги могут вызывать на место происшествия соответствующих специалистов, а также газоспасательные, горноспасательные или другие специальные аварийные службы близлежащих предприятий, пожарные команды населенных пунктов и специальные воинские подразделения для оказания помощи в ликвидации последствий аварии, крушения с опасными грузами или тушения пожара.
При аварийных ситуациях со сжатыми газами и легковоспламеняющимися жидкостями необходимо соблюдать следующие общие меры безопасности и предосторожности. При возникновении аварийной ситуации с вагонами, груженными сжатыми газами или легковоспламеняющимися жидкостями, работники транспорта, находящиеся на месте аварии, должны выставить охрану и удалить всех посторонних людей на расстояние не менее 800 м от аварийного вагона. Если позволяют условия, все не горящие и исправные вагоны должны быть удалены на безопасную дистанцию от места аварии. При повреждении котла цистерны, груженной сжатыми газами, сопровождающемся течью, она отводится в безопасное место и находится под наблюдением. Для ликвидации течи или перелива газов в порожнюю цистерну к месту аварии вызывают специалистов. При интенсивном выходе газа цистерну выводят на перегон вне пределов населенных пунктов и оставляют до полного выхода газа.На период выхода газа перегон (а на двухпутном участке соседний путь) для движения поездов закрывается, на электрифицированных участках снимается напряжение в контактной сети. К месту выхода газа вызывается пожарный поезд.
После прекращения выхода газа цистерна с особой осторожностью отводится в безопасное место и находится под наблюдением до прибытия специалистов. О выходе газа из цистерны дежурный по ближайшей станции ставит в известность пожарную службу административного района. Если на выходе из цистерны газ воспламенился, то пламя необходимо сбить мощной струей воды, затем действовать, как при утечке газа. Если газ тяжелее воздуха, то не рекомендуется тушить пламя, пока процесс горения не прекратится сам, так как выходящий газ будет скапливаться в низких местах и образовывать с воздухом взрывоопасную смесь. Для предотвращения взрыва цистерну необходимо поливать водой с целью охлаждения.
При повреждении крытого вагона или контейнера, груженного сжатыми или сжиженными газами в баллонах, его необходимо вскрыть и проверить исправность баллонов с газом с соблюдением мер безопасности согласно аварийной карточке. Неисправные баллоны должны быть вынесены из вагона или контейнера, отнесены на расстояние не менее 100 м от пути на перегоне или от главных путей, зданий и сооружений станции и установлены охрана и наблюдение до полного выхода газа.
При повреждении цистерны с легковоспламеняющейся жидкостью, сопровождающемся течью, необходимо попытаться устранить течь, пользуясь деревянными пробками. Если устранить течь нельзя, то при аварии на перегоне вагоны поезда отводят от поврежденной цистерны на расстояние не менее 200 м (с обеих сторон), а при аварии на станции поврежденная цистерна отводится в безопасное место с соблюдением мер предосторожности. Необходимо перекачать продукт в порожнюю цистерну из-под данного груза, а при ее отсутствии — в цистерну с трафаретом "Бензин". Если течь такова, что перелить продукт невозможно, то продукт сливают на грунт. Место слива засыпают свежим грунтом. На период слива принимают все меры, исключающие попадание открытого огня или искр в зону слива. Причастные к сливу работники должны находиться с подветренной стороны вагона в средствах индивидуальной защиты.
При обнаружении течи из крытого вагона или контейнера необходимо вскрыть и устранить течь с соблюдением мер безопасности. Если устранить течь нельзя, то такие грузовые места удаляют из транспортного средства и их содержимое уничтожают с соблюдением санитарно-гигиенических правил и правил пожарной безопасности. Если при утечке легковоспламеняющейся жидкости возник пожар, то на пути горящей жидкости необходимо соорудить земляную запруду, потушить пожар или поддерживать контролируемое горение до тех пор, пока не сгорит вся вытекающая жидкость.
Для устранения аварийных ситуаций, оказания доврачебной помощи пострадавшим и обезвреживания района, подвергнувшегося воздействию, аварийные службы и лица, участвующие в ликвидации последствий аварийной ситуации, должны иметь полную информацию об опасном грузе, его физико-химических и опасных свойствах, а также о необходимых действиях по ликвидации последствий.
Мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций с грузом радиоактивных веществ имеют свою специфику. В аварийных ситуациях (при столкновении и сходе подвижного состава, крушении, пожаре, выпадании радиационных упаковок, а также нарушении охранной тары и срыве пломб и т. д.) радиационная опасность может возникнуть в результате полного или частичного разрушения защитного контейнера и выпадания из него первичной емкости. При этом в зоне аварии может произойти повышение мощности дозы гамма- и нейтронного излучения, а при разрушении первичной емкости — попадание радиоактивных веществ в окружающую среду. В случаях возникновения указанных разрушений, а также при крушении и авариях, в результате которых произошло полное или частичное механическое разрушение конструкций транспортных упаковок или их плавление в результате пожара (когда нельзя определить степень разрушения упаковочных комплектов), необходимо удалить из возможно опасной зоны людей на расстояние не менее 50 м, немедленно сообщить дежурному ближайшей станции, дежурному по региону дороги, дорожной СЭС, органам внутренних дел на транспорте, соответствующему территориальному отделению В/О "Изотоп" и отправителю, оградить опасную зону предупредительными знаками и сигналами остановки в радиусе не менее 10м, прекратить проход людей и пропуск подвижного состава через огражденную зону до ликвидации аварийной ситуации. Специалисты дорожной СЭС, территориального отделения В/О "Изотоп" должны прибыть на место аварии в возможно короткий срок и при наличии радиационной опасности провести следующие мероприятия: определить границы радиационной опасной зоны и оградить ее предупредительными знаками, а также определить уровни загрязненности радиоактивными веществами участков, транспортных средств, грузов и т. д.; выявить людей, подвергшихся облучению и радиоактивному загрязнению. Лиц, получивших дозу облучения свыше 0,25 Зв (25 бэр), направить на медицинское обследование, а лиц, загрязненных радиоактивными веществами, отправить на санобработку, их одежду, обувь и личные вещи — на дезактивацию или захоронение; составить план ликвидации радиационной аварии.
Прибывшие на место крушения или аварии со сходом подвижного состава и развалом груза руководители региона дороги и начальник восстановительного поезда по натурному листу и перевозочным документам обязаны проверить наличие в составе радиационных упаковок. При наличии радиационного груза в поезде местонахождение вагона с радиационным грузом должно быть ограждено. Допуск людей в опасную зону до выяснения радиационной обстановки запрещается.
В случае обнаружения выпавших из вагонов радиационных упаковок работники железнодорожного транспорта обязаны: удалить обнаруженный предмет с путей подручными средствами без непосредственного соприкосновения с ним, а при невозможности удаления принять меры к прекращению движения подвижного состава по опасной зоне; оградить опасную зону в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах и прекратить допуск в нее людей; сообщить о случившемся дежурному ближайшей станции. Дежурный по станции должен поставить в известность начальника станции и дежурного по отделению дороги, которые вызывают представителя дорожной или линейной СЭС для определения характера радиационной опасности. Дезактивация и другие работы по ликвидации последствий радиационной аварии производятся группой территориального отделения В/О "Изотоп".и формированиями гражданской обороны или специально обученным и проинструктированным персоналом, имеющим средства индивидуальной защиты, под контролем органов санитарного надзора и при соблюдении всех мер радиационной безопасности согласно действующим Нормам радиационной безопасности. На месте радиационной аварии производится дезактивация загрязненных участков территории, дороги и транспортных средств. Загрязненные радиоактивными веществами предметы, вещи у оборудование, а также отходы дезактивационных работ должны быть тщательно упакованы и отправлены в пункт дезактивации или захоронения. Результаты работы по ликвидации последствий радиационной аварии оформляются актом в установленном порядке.