Этика – практич фс, гуманистич наука




 

 

об иск-ве жить. Э.- область фил. знания, исследующая универс. предпосылки и формы нрав. отн-ий людей в сис-ме их исторически заданной духовно- практической дея-ти. Как неотъемлемое условие чел-ой жизни, общест. самоорганизации мораль предшествует познанию. Первые историч. известные образцы этич. учений возникают сравнительно поздно, в рамках древне-восточных фил-их традиций и в эпоху Античности. Они лишь условно соответствуют современ. пониманию теор. проблем морали и носят преимущественно хар-р практич. нравоучений, фил. дискуссий о благе и добродетели, о сравнит. ценности слов и дел, намерений и поступков, природе добра и зла. Целью Э., по словам Арист., явл. не назнание вообще, а содержание и оценка поступков, именно по-этому он называл Э. практич. фил-ей. Т.о.,Э.- это практич. фил-ия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности истор. раз-ия. Свобода чел. воли и морального выбора позволяют преобразовывать морально общие, универсальные в личностно данное, в область конкрет. дел и поступков, практич. плоскость жизни. Любовь, справедливость, сострадание и иные нрав. добродетели опред. поведение чел-ка, соединяют его с другими людьми, являются конечными причинами целостности и приемственности истор. процесса. В этом скрыт высший смысл практич. значения морали и выражающих его сущностных начал этич. учений. По природе своей Э. призвана решать практич., нрав. проблемы. Ее задачей явл. не только теор. описание и объяснение морали, но и прежде всего обоснование нрав-ых идеалов, образцовых моделей, чел-их отн-ий и способов их реализации. Формализованные значения этих идеалов в виде системы нрав. норм, заповедей, традиций, сословных и проф. моральных кодексов служит условием и инструментом нрав. воспитания, норматив. моральной регуляции отн-ий людей в об-ве, оценки их поступков. Э. Фромм определял Э. как науку об искусстве жить. Это универс наука, кот. сопровождает чел-ка на протяжении всей его жиз

 

 

ни. Можно добавить, что Э. - это наука об искусстве жить достойно (Эйнгорн). Э. - наука о презумпции чел-ого достоинства. Э-ку необходимо изучать как науку очел-ом достоинстве. А достоинство явл. одним из основных принципов гуманизма. В понимании гуманизма мораль была и остается единственным основанием, придающим смысл всем чел-им делам, стремлениям и самой жизни. Идеями гуманизма пронизана вся история становления чел-ой дух-ой культуры. Стержневым началом этих идей явл. убеждение, вера в безгранич. возможности чел-ка и его способность к разумному переустройству мира в целях достижения счастья. Современ. информ. цивилизация достаточно откровенно и последовательно утилитарна. Она соориентирована на матер. ценности. Это образ потреб. об-ва, кот. в значит. степени противостоит образу нравственности, ее высоким гуманистич. ценностям. Если в традиц. об-ве гуманистич., нрав. начала определялись самим способом сосуществования людей и их связей в структуре общ-ых отн-ий как отн-ий личной зависимости, то нынешняя, предельно рационализированная сис-ма общ-ого взаим-ия людей лишена такой заданности. Единствен. условием и надеждой построения современ. цивилизации на гуманистич. основах остается мораль. Великое истор. назначение морали - установление согласия между людьми, устранение их вражды и непонимания, определение гармонии межчел-их отн-ий как условий подлинного гуманизма, выражение права людей на достойную и счастливую жизнь. Гуманистич. обновление мира на нрав. началах выступает в качестве цели, но уже само движение к ней служит причиной всех др. чел-их целей, придает смысл истории

2. Природа морали: происх-е, сущность и специфика, осн ф-ии. Сущность – главное и необходимое в исследуемом объекте, его кач определенность. У чел-ка сущность – способность мыслить, его сознание. Сущность – это родовой признак, он распространяется на ряд явлений, кот-е не являются уникальным качеством. Сущностные признаки морали: регулятивность, социальность, социальная неоднородность, историчность, особое место в системе социальной регуляции. Мораль –это соц. регулятор. Мораль в совр.значении: 1)специф-й соц.регулятор, 2) поучение, наставление, 3) поучительный вывод. Мораль – это должное, а нрав-ть – реально сущее.

М – это специф. соц. регулятор, кот-ый имеет целью упорядочивание отношений индивид-общность, сохранение общности, и осуществляет ее только духовным (обычаи, общ. мнение, личная убежденность) способом.

Специфика (особое, единичное, уникальное). Политика и право тоже соц. регуляторы. Но от морали они отличаются по цели регуляции и по способу. Цель: политика - власть и властвование, потребности и интересы различных слоев, у права –защита собств-ти, охрана общ-го порядка, а у М - упорядочивание отношений индивид-общность, сохранение общности. Важное отличие в способах регуляции поведения людей: политика – полит.просвещение (духовный), сис-ма эк-ой помощи или блокады (матер-й), тер.акты, войны (насильственно-физический), у права - правовое просвещение, суды присяжных заседателей, комитет по помилованию (духовный), штрафы, лишение имущества (матер-й), лишение свободы, жизни (насильственно-физический), а у М только духовный – обычаи, общ. мнение, личная убежденность. Фурье считал, что М бессильна в действии. Она легко попирается нежеланием ей следовать, ей присущи противоречия. Это самый совершенный вид регуляции, но самый бессильный. Объектная специфика М. (М как абстракция, идеал, целостный предмет). 1) историческая долговременность. М возникла раньше др-х способов соц. регуляции. 2)всеобъемлемость - универсальное присутствие в любыслучаяхча)неинституциональность=всеинституциональность. 4)деятельностная необособленность (как у коммуникативной и эстет-ой деят-х) – универсальный характер противоречия, на разрешение кот-го М направлена (должное и сущее, инд-е и общее, добро и зло). Субъектная СМ. Признаки: 1) мор-я сознательность: необходимо различать оС-ть (прямое отражение действ-ти, суждение факта, объективность) и С-ть (опосредована интересами Sа, ценностно-оценочное отражение дейст-ти). М сознательность – специф-й вид С-ти, кот-й есть адеквтаное отражение и воплощение в дейст-ти требований и ценностей мор-й необх-ти. М.необх-ть – специфический вид соц.детерминации единства интересов и действий личности и об-ва в целях сохранения целого. 2) Добровольность. Воля – акт С, направленный на его реализацию в д-ти. М.б. добрая и злая. Злая – злая цель, а добрая – добрая цель+свобода воли. Мор.привычка – 1ый шаг к преодалению самопринуждения к доброму поступку. Высший уровень – мор.потребность. 3) М.мотив. Мотив – объяснительный принцип д-ти, неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель наших действий. Признаки бескорыстия: отсутствие мотива выгоды, отсутствие мотива воздаяния, приоритет общественного над личным. Формула основного мор. отношения: об-во и личность®(общ-е благо) высшая цель®(личное благо) конечная цель

У разлличных исследователей мы можем наблюдать различные способы выделения функций морали. Традиционно выделяют до пяти ф-ий морали, не мы выделим десять: 1. регулятивная: это ф-ия стоит первой, т.к сначала мораль предоставляет чел-ку глубинные ориентиры, именно моральн. ценности явл. цнтром всего дух-ого мира личности и оказывает воздействие на его взгляды и мировоззрение. 2. познавательная, т.к нравственные кач-ва явл. необходимым условием всякого позн-ия. 3.воспитательная Одна из важнейших ф-ий морали, т.к. без процесса воспитания невозможно существование об-ва и становление отдельной личности. В центре воспит. д. стоять нравств. воспитание, кот-ое сформирует дух. стержень личности. 4.оценочная производится через призму особых понятий: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д. 5. ценностно-ориентационная (4. и 5. ф-ии выделяет Титаренко) 6. двуединая: мировозренческая и мироотношенческая 7.универсальная коммуникация 8. универсальная адаптация 9.человекотворческая (жить, значит постепенно рождаться, т.е. формирование нравственной личности) 10. спасение чел-ка и человеческого рода от самоуничтожения (ИСКОННО ПРИСУЩА)

ПРОИСХОЖДЕНИЕ М. Время зарождения морали? 2) В ответ на какую объективную необходимость возникла мораль? 3) Как именно происходило становление морали? 1) первобытное стадо (ок. 2 млн. – 50 тыс. лет до н.э.) – обычай захоронения умерших. Потом решили, что это была не мораль, а элементарная необходимость. Период материнского рода (ок. 6 тыс. лет до н.э.) – возникновение протоморали (дифференциация сознания). Здесь появляются имена. Имя – фиксация особенности, отличия одного от другого, осознанные индивидом. 2)необходимость сохранения рода от внутреннего и внешнего разрушения. Мораль возникает как хранительница общности. Первые нормы регулирования – табу.3) одновременно шел процесс формирования и морального сознания и моральной практики. Первая оппозиция: полезное и вредное, опасное и безопасное.Двойственность первобытной морали. Все люди делятся на своих и чужих. Талион (лат. возмездие) – обычай ограничения кровной мести (око за око…). Талион – основа моральной и правовой регуляции. В основе принцип воздающей справедливости. Затем в сер. 18 века появляется «золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего себе не желаешь. Оно существовало и в раньше, но обозначаться так стало только в 18 веке. Оно знаменовало переход от безличной ответственности рода к отв-ти инд-да. Общечел-й смысл ЗП сопряжен с идеей равенства. Его положит-е значение: личность берет отв-ть на себя, вырабатывает спос-ть ставить себя на место другого.

3. Мораль и нравственность: ед-во и различие В первоначальном значении "этика", "мораль", "нравственность" - разн слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как обл. знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой подразумевается сооттветствующая ветвь знания. наука, а под моралью (нравственностью) изучаемый ею предмет. Сущ также разл попытки разведения понятий морали и нравственности. В начале 70-х гг. в отеч. этике ряд авторов высказыва6ет идею о том, чтобы развести понятия морали и нравственности. Суть проблемы в том, что этика не стояла на месте, с ее развитием происходит переоценка содержания этич. зн-я (с Канта). С Аристотеля до Канта этика - наука о должном, следовательно, необходимо изучение различных уровней бытия этих явлений: этики, морали и нравственности. Первым определенно в истории фиилософии высказывается за разделение морали и нравственности Гегель. Он рассмотрел мораль и нравственность как разные стадии развития духа: мораль - субъктивный дух, нравственность - объективный дух - более высокого уровня развития явление, которое синтезируется индивидом и общественным началом.

Под моралью понимается субъективный дух - субъект. аспект, соответствующих поступков, а под нравственностью - сами поступки в их объективно развернутой полноте. Мораль - то, каким видятся поступки индивиду в его субъективных оценках умыслах, пеереживаниях вины, а нравственность - то, каким на самом деле являются поступки ч-ка в реал. опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью приземленные, историческе изменчивые нормы поведения. Мораль - специфический вид регуляции соц. отн-й, способ сохранения целостности общности, поэтому мораль защищает общественные доминанты. Ей присущи потенциальные отчууждения, которые требуют служения др. ч-ку, ч-ву в целом. В этом и состоит причина неприятия морали. Она претендует на совершенный способ регуляции. В этом смыслле она более совершенна, чем политическая или правовая. Доминанта индивидуального требует компенсации, поэтому возникает необходимость дополнения морали. Мораль - это официальное, предписываемое от имени общества, должное поведение, линия жизни, что нечто внешнее, объективное.

Нравственность - неофициальное, внутреннее, индивидуальное, субъективное. Морал ь - предписывает должное требование ценностей (сфера сознания). Нравственность - практика,реальная жизнь (практика отн-й). Мораль - специфич регулятор отн-й. Нравственность - специфический способ освоения мира 3 способа освоения мира: 1. Наука - результатом которой является истина. 2. Искусство - результакт красота. 3. Утверждение нравственности - результат добро.Нравственность - выстраивает вертикаль перспективы, стратегии, следовательно, более высокий и сложный уровень развития.2 типа освоения типа: 1. о-своение - стать своим окружающему мира (идея служения миру); 2. при-своение - потребительски-завоевательное отн-е (лучше брать, чем отдавать). Нравственность - духовно-практический способ освоения мира;

Мораль - социально ограничено, но ч-к принадлежит не только социуму, но и часть универсума. Нравственность - формирует больше универсальное мировоззрение, она отличается от морали уже тем,что для нравственности характерна универсальная парадигма восприятия мира, мироотн-я. 4-е признака способа освоения мира: 1.универсалилзация чел-го бытия (новый уровень ответственности); 2. гармонизация чел-го бытия (целостность и подлинность чел-го бытия); 3. гуманизация бытия: провозглашение ценности ч-ка и реализация в суждении др. ч-ка; 4. необходима деонтизация бытия (от греч. деон - долг, всеобщие долженствование) Бахтин: "Ч-к - как долженствующая единственность" категорический императив Канта.

И мораль и нравственность являются совокупностью норм, ценностеей, идеалов,установок,которые регулируют чел-е поведение и являются важнеейшимми составляющими культуры. Но особенностью морали является то, что для своего успешного действия она должна быть глубоко усвоена ч-ком, должна стать частью его внутреннегот мира. Ч-к морален только тогда, когда нравственное поведение становится органичным для него и его не нужно контролировать, проверять. У воистину нравственнойт личности существуют устояввшиеся мор. привычки и может срабатывать мор. интуиция - то, что дейсттвует автоматически.

4. Аксиологич категории этики. Категории этики - осн понятия Э, отраж наибо существстороны и элементы морали и теоритический аппарат этической науки. К.Э.(категории этики) объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построения. Конкретное содержание К.Э., их классическая форма и место каждой из них в общей системе пронятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными К.Э. считались понятия добра и долга, а также совести, справедливости и др. Сторонники рационализма в этике стремились к построению строго упорядоченной, обычно дедуктивн системы понятий, в кот каждаяя К.Э. определялась юы через другую, более общую. У идеалистов не было единой системы построенияя К.Э.: Одни философы считали основополагающим понятие добра (Платон) и выводили из него остальные понятия; другие - долга (Кант). Но в результате того, что в построении систем возникали трудно ти некоторые мыслители приходили к выводу, что между категориями этики не существует единства.

Прблема категорий начинается с Аристотеля - создал 1-м систему категорий в этике. Высшая категория для него - благо, у него все сним соотносится. Большое значение в его системе имела категория чести. Уже в этике Аристотели появляются такие категории как:чести,долга,достоинства, счастья. Вообще, Э.К. делятся на 2 вида: 1. нетрадиционные (категориальный ряд новой и новейшей этики, который разрабатывалсся с этики Кант: "Этика наука о должном"). 2.традиционные - аксеологические и экзистенциальные категории: долг, благо, справедливость, дружба, любовь, счастье, смысл жизни. К.Э. неоднозначны. Некоторые из них определяют универсальное значение нравственности, конечные цели личностного и мирового развития, наиб. общие исходные принципы морали. Это понятие: благо, добро, добродетель, справедливость, счастье, правда, любовь и др. Большая группа К.Э. выражает всеобщие нравственных основания личности, опредпляет принципы внутреннего содержания индивидд. мор. сознания. Эти значения представлены в понятиях: долг, совесть, честь, достоинство. Третья совокупность категорий фиксирует конечные формы отрицательных значений и принципов морали синтезированных в понятии зло, содержание которого раскрывается в представлениях о лжи,ненависти,предательстве, подлости и др. аморальных явлениях.Систематизирующим началом формирования этич-го знания и выражающих его нравственных понятий служит каттегория добро. В традициях этики все, что считается моральным, нравственно-должным - добро. В этом смысле значение доброго совпадает с содержанием нравст. ценностей. Способ моральной мотивации и мор. действия- есть выбор между добром и злом, который ч-к осуществляет не в силу эмпиротивной необходимости, а по собственному признанию и пониманию этой необходимости. Производными от добра понятиями и в теор. этике и в сфере обыденного сознания выступает представление о доброте, добродетели, добродеяния как морально-ценностных характеристиках отзывчивости внимания к людям, справедливости, бескорыстия, щедрости, готовности поступииться своими интеересами ради др-х. Представления о добром предполагают стремления к высшим идеалам правдивости, душевной гармонии, счастья, любви.

Личностным проявлением добра, обобщенным выражение6м добродетели на уровне индивидуально - мор. сознание выступает категория долга. Моральное долженствование- начало нравственной заданности ч-ка условие, мотив, побуждение к осуществлению нравственных поступков. Голос долг звучит как внутр. исходящий из глубины сознания ч-ка, мор. требование. Понятие долга объясняет сам способ индивид. мор. выбора и нрав. дей-я. Категория чести, достоинства, совести раскрывает действит-е содержание мор. заданнности личности и меры ее готовности к осуществлению нравственно-должного. Понятие чести в должном дает представление о честности в отношении к себе и др-м. Совесть в должном есть проявление внутр. нрав. з-на, индивид. воли. Если в сознании доминирует рациональный компонент знания своих обязанностей,то в сознании совести доминирует чувство совести. Совесть - самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков черех призму высших нравственных ценностей. Она активизирует всю нрав. жизнь ч-ка, является важным механизмом утверждения добра и справедливости. Совесть говорит ч-ку как нужно действовать.

Справедливость. Вера в торжество справедливости является мощным катализатором добродетельного поведения. Справедливость мера соотве6тствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой в общесьвенном мнении.Сознание справедливости включает в себя чувство справедливости и определенные знания о должном, справедливом.

Счастье - есть достаточно сильное переживание полноты бытия, есть сосстояние высшей удовлетворенности своей жизнью, которое недолговечно, т.к. ч-к привыкает к своим удачам и возникает потребность в более глубоком переживании, ином самоутверждении и духовном обогащении. Поллнота бытия не может быть достигнута без утверждения мор. ценностей, составляющих центр всей жизни ч-ка, следовательно, полноценное счастье чаще встречается у добрых, справедливых, честных людей. В счастье присутствует оценка поступка, ситуации, оценка через призму высших мор-х ценностей, а ен с позиций личного эгоизма.

Смысл жизни. В процессе размышления о смысле существования естесвенен выход на высш. мор. ценности. В этом случае ч-к размышляет о добре и зле, справедливости, долге и пытается переложить на свою собственную судьбу. Утрата смысла жизни приводит к разрушинию личности. Смысл жизни - направленность жизнедеятельности ч-ка и его реализация в ттех ценностных направлениях, которые уже существуют. Собирательное значение аморального, противостоящего нравственно-ценностному сконцентрировано в категории зла. Но при всех отрицательных значениях зла оно необходимо для установления мор. сравнимости преодоления нрав. пороков, а значит, в конечном счете, создания нрав-го прогресса. Зло идет параллельно с добром. Они способны взаимно превращаться и нередко меняться (гонения на ведьм, убивание стариков являлось добродеянием).Т.о., все К.Э. взаимосвязаны и составляют целостную систему, которая постоянно развивается и обогащается новыми понятиями



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: