Краткая аннотация модуля




 

Ожидаемые результаты самостоятельной образовательной работы студентов.

В результате освоения материала, предусмотренного модулем, у студентов ожидается формирование:

1. Знаний:

- сущности наличного денежного оборота;

- места банков в наличных расчетах;

- содержания и принципы наличных расчетов на территории Республики Беларусь;

- содержания и процедуры осуществления кассовых операций банков;

- ответственности участников расчетных отношений за нарушения кассовой дисциплины.

2. Умения:

- ориентироваться в законодательстве, регулирующем расчетные отношения наличными денежными средствами;

- применять в конкретных проблемных ситуациях знания, полученные в результате изучения этой темы;

 

Тематический план

 

1.Наличный денежный оборот и его особенности.

2.Правила ведения кассовых операций в банках.

 

1.НАЛИЧНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ.

Наличное денежное обращение - непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредствующее оплату товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ и другие платежи;

Национальный банк, банки при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности в части расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, и отсутствии ограничений, установленных законодательством, осуществляют прием наличных денег в соответствии с законодательством от:

юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов для зачисления выручки на текущие (расчетные) и иные банковские счета, открываемые в порядке, установленном законодательством;

юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов для зачисления на текущие (расчетные) и иные банковские счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, получателей средств - в порядке, установленном законодательством;

частных унитарных предприятий, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов для пополнения их текущих (расчетных) банковских счетов;

физических лиц по платежам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, за товары, работы, услуги и другим платежам (коммунальные услуги, услуги связи, страховые платежи, налоги, сборы (пошлины), штрафы, плата за обучение, плата за лечение, купля-продажа объектов недвижимости и т.д.) для зачисления на текущие (расчетные) и иные банковские счета юридических лиц (на текущие (расчетные) и иные банковские счета, открытые юридическими лицами их обособленным подразделениям для совершения операций), индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, открываемые в порядке, установленном законодательством, а также в виде взносов общественным организациям (объединениям). Платежи могут производиться как на основании соответствующего договора между банком и получателем денежных средств, так и при отсутствии договора в соответствии с законодательством.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, сборов (пошлин), страховых платежей, могут сдаваться лицами, уполномоченными согласно законодательству взимать такие платежи, непосредственно в Национальный банк, банки или организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь как на основании соответствующего договора между Национальным банком, банком и получателем денежных средств, так и при отсутствии договора в соответствии с законодательством.

Обслуживающие банки выдают юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам наличные деньги на цели, предусмотренные законодательством.

Обслуживающие банки осуществляют контроль за поступлением и выдачей наличных денег юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам. Для организации контроля за поступлением и выдачей наличных денег обслуживающий банк самостоятельно определяет перечень сведений (документов), представляемых в обслуживающий банк юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом.

Обслуживающие банки при приеме и выдаче наличных денег юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями осуществляют контроль за соблюдением установленных законодательством порядка и размера указанных расчетов наличными деньгами с учетом требований нормативного правового акта Национального банка, регулирующего порядок ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь.

По результатам контроля за поступлением и выдачей наличных денег в случае возникновения подозрений в том, что финансовые операции совершаются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, Национальный банк, банки заполняют специальные формуляры регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю в соответствии с законодательством.

В целях рационального использования текущих поступлений наличных денег обслуживающие банки (по решению руководителя или лица, им уполномоченного) могут запрашивать у юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, открывших текущие (расчетные) банковские счета, частных нотариусов сведения об установленных сроках сдачи выручки, размерах выручки, планируемой для сдачи в банк, а также сведения об изменении сроков сдачи выручки и ее размеров. Указанные сведения представляются в обслуживающие банки юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, открывшими текущие (расчетные) банковские счета, частными нотариусами в порядке и сроки, определенные договором между юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, открывшим текущий (расчетный) банковский счет, частным нотариусом и обслуживающим банком.

Выдача наличных денег из касс обслуживающих банков на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, алиментов производится в соответствии с законодательством в сроки, определяемые договором между юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом и обслуживающим банком. Обслуживающие банки определяют в договоре конкретные сроки выдачи наличных денег на указанные цели на основании копий либо выписок из коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров (контрактов), иных документов с целью рационального регулирования кассовых ресурсов и распределения нагрузки на кассовых работников.

Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, получающие в обслуживающих банках наличные деньги, представляют в обслуживающие банки копии либо выписки из коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров (контрактов), иных документов с указанием сроков оплаты труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий, алиментов при открытии текущих (расчетных) банковских счетов или изменении сроков выплат. Сведения о размерах указанных выплат представляются (по решению руководителя обслуживающего банка или лица, им уполномоченного) в порядке и сроки, определяемые договором.

Сведения о сроках выплаты доходов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов представляются по решению руководителя обслуживающего банка или лица, им уполномоченного.

Если в коллективном договоре (соглашении), трудовом договоре (контракте), ином документе сроки оплаты труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий, алиментов определены не в один, а в несколько дней, обслуживающий банк по письменному согласию юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса может устанавливать конкретный (один) день, определяя таким образом первый день предусмотренных выплат по каждому сроку получения наличных денег в банке на эти цели (за первую, за вторую половину месяца и другие сроки).

Выдача обслуживающими банками наличных денег на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, алиментов по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, может производиться начиная с четверга, по срокам, приходящимся на праздничные и предпраздничные дни, - не более чем за три рабочих дня до их наступления. Выдача обслуживающими банками наличных денег на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, алиментов юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, производится накануне выходных дней этих юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов.

При обеспечении выдачи по срокам, согласованным с клиентами в договорах, обслуживающие банки при обращении клиентов могут осуществлять выдачу наличных денег на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, алиментов ранее сроков, установленных в договорах и в части первой настоящего пункта.

В случаях, когда выдача наличных денег на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, алиментов производится не через кассу Национального банка, банка, платежные инструкции юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов на перечисление сумм указанных выплат принимаются с таким расчетом, чтобы зачисление денежных средств произошло не позднее установленных для этих юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов сроков.

Выдача наличных денег для расчетов с увольняемыми и уходящими в отпуск работниками, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, производится независимо от сроков, определенных в договоре между юридическим лицом, подразделением, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом и обслуживающим банком.

В целях равномерного использования наличных денег и упорядочения их выдачи обслуживающие банки на основании полученных от юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов сведений о размерах оплаты труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий и определенных договором сроках оплаты труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий ежеквартально с разбивкой по месяцам могут составлять (по решению руководителя обслуживающего банка или лица, им уполномоченного) календари выдачи наличных денег на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий (по дням)

В календаре выдачи наличных денег указываются суммы на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий по всем числам месяца, в том числе нерабочим дням (сумма выдач за 31-е число прибавляется к сумме выдач за 30-е число месяца), а также согласованные в установленном порядке сроки выдачи наличных денег. При этом не учитываются суммы на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, выплачиваемые юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами из выручки и через организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Учет сумм на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, перечисленных на карт-счета и иные банковские счета физических лиц, ведется Национальным банком, банками, осуществляющими выдачу наличных денег, в календарях (по решению руководителя банка или лица, им уполномоченного). При необходимости перечень сведений, включаемых в календарь, может быть расширен.

Для расчета потребности обслуживающих банков в наличных деньгах в предстоящие дни и своевременного обеспечения юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов наличными деньгами на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий обслуживающие банки могут вести (по решению руководителя обслуживающего банка или лица, им уполномоченного) ведомость учета выдачи наличных денег на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий При необходимости перечень показателей может быть расширен, форма ведомости изменена.

Выдача наличных денег юридическим лицам, подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, физическим лицам производится, как правило, за счет текущих поступлений наличных денег в кассы обслуживающих банков.

При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, физических лиц обслуживающие банки осуществляют подкрепление касс в порядке, установленном законодательством.

 

2.ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В БАНКАХ.

 

Под кассовыми операциями банков понимают работу с денежной наличностью, определение признаков платежности наличных денег, инкассацию и перевозку наличных денежных средств и иных ценностей для кассовых работников и работников служб инкассации коммерческих банков, НКФО, а также главных (специализированного) управлений Национального банка Республики Беларусь по областям и их отделений в городах, Центрального хранилища Национального банка Республики Беларусь, Центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь (далее — структурные подразделения Национального банка).

Банк самостоятельно разрабатывает локальный нормативный правовой акт, который должен устанавливать требования к организации кассовой работы и оформлению совершаемых операций в банке, его филиалах (отделениях) и структурных подразделениях, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с учетом требований законодательства Республики Беларусь, а также специфики работы банка. Правовой акт предусматривает порядок предварительной подготовки денежной наличности и подкрепления ею филиалов (отделений), а также структурных подразделений; работу с денежной наличностью при использовании банкоматов и иных платежно-расчетных терминалов, осуществляющих прием-выдачу наличных денег (далее — платежно-расчетные терминалы); доставку денежной наличности клиентам и другие операции с денежной наличностью и иными ценностями.

 

Объектами кассовых операций являются:

· ценности — наличные деньги, ценные бумаги, ценные документы, бланки строгой отчетности, ценные предметы, хранящиеся в структурном подразделении Национального банка, за сохранность которых структурное подразделение Национального банка несет ответственность;

· наличные деньги — знаки стоимости, выступающие в обращении в виде банкнот и монет;

· наличные белорусские рубли — белорусские рубли в виде банкнот и монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в Республике Беларусь, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену;

· наличная иностранная валюта — наличные деньги в виде банкнот, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымае­мые из обращения, но подлежащие обмену;

· валютные ценности — наличная иностранная валюта, платежные и иные документы в иностранной валюте.

Субъектами кассовых операций выступают: Национальный банк, коммерческие банки, юридические лица и индивидуальные предприниматели, физические лица.

При организации кассового обслуживания клиентов структурные подразделения Национального банка должны обеспечивать:

· соблюдение законодательства Республики Беларусь;

· сохранность ценностей, находящихся в структурных подразделениях Национального банка;

· своевременное, правильное и полное оприходование и зачисление на соответствующие счета клиентов структурных подразделений Национального банка наличных денег, поступивших в кассы структурных подразделений Национального банка;

· контроль за качеством наличных денег, находящихся в обращении (сортировка, проведение экспертизы по определению подлинности и платежности банкнот, прием и обмен банкнот);

· контроль за соответствием купюрного строения наличных денег, находящихся в обращении, потребностям наличного денежного оборота;

· рациональный оборот наличных денег и сокращение издержек на его осуществление. Кассовые операции коммерческих банков включают в себя: организацию работы с денежной наличностью, определение признаков платежности наличных денег, инкассацию и перевозку наличных денежных средств и иных ценностей.

 

Для осуществления кассового обслуживания клиентов банка, а также выполнения операций с денежной наличностью и иными ценностями банки создают у себя кассовые узлы.

Устройство и оборудование кассовых узлов должны соответствовать техническим требованиям на проектирование зданий банков и обеспечивать нормальные условия для работы персонала и обслуживания клиентов, а также сохранность ценностей, документов и безопасность работников. Наиболее укрепленным помещением кассового узла должно быть хранилище ценностей. В качестве хранилища ценностей могут быть использованы кладовая, сейфовая комната для хранения ценностей в сейфах или отдельные сейфы, которые должны соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь и сдаваться под централизованную охрану.

Для хранения ценностей, оставленных под ответственностью инкассаторов (кассиров), выделяются отдельные сейфы, которые должны находиться в помещениях кассового узла и соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь.

Для комплексного обслуживания клиентов и обработки денежной наличности банки могут открывать у себя и в структурных подразделениях банка, приходные, расходные, приходо-расходные, вечерние кассы, кассы по подготовке авансов и кассы пересчета денежной наличности.

Банки могут устанавливать банкоматы или иные платежно-расчетные терминалы в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

Целесообразность открытия тех или иных касс, структурных подразделений банка, их количество, численность кассовых работников, а также установка банкоматов или иных платежно-расчетных терминалов определяются руководством банка. Приказом по банку определяются режим работы касс, структурных подразделений банка (продолжительность рабочего дня, периодичность и продолжительность технических и обеденных переры­вов) и перечень совершаемых в них операций, а также порядок документооборота и передачи в банк информации об операциях, совершенных структурными подразделениями банка.

Заполнение кассирами справок и других документов о проведенных операциях за день может производиться с применением компьютерной техники.

При необходимости подкрепления операционной кассы банка денежной наличностью банк может приобретать ее у структурного подразделения Национального банка Республики Беларусь или другого банка на основании договоров.

Структурное подразделение Национального банка Республики Беларусь осуществляет выдачу денежной наличности банку только после зачисления эквивалентной суммы на счет структурного подразделения Национального банка Республики Беларусь. Способ доставки подкрепления денежной наличностью операционной кассы банка (служба инкассации Национального банка Республики Беларусь или служба инкассации банка) определяется структурным подразделением Национального банка Республики Беларусь.

Банк получает денежную наличность через службу инкассации. Банк может получить денежную наличность в структурном подразделении Национального банка Республики Беларусь по денежным чекам.

 

Инкассация денежной выручки организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется службой инкассации на основании договоров.

Начальник службы инкассации составляет маршруты и графики (время) заездов инкассаторов в организации (индивидуальным предпринимателям), согласовывая их с территориальными органами внутренних дел.

Банки, которым лицензией на осуществление банковской деятельности, выданной Национальным банком Республики Беларусь, не предоставлено право выполнять операции по инкассации наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей, самостоятельно устанавливают порядок организации непрерывного дежурства и определяют необходимость наличия специального транспорта с водителем, обеспечивая при этом сохранность перевозимых ценностей.

Для сдачи денежной выручки в банк организация (индивидуальный предприниматель) к каждой сумке (мешку) выписывает препроводительную ведомость, которая должна иметь подписи должностных лиц организации (индивидуального предпринимателя). Перед получением сумки (мешка) с денежной выручкой инкассатор-сборщик предъявляет кассиру организации (индивидуального предпринимателя) удостоверение личности инкассатора, доверенность, явочную карточку и порожнюю сумку (мешок). Кассир организации (индивидуального предпринимателя) предъявляет заверенный начальником службы инкассации банка образец оттиска пломбира, сумку (мешок) с денежной выручкой, накладную и копию препроводительной ведомости, после чего производит все необходимые записи в явочной карточке. Исправления при заполнении явочной карточки не допускаются. Неправильно произведенная запись зачеркивается, на свободном поле явочной карточки делается новая запись, заверенная подписью кассира организации (индивидуального предпринимателя). Производить записи в явочной карточке инкассатору-сборщику запрещается.

 

Перевозка подразумевает движение денег из банка. Предварительно подготовленная денежная наличность принимается инкассаторами службы инкассации банка (службы инкассации Национального банка Республики Беларусь) по количеству мешков (сумок) с проверкой правильности и целости упаковки, четкости оттисков пломбиров и соответствия их номеров номерам, указанным в сопроводительных описях; по суммам, обозначенным на ярлыках к мешкам (сумкам) и указанным в сопроводительных описях. Банк, отправляющий ценности через инкассаторов службы инкассации Национального банка Республики Беларусь в структурное подразделение Национального банка Республики Беларусь, передает в опечатанном заведующим операционной кассой конверте заверенные заведующим операционной кассой образцы оттисков пломбиров, которыми опломбированы получаемые инкассаторами мешки (сумки) с денежной наличностью.

Банк, отправляющий денежную наличность или иные ценности через инкассаторов в банк — получатель ценностей, составляет сопроводительную опись в трех экземплярах, из которых два экземпляра в опечатанном заведующим операционной кассой конверте отправляются через старшего бригады в банк — получатель ценностей, а третий — остается в банке-отправителе в кассовых документах вместе с расходным кассовым ордером (расходным внебалансовым), распоряжением на выдачу ценностей и доверенностью. На всех экземплярах сопроводительной описи проставляется печать заведующего операционной кассой банка-отправителя.

 

Ревизия ценностей, находящихся в хранилище операционной кассы, и проверка порядка их хранения проводятся: ежегодно по состоянию на 1 января нового года; не реже одного раза в квартал (внезапная ревизия); при смене руководителя банка, главного бухгалтера и лиц, ответственных за сохранность ценностей; при временной смене лиц, ответственных за сохранность ценностей; в других случаях – по распоряжениям руководителя головного учреждения банка.

Ревизия ценностей проводится составом лиц не менее 3 человек (один из которых является руководителем ревизии), назначаемых приказом руководителя банка, по указанию которого проводится ревизия ценностей. К проведению ревизии ценностей привлекаются подготовленные работники, не связанные с выполнением операций с ценностями, от которых приняты зачеты по знанию требований настоящей Инструкции, иных нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь и локальных нормативных актов банка по организации работы с ценностями.

Ответственность за правильную организацию и выполнение установленных правил проведения ревизий ценностей несут как руководитель банка, назначивший ревизию, так и руководитель ревизии.

Ревизия ценностей операционной кассы проводится в присутствии лиц, ответственных за сохранность ценностей. При проведении ревизии ценностей в отсутствии лица, ответственного за сохранность ценностей, об этом делается отметка в акте ревизии ценностей за подписями всех участников ревизии ценностей.

Проводимые ревизии ценностей не должны нарушать обычный ход операций банков.

Ревизия ценностей операционной кассы проводится с проверкой всех ценностей по состоянию на одну и ту же дату и в такой последовательности, которая исключала бы возможность сокрытия хищений и недостач ценностей.

О произведенной ревизии составляется акт ревизии ценностей за подписями всех работников, проводивших ее, и лиц, ответственных за сохранность ценностей.

При ревизии ценностей, связанной со сменой (временной сменой) лиц, ответственных за сохранность ценностей, подписи за остатки ценностей в книгах учета производятся лицами, сдающими ценности, до окончательной их проверки и подписания акта.

Помимо ревизий ценностей операционной кассы банка осуществляются проверки участков кассовой и инкассаторской работы, правильности учета, хранения и использования оружия, боеприпасов, а также внезапные проверки работы кассиров касс банка и его структурных подразделений. Периодичность проверок и состав комиссий, создаваемых для проведения проверок, определяются руководителем (заместителем руководителя) банка.

Руководитель банка (заместитель руководителя) обязан рассматривать результаты проведенных ревизий и проверок и принимать меры к устранению выявленных недостатков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: