КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА




Глава VIII

 

На современном этапе интерес к Востоку огромен и, пожалуй, будет возрастать.

В наши дни термин Восток широко используется как в повседневной жизни, так в сферах научной, творческой и практической деятельности человека. Например: к феномену Востоку – этому «тонкому», сложному и многогранному понятию - часто обращаются философы, историки, социологи, психологи, политики, предприниматели, юрист, педагоги и другие.

Нет сомнения в том, что в обыденной жизни для большинства представление о Востоке ассоциируется с отдельными свойствами и чертами южных и азиатских стран и народов с ярким, низким и звёздным небом, знойным климатом и обширной географии; где существуют пёстрые и шумные базары, царства садов роз, душистые пряности и изысканные сладости; где живут импульсивные мужчины, чёрнобровые и велиокие красавицы; где были сочинены пленительные сказки «Тысячи и одной ночи», «Лайла и Маджнун», эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»; где появлялись на свет великие мудрецы, математики, астрономы, врачи и педагоги; где философия не только школа любомудрия, но и выражение самой мудрости человека, отражение его миропонимания и осознание самого себя в мире.

На самом деле, на Востоке причудливо соединены высочайшие примеры вдохновлённого человеческого сознания и понимания ничтожности телесного мира; здесь нежнейшие чувства любви и уважения к женщине сочетаются с её «бесправием» на уровни домашнего хозяйствования; образцы безграничной человечности сталкиваются с холодной беспощадной «местью»; полёт свободомыслия ограничивается религиозными учениями и традициями.

Для изучения данного многозначительного феномена, заслуживающего научного интереса необходимо ознакомиться не только с историей возникновения термина «Восток», но и богатейшими культурами этого обширного географического региона мира - протянувшегося от ближневосточных стран, Ирана, Индии, Китая до Японии и других стран юго-восточной Азии.

И так, Что же такое – Восток?

Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Здесь поставлен вопрос, но нет на него однозначащего ответа, как это бывает в естественных и технических науках, то есть в математике, физике, медицине и т. п. В данном случае есть вопрос и существует множество мнений. Когда говорим, Восток речь идёт не о географическом понятии, скорее об историко-культурном и социально- политическом богатстве и прогрессе человеческих обществ. Здесь речь идёт о гигантской всечеловеческой цельности, пусть в чем-то весьма неоднородной и порой противоречивой, но всё же почти монолитно цельной в своей глубиной основе- той самой основе, которая, собственно, и породила в своё время дихотомию – Восток-Запад. Понятие «Восток- Запад» как дихотомия возникло в рамках Греко-римского культурного наследия. Не случайно древние римляне, культура которых во многом являлась дочерней по отношению к ближневосточной с почтением говорили: «Свет с Востока». Таким образом, в историко-культурном аспекте термин «Восток» восходит к античной традиции. Бывшие восточные провинции Римской империи и прилегающие к ним территории, то есть всё то, что было на востоке от Рима, называли Востоком. По существу с возникновением империи Александра Македонского и берёт свое начало дихотомия «Восток-Запад», так как в этот период греки стали ощущать и определять очень важные и характерные отличия своей культуры от образа жизни и мысли народов, сопредельных стран - Востока. Таким образом, начиная с эллинистической Греции в мировом культурном и цивилизационном процессе осознаётся две тенденции развития – европейская (античная) и неевропейская (восточная).

Необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития мировых цивилизаций трудно провести четко границу между Востоком и Западом. Сегодня одна и та же стран или группы стан могут в культурном отношении принадлежать Востоку, а в политическом, экономическом выборе – Западу (например, Турция, Япония или Россия, имеющая две корни - восточные и западные, являющая мостом между Востоком и Западом).

История Востока имеет длительную протяженность во времени и пространстве, но в данной главе рассматриваются культур и цивилизации Древнего Ближнего и Среднего Востока, Ирана, Индии, Китая и Японии. Хронологические границы достаточно условны, так как в отличие от Европы здесь нет четкого деления на древность и средневековье.

В этих регионах Востока возникли, и долгие времена существовали мощные и централизованные государства, которые сыграли значительную роль в истории мировой культуры и цивилизации.

Особую роль в историко-культурных судьбах народов Древнего Востока сыграли самые крупные на Земном шаре реки как Евфрат и Тигр, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы. Эти реки образовали обширные бассейны с плодородной хорошо орошаемой почвой и богатым миром растений и животных, что имело огромное значение для жизни и деятельности человека.

На этих территориях можно было жить и вести творческую, хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, создания запасов воды в водохранилищах и через систему искусственных каналов использовали её. Эти условия заставляли народы, населяющие долины великих рек задуматься о необходимости укрепления берегов, строительстве дамб, плотин и других сооружений. Необходимость коллективного труда пробуждало инициативу людей, живущих здесь, способствовала развитию производительных сил, использованию местного сырья, созданию новых необходимых орудий труда, накоплению опыта и знаний.

Исторические материалы и документы свидетельствуют о том, что многие научные и технические открытия были совершены на Востоке. В ряде регионов Древнего Востока сложились устойчивые крупные языковые семьи, которые в дальнейшем делились на ветви и групп языков (например: древние индийские языки, китайский и ближневосточные языки). Интеграции этнических и культурных процессов привели к появлению городов, созданию мощных централизованных государств, повороту от мифологических представлений о мире к выработке основных понятий и категорий в области философских, естественных, технических, медицинских и других знаний, к зарождению новых религиозно-философских концепций понимания мира и место человека в нём.

Среди мыслителей Востока, которых называют «учителями человечества» - это Кунь-цзы (Конфуций), Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда), Заратуштра, Моисей, Иисус Христос и Мохаммад, которые заложили нравственные основы различных восточных религиозно-философских взглядов и концепций ценностей, которые были реализованы и легли в основу культур и цивилизации Востока. Это китайско-конфуцианская культура, индо-буддийская культура, христианская культура, арабо-исламская культура, привело к особому выбору пути развития, то есть к неантичному или неевропейскому развитию и цивилизацией.

Неслучайно, важнейшим периодом в истории мировой культуры и в частности Древнего Востока является так называемое «Осевое время», охватывающее те духовные ценности и совершения, которые происходили между VIII – II вв. до н. э., на всей территории Востока. Таким образом, иной выбор историко-культурного развития Востока, с одной стороны демонстрирует многообразие типов и много вариантность развития культуры народов мира и в частности Востока, а с другой проявляет единство всего мира Востока, сыгравшего заметную роль в историко-культурном обогащений мозаичной картины мировой культуры и цивилизации.

Следует отметить, что Восток и Запад - это не высокая и низкая культуры, то есть это не расположенные одна на другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, по-разному. Это два образа мысли и два выбора обустройства человеческого бытия. Культурные «системы» Восток – Запад - это два «языка», на которых могут мыслить и изъясняться люди в процессе постижения окружающего их мира.

В историческом аспекте, как отмечалось выше, понятие «Восток» восходит к глубокой древности, к эпохе греко-персидских войн. Именно с противостояния греков и персов зародился стереотип якобы «исконной вражды» между Востоком и Западом, то есть между Азией и Европой, между мировоззрениями и мироощущениями восточных и западных людей, у которых всё разное – флора, фауна, климат, духовная и материальная культуры- ценности, законы, этика, эстетика и психология, а также пища, одежда, музыка, т.п.

Вторым историческим этапом в осмыслении понятия Восток-Запад является психологически отгороженность Запада от Востока, отчуждение от него, недоверие к нему и даже страх перед ним. Эти идеи усилились в Европе в эпохи средневековья, когда главной социальной характеристикой человека стала его религиозная принадлежность. Эта эпоха противоборства между арабами и европейцами (VII – IX вв., когда арабы захватили южных частей Франции и Италии, а также часть Испании и др.).

Третий этап отношения между Востоком и Западом начался в X – XI вв. с контрнаступлением европейцев на Ближний Восток – с Крестовыми походами. Эпоха Крестовых походов стала важным периодом подробного ознакомления Запада с Востоком, в особенности с арабо-исламским Востоком и его культурой.

Эпоха колониальная экспансия (VII – XIX вв.) окончательно поссорила но взгляд Восток с Европой, и Восток почувствовал в лице Запад своего врага. Далее, на протяжении XIX – XX вв. На Западе, в том числе в России, накоплен огромный реалистичный материал и научные работы о культуре народов Востока. Как на Западе, так и на Востоке появились новые поколения мыслителей, историков, политиков и учёных, которые объективно анализировали и систематизировали этот богатейший материал.

В течение последних двух веков возникли новые ориентальные научные направления, возникли институты при академии наук многих европейских и восточных стран, в том числе в России, а также появились различные научные подходы к изучению культур и цивилизации Востока.

На современном этапе существуют различные подходы к пониманию Востока и Запада:

- «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда»;

- «Когда резню устаивают азиаты - это зверство, а когда европейцы - это политическая необходимость»;

- «Восток есть Запад, и Запад есть Восток. Нет Востока без Запада, и нет Запада без Востока».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: