Культура Среднего Востока: Месопотамия, Древний Иран




Следующим после Египта очагом древней культуры, создавшим огромные художественные ценности, были страны Передней Азии (Ближний Восток) с разноплеменным населением. Это Шумер, Вавилон и Ассирия, расположенные в плодородной долине Тигра и Ефрата (Двуречье), куда древние поместили сады Эдема, Палестина и Сиро-Финикия на западе, на побережье Средиземного моря, Хеттское государство в горных районах; Древнее Закавказье в центральной части Малой Азии и Урарту на Армянском Нагорье. Эти древнейшие цивилизации, сыгравшие исключительную роль в многотысячелетнем процессе формирования мировой культуры, с XVIII в. привлекали внимание ученых мира еще и потому, что многие события, города, цари, исторические и религиозные деятели этих древних стран упоминаются в Библии (Вавилонская башня и дворец Навуходоносора, где проходил пир Валтасара; гора Арарат, к которой причалил ковчег Ноя, построенный в Шуруппаке; Ур халдейский, из которого Авраам вышел в Харран, а затем в Ханаан, в «землю обетованную, и др.).

Наиболее изученной областью Передней Азии является Месопотамия (Двуречье), где на протяжении трех тысяч лет, сменяя друг друга, создавались и распадались различные государства, сначала шумеро-аккадские, затем Вавилон и Ассирия. Как и Египет, Месопотамия наложила значительный отпечаток на культуру стран Передней Азии (достаточно вспомнить, что все они заимствовали у шумеров клинопись, по-разному приспособив ее к нуждам своих языков). Развиваясь параллельно с Египтом, Месопотамия во многом не похожа на него. В отличие от естественно замкнутого пространства Египта территория ее открыта для перемещения племен, вторжений и завоеваний. Долгое время здесь не было политического единства, централизованной власти и единой религии, а существовало много городов-государств (Ур, Лагаш, Урук, Эшнунна и др.) со своими правителями, законами и божествами. Поэтому художественная культура этой обширной области Древнего Востока отличается многообразием своих проявлений.

Исторические факты свидетельствуют о том, что Месопотамская цивилизация - одна из древнейших в мире. Именно в Шумере человечество впервые вышло из первобытного состояния и вступило в эпоху древности - отсюда начинается подлинная история человечества. Не случайны высокие достижения Месопотамии в области политической теории и практики, военного дела, государственного права (законы Хаммурапи): административное деление страны на сатрапии1, разделение гражданской и военной власти в провинциях, которые потом усвоили не только страны Востока, но и эллинские правители, и римские кесари. Именно в Месопотамии родилась идея преемственности «царственности», единой царской власти, переходящей из одного города-государства в другой, которая в библейской Книге Даниила отзовется идеей «смены царств», через раннехристианскую историософию возникает в Древней Руси как теория «Москвы-Третьего Рима». Кстати, Шапка Мономаха, по преданию, через Византию пришла на Русь из Древнего Вавилона («Сказание о Вавилон-граде»).

Самым ранним культурным центром Двуречья является Шумер, где на юге, на берегу Персидского залива, не позднее 4-го тыс. до н.э. возникают первые города. Ученые полагают, что шумеры не коренные жители этих мест, т.к. многие топонимы низовья Двуречья по происхождению не являются шумерийскими. Сами шумеры считали, что их предки прибыли с островов Персидского залива (например, из г. Дальмуна на о. Бахрейн родом эпический герой Гильгамеш, основавший г. Урук там, где Тигр и Евфрат, сливаясь, впадают в залив). Ряд древних текстов указывает на Кавказ, существует даже гипотеза о внеземном происхождении шумеров. Их язык не имеет родства ни с одним языком народов мира. Это, пожалуй, самый загадочный народ мира, этническая принадлежность которого до сих пор является предметом научных споров.

Постепенно шумеры заняли значительную территорию, вплоть до современного Багдада. Культурные центры Шумера - города Урук, Дмеждет-Иаср, Эль-Обейд, Лагаш, Эшнунна, Ур - оставили нам своеобразные памятники культуры. Речь идет о каменных печатях в виде цилиндра, очевидно игравших роль амулетов, затем знаков собственности.

В основе верований древней Месопотамии лежат представления раннеземледельческих общин с их культом женского божества плодородия и почитание первопредков - животных (тотемизм). По представлениям шумеров богиня первозданного океана Намму произвела первую пару бога Aну и богиню Иннану от которых произошли все остальные.

Самые древние из известных нам храмов шумеров были посвящены Инанне (Инине) и богу Any. Это «Белый» и «Красный» храмы в Уруке (совр. Варка), названные по окраске стен. Выстроенные из кирпича-сырца, они стояли на искусственных террасах для защиты от почвенных вод. Раскопки позволяют реконструировать и другой тип храмовой архитектуры - зиккурат, который, как и пирамида в Египте, будет играть важнейшую роль в архитектуре всей Передней Азии. Это ступенчатая башня, прямоугольная в плане, сложенная из кирпича-сырца, на верхней площадке которой располагался небольшой храмик - «жилище бога». Зиккурат неотъемлемая часть всякого храмового комплекса в Месопотамии, служил жрецам так же как обсерватория для астрономических наблюдений. Древнейший из них, выстроенный в виде трехступенчатой башни высотой в 21 м находится в Уре.

Вторым крупным государством была Ассирия, достигшая высшего расцвета в 1-е тыс. до н.э., ставшая рабовладельческим государством и подчинившая себе в результате захватнических войн всю Переднюю Азию. Поскольку задачей искусства в Ассирии было прославление деяний царя и военной мощи империи, оно носило более светский характер, чем искусство Египта или раннего Шумера, хотя влияние последнего на ассирийскую культуру прослеживается отчетливо. Здесь строили преимущественно дворцы. Раскопки дворцовых комплексов Ашшурнасирпала II, Саргона II, Ашшурбанапала дают представление о стилистических особенностях искусства Ассирии. Классическим примером является дворец Саргона II в Дур-Шаррукине - «Версаль» ассирийского царя. Выстроенный на искусственной террасе, он был окружен стенами с арками-входами, которые охраняли монументальные фигуры фантастических животных «шеду» или «ламассу» имевших по пять ног, так что входящий во дворец воспринимал их одновременно и стоящими, и движущимися. Магический взгляд стража ворот, казалось, неотступно преследовал вступающего под арку, лишая его злых намерений. В пластике Ассирии преобладал рельеф – бесконечные летописи военных побед и царской охоты в этих рельефах впервые показывается последовательное развитие действий и дастся полный профиль в изображении фигур. Характерно, что и в литературе Ассирии не сохранилось ничего, кроме царских анналов с описаниями походов и побед. При общей правильной трактовке анатомии, детализации мускулатуры рук и ног рельефы эти грубоваты, суровы по стилю, изображения людей и животных отличаются скованностью.

В 612 г. до н. э. столица Ассирии Ниневия была захвачена царем Вавилона Набопаласаром и разрушена. В последний раз Вавилон становится крупнейшим культурным и торговым центром Передней Азии. Границы Нововавилонского царства значительно раздвинул Навуходоносор II (604-592 гг. до н. э.). В своих владениях он осуществлял грандиозное храмовое, дворцовое, оборонительное и ирригационное строительство. Свидетельства об этом мы находим в Библии, в трудах греческих историков Геродота, Диодора, Страбона.

Новый Вавилон был огромным городом площадью около 4 кв. км, с улицами, пересекающимися под прямым углом. Тройные степы города имели толщину от 4 до 6,5 м и высоту до 25 м, через восемь ворот шли дороги к главным храмам. С середины стороны находились главные, парадные, ворота богини Иштар высотой в 9 м, от которых начиналась трехсотметровая священная дорога процессий Айбуршабу («Врагу не добиться победы»). Она шла к главному храму Вавилона - Эсагилу («Дом, в котором поднимают голову»), посвященному богу Мардуку. На территории храма возвышалась знаменитая Вавилонская башня-зиккурат Этеменанки («Дом краеугольного камня земли и неба»). При площади основания 91,5х91,5м ее высота достигала 90 м. Она состояла из семи уступов, выкрашенных в цвета семи планет: черный, белый, пурпурный, синий, ярко-красный, серебряный и золотой. Подъем шел снаружи спиралью вокруг башни к стоящему наверху бело-бирюзовому золотокупольному храму Мардука и его жены - богини утренней зари Царпанит.

Раскопки обнаружили дворец Навуходоносора, в котором находились знаменитые «висячие сады», одно из семи чудес света, - зеленые насаждения на искусственных террасах, поддерживаемые сводчатыми арками, орошаемые через систему каналов, колодцев и водоподъемных устройств водой из Евфрата.

В 538 г. Вавилон был завоеван персидским царем Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов, но сохранил значение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в 331 г. до н.э. в Вавилон, где «короновался» и принес жертву Мардуку. Он начал восстанавливать старые храмы, сгоревшую Вавилонскую башню и дворцы города, который как и Александрию и Египте, хотел сделать столицей своей империи и в котором умер в 323 г. до н. э. вернувшись из восточного похода. Но приход эллинов для месопотамской цивилизации, как для египетской, оказался роковым. Культура Двуречья, устоявшая во время бесконечных войн, ассимилировавшая многие волны пришельцев, отступила перед более молодой и сильной культурой эллинов.

В древней и высокоразвитой цивилизации Ирана можно выделить следующие этапы развития: мидийскую эпоху (конец IV тысячелетия до н. э. – VII в. до н. э.), мидийскую – (VIII-VI вв. до н. э.), ахеменидский период (VI в. до н. э. – 330 год до н. э.), парфянскую державу, империи Сасанидов и Селевкидов (III в. до н. э. – 224 год н. э.). Раннегосударственные объединения племен появились в юго-западном Иране, в области Элам, расположенном в долине рек Карун и Керха, впадающих в древности в Персидский залив, где ежу существовало долгое время развитое поливное земледелие, скотоводство, различные ремесла, появились поселения городского типа. Столицей становятся Сузы, город на перекрестке важнейших путей, связывающих Элам с Месопотамией, северным и восточным Ираном.

В формировании духовной культуры Древнего Ирана весомую роль сыграл Зороастризм. Возникший в VII-VI вв. до н. э.

Основателем этой религии считают пророка Заратуштра живущего предположительно в VII-VI веках до н. э. Главный объект поклонения зороастрийцев – божество Ахура-Мазда.

Зороастризм вырос из комплекса родоплеменных верований древнеиранских кочевников – скотоводов. Составными компонентами этих верований были культ священных животных, почитание предков, поклонение духам – покровителям, божествам природы: Митре (бог Солнца), Анахите (богиня воды и плодородия) и другим богам, в которых они почитали свет, солнце, луну. Ветер и т. д.

Религиозное учение Заратуштра, нашедшие отклик в массах, получило отражение в виде священного писания зороастризма – «Авеста». Авеста как памятник мировой культуры и священного писания. Зороастризма – религия Древнего Ирана – представляет собой сборник текстов социально-исторического и религиозно-нравственного содержания. Древнейшие из них являются продуктом устного народного творчества и относятся к начальной стадии формирования Зороастризма. Более поздний приписываются Заратуштре и его последователем – заорастрийским жрецам.

Древнеиранские религии, такие как зороастризм и манихейство оказали значительное влияние на развитие античной философии и эсхатологические учения (о конце света) в христианстве и исламе.

Одним из крупных достижений древних иранцев было создание своеобразной клинописи. Персидская клинопись в отличие от аккадской, содержащей около 600 знаков была почти алфавитной и имела всего немногим более 40 знаков. Она употреблялась для царских торжественных надписей на стенах, колоннах, гробницах правителей, оружии, посуде, печатях. Самая знаменитая из них – Бехистунская (7х22,5 м), высечена на трех языках (эламском, аккадскоми древнеперсидском) на скале у г. Хамадан на высоте 105 м и рассказывает о правлении Дария I. Над надписью высечен рельеф, на котором Ахура-Мазда вручает Дарию, стоящему среди придворных, кольцо как символ царской власти.

Величественным памятником Иранской архитектуры являются дворцовые комплексы в Пасаргадах, Персеполе и Сузах.

Оживленные этнические контакты способствовали взаимопроникновению научных знаний, приемов искусства и постепенному возникновению, по существу, новой материальной и духовной культуры.

Культура Древней Индии

 

На Дальнем Востоке и в Юго-восточной Азии в отличии от средиземноморского – ближневосточного мира, с древности втянутого в сферу греко-римского влияния, складываются собственные очаги культуры, глубоко самобытные и столь же древние.

Археологические и литературные источники свидетельствуют, что культурная традиция Индии насчитывает пять тысячелетий. Следуя хронологическому принципу, в истории Индии выделяют: Хараппскую цивилизацию (2500-1700 гг. до н. э.), эпоху Маурьев (320-185 гг. до н. э.), эпоху Кушанов (78-200 гг.), Гуптскую империю (320-510 гг.).

Отличительной чертой индийской культуры является почитание знаний и существования «царства» богов а ее литературе и мифологии.

Учиться в Индию приезжали со всех концов востока. В ряде крупных городов функционировали учебные центры, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. В силу философской специфики индийской культуры, ученых не интересовала логика научных знаний, но их больше волновала тайна Вселенной и практические вопросы духовного развития человека.. индийская культура самая духовная среди культур востока и основана на идее «спасение», «освобождение».

Великие достижения этой страны в науках и искусстве, здесь родилась гениальная догадка о вращении земли вокруг Солнца. Астроном Арьябхата (V в.) утверждал, что Земля – шар и вращается вокруг своей оси, что видимые планеты находятся на разных и притом огромных расстояниях от Земли, которая движется в космосе, в неподвижном небе. В индии была создана десятичная система счисления, которая через арабский Восток попала в Европу под названием «арабские числа». Категория пустоты, открытая буддийским мыслителям Нагарджуной, привела к появлению понятия «нуль» и абстрактных чисел. Если у египтян и греков ведущей наукой была геометрия, то индия – родина алгебры.

Древние индийские математики знали такие действия, как извлечение квадратных и кубических корней, решение квадратных уравнений и уравнений первой степени с двумя неизвестными, пользовались таблицами синусов. Гни знали о соотношении между длиной окружности и ее диаметром, т. е. значение «Пи». Все эти термины вошли в нашу жизнь из индии, также как шахматы, родившиеся из древней игры чатуранга.

В глубокой древности в Индии было создано учение о долголетии («аюрведа»). Древнеиндийские медики сложили основу траволечения, изучали свойства трав, влияние климата ан здоровье человека, а также огромное внимание уделялось вопросам личной гигиены и диете. Медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма. Индийская традиционная медицина особое внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, явлений, а также наследственность. Индийская медицина славилась далеко за пределами Индии. Хирургические трактаты описывают множество операций а применением 120 инструментов.

Относительно познаний древних индийцев в области механики, гидротехнических сооружений, химии и других наук, можно судить в основном по их практическим достижениям в строительстве культовых, жилых и государственных зданий, а также сооружений каналов, плотин, кораблей, по их успехам в металлургии, в приготовлении красок, лекарств, ядов и противоядий.

Индийская философия – истинно «живые плоды», продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Она оказала сильное воздействие на философскую мысль Запада. Поиск «света, который исходит с Востока», «истины о происхождении рода человеческого», которым были заняты многие философы западные – очевидное свидетельство той связи, которая соединяет западную культуру с Индией.

Главная ценности древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека (интровертивность), она открывает мир возможностей нравственной личности, «в этом кроется тайна ее живучести».

Древнеиндийская философская мысль существовала главным образом в системе двух больших школ: - это ортодоксальные, признающие авторитет Вед: Веданта (IV-II вв. до н. э.), Миманса (VI в. до н. э.), Санкхья (VI в. до н. э.) и неортодоксальные, не признающие авторитет Вед: Джайнизма (IV в. до н. э.), Буддизма (VII-VI вв. до н. э.).

Существовала и другая школа, которая выступала против основных положений религиозно-философских школ. Данная школа – локаятники («материалисты»), основным источником познания они считали чувственное восприятие.

В VI в. до н. э. в брахманской Индии появились и «странные» люди. Они соблюдали пять «святых обетов» - не обижать, не говорить неправду, ничего не брать чужого без позволения, сохранять целомудрие и супружескую верность, упражняться в отречении от всего мирского. Одним словом, они были аскетами. В дальнейшем они были названы Джайнистами. Джайнисты основали свою культовую организацию и стали строить храмы, создали монастыри и разработали свой культ с праздниками, торжественными процессиями. Джайнизм выбрал путь к спасению через аскетический образ жизни. Таким образом, крайне аскетический характер джайнизма помешал ему стать распространенной религией народов Древней Индии, но поиск новой религии продолжался. И в том же VI в. до н. э. родилась новая религия – Буддизм, ставший самой ранней по времени появления мировой религией.

Историко-культурные предания связывают появление буддизма с именем Сиддхартха Гаутамы (566 – 486 гг. до н. э.) кшатрия из племени шакъев. В возрасте 29 лет ушел из дома и встал на путь аскетизма и поиска. В результате долгих размышлений Гаутама приходит к выводу, что ни аскеза, ни пост, ни самоистязания не могут помочь в достижении высшего познания истины и спасения человека. В результате долгих размышлений, познав истину, он стал Буддой – «достигшим просветления». Как и Махавира, спустя несколько столетий Будда был обожествлен.

В учении Будды – трансформировалось многое из ведийской религии, прежде всего вера в перерождении души (сансара), учение о карме, не отрицалось существовании ведийских богов.

Некоторые положения делают буддизм особой религиозной системой: признание непостоянство мира и отсутствие вечной души, определение жизни как страдания. Согласно буддийскому учению, мир – это поток мельчайших неделимых нематериальных частиц – дхарм, различные комбинации которых создают все существующие: предметы, растения, животных, людей. Смерть любого существа – распад комбинации дхарм, которые не исчезают, а освобождаются для нового сочетания. В результате чего будет комбинация дхарм в новорожденном – определяется его кармой – совокупность всех помыслов во всех предыдущих перерождениях.

Суть буддийского учения содержится в проповедях Будды о четырех «Благородных истинах»: «жизнь есть страдание», «причина страданий – желание», «избавление от страданий – устранение желаний», «благородный срединный восьмеричный путь» - путь избавления от желаний, путь спасения, т. е. окончательное избавление от перерождений. Важное значение в буддизме придается в этом плане достижению отрешенности от всего земного, что обычно называется медитацией: Санскр. – «дхъяна» кит. – «чань», япон. – «дзэн».

«Восьмеричный путь спасения» - называют срединным, поскольку он отвергает как жизнь, посвященную удовольствиям, так и жизнь, полную аскезы и самоистязаний. Следует отметить, что спасение, в учении буддизма, достигается не милостью свыше, а самовоспитанием. Впервые в истории индийских религий буддизм поставил религиозное достоинство человека в зависимость не от его принадлежности к определенной варне, национальности племени, роду, а от его личного поведения.

Религиозная система Древней Индии во многом отличается от ближневосточных – этико-нравственных воззрений с монотеистическим принципом религии. Важной особенностью всех индийских религий является акцент на индивидуальном поиске. Эта интовертность религиозной культуры оказала огромное слияние на особенности развития культуры цивилизации Древней Индии.

Высшей целью, к которой должен стремиться каждый верующий, является достижением нирваны – состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей. После смерти такой человек уже не возрождается. Буддийское «спасение», следовательно, означает не достижение счастливой жизни (в каких-то неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее.

 

Когда речь идет о философии Древней Индии необходимо упомянуть о двух наиинтереснейших эпических поэм: «Махабхарата» и «Бахагавад - Гита» - являющиеся «Книгой книг» индуизма, в центре которой любовь к богу, и через это – путь к религиозному освобождению.

«Махабхарата» состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами Пандавами и Кауравами, где имеются тексты философского содержания. Большинство философских идей «Махабхараты» по своему содержанию и направленности представляют собой развитие взглядов о Брахмане, Атмане и Пуруше как духовном абсолюте и его постижении как средстве спасения и избавления от Кармы и Сансары.

С философской точки зрения книга «Бахагавад - Гита» («божественная песнь»), представляет большой интерес. Основное содержание Бахагавад – Гита составляет учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, а также поучения бога Кришны. Здесь речь идет о боге Вишне, о социальных слоях («Варна») и их обязанностях, о нравственном законе (драхме) исполнения долга и т. п.

Язвительная поэма «Рамаяна» – рассказывает о похождениях царевича Рама в дебрях Южной Индии и его походе на остров Ланку. Рама и Сита – любимые герои Индии, их преданность друг другу, борьба со злыми силами и сегодня – символ благородства и высрких нравственных идеалов. Сюжеты этого эпоса составили многие поэмы великого индийского поэта Калидасы/ «Шакантула» (Узнанная по перстню), «Род Рагху» и др.

Популярны были сборники правоучительных рассказов, широко использовались фольклорный материал, «Панчатантра», джатаки, т.е. рассказы о перерождениях Будды. Сборник «Панчатантра» получил широчайшее распространение за рубежом Индии и в середине века он был переведен на несколько десятков языков (арабской версией является «Калила ва Димна» и оказал влияние на многие произведения мировой литературы (например, «тысяча и одна ночь», «Декамерон»), его сирийский перевод лег в основу древнерусских текстов.

Индийские литературные произведения часто приписывались каким-либо древним мудрецам или богам. Первое художественное произведение с объявленным фактическим авторством относится к I-II вв. – это живописание Будды, принадлежащие поэту Ашвагхоше.

В заключении следует отметить две отличительные черты культуры Древней Индии. Во-первых, необыкновенную гибкость и устойчивость, способность впитывать, ассимилировать в единую систему чрезвычайно разнообразные, постоянно меняющиеся религиозные и культурно-художественные влияния различных племен, мигрирующих на огромной территории Индии вследствие распадов и возникновений древних империй и создание в итоге на этой основе культурной общности, единого литературного языка и художественного канона изобразительного искусства. Во-вторых, удивительный синтез искусств – архитектуры, изобразительных, музыки, танца, литературы – сплавляющий в единое целое все многообразие художественных проявлений этой древней цивилизации, оказавшей решающее влияние на культуру соседних стран Центральной и Юго-Восточной Азии.

 

Культура Древнего Китая

 

Китай относится к числу регионов земного шара, где происходило зарождение и становление человечества. В отличии от Индии – «царство» религии – Китай является страной «истории». Начиная с глубокой древности умелые и старательные грамотные китайские летописцы фиксировали на гадальных костях и панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, а затем и на бумаге все, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания. Отсюда – гигантское количество письменных источников и археологические данные. Китайская мудрость гласит: «не поняв того, что было, не поймешь того, что есть».

Канонизированы тексты древнекитайских мудрецов – Лао-цзы, Кун-цзы и других и связанные с этими учениями взгляды на мир, на человека, семью, общество и государство, а также вещи и явления, сыграли важную роль в истории и культуре народов Китая.

Для погружения в культуру Древнего Китая необходим кардиальный отказ от некоторых для европейской мысли установок.

Западная культура – это культура действия и активности, а восточная культура – культура созерцания. Для китайской культуры идея сходства гораздо важнее идеи различия. Космос для нее представляет собой единое, чрезвычайно чувствительное и хрупкое тело. Малейшая деформация природы приводит к нарушению гармонии целой системы. Для восточной культуры, в частности для китайской, крайне важна идея гармонии, взаимосвязи всех вещей и явлений, символического единства микро- и макромира, приводящая к наделению вселенной этическими категориями и проникновению космического круговорота в жизнь социума.

Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире – насчитывает семь тысячелетий. Важнейшие периоды ее древней истории эта эпохи Шань-Инь, Иджоу (XIV-V вв. до н. э.), период Джаньго (V-III вв. до н. э.), династии Цынь, Хань, Вэй и Ци (III в до н. э. – VI в.), Тан и Сун (VII-XIV вв.). Впервые города-государства с правителями-ванами появились уже в эпоху Шань-Инь. Эпоха Чжоу породила религиозное учение и божественном происхождении императорской власти; ван получал власть («Тян цзы») от высшего божество Неба и является его сыном («Тянь цзы»), земным воплощением и владыкой Поднебесной («Тян ся»). Двуединый культ Неба и Сына Неба был межэтническим и создал идеологическую основу для консолидации многочисленный племен в единое мощное государство.

В период Чжаньго выделяется династия Цинь, сыгравшая столь значительную роль в китайской истории, что этнонимом «циньцы» стали именоваться древние китайцы (отсюда лат. «Синэ», нем. «Хина», англ. «Чайна», араб. «Ссин»). Первая китайская империя Цинь просуществовала всего пятнадцать лет, но заложила прочную социально-экономическую основу следующей империи Хань, одной из самых могущественный в мире на протяжении последующих четырех веков. И поныне сами китайцы называют себя ханьцами.

Географическое положение, централизация государственной власти, длительный отрыв от других цивилизаций обусловили основной принцип развития китайской цивилизации – замкнутость культурного мира, в котором главную роль играли коренные традиции. Зримым воплощением этого принципа является Великая Китайская стена, заложенная Цинь Шихуанди («Первым императором Цинь»). За несколько веков строительства длина этой единственной в мире ограды вокруг целой страны достигла почти 5000 км при высоте 10 м и ширине 8 м. Массивные квадратные башни, поставленные через каждые 100-150 м отмечают изгибы этой гигантской стены-змеи, отделяющей мир китайской культуры от «северных варваров».

Для изучения истории и культуры Древнего Китая существуют чрезвычайно многочисленные, достоверные, датированные письменные памятники. Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись «Чуньцю», (VIII-V вв. до н. э.), авторство, которой традиция приписывает древнекитайскому философу Конфуцию и позднее возникла комментаторская литература – «Изочжуань» и т.д. Конфуцианская каноническая литература включала и другие древние тексты: «Ши-цзин» – «Книгу песен», в большинстве фольклорного происхождения, содержащий разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества; «И-цзин» - «Книгу перемен», описание обрядов и бытовых традиций и др. список таких материалов достаточно обширен.

Памятники древнекитайской письменности богаты содержанием о мифологии и религии китайцев. Среди космологических мифов трактующих о возникновении природы и человека из состояния первоначального хаоса представлены две основные концепции. Согласно первой из них, неодушевленные вещи и живые существа возникли в результате деления хаоса («дао») на два первоэлемента:

- «Ян» - это небо, светлое, теплое, твердое, сладкое, начало и т. д.

- «Инь» - это земля, темное, холодное, мягкое, горькое, конец и т. д.

«Ян» символизирует начало любого процесса, а «инь» завершение процесса. «Ян» и «инь» - две энегии во Вселенной, находящиеся в единстве, выражают противоположности. Согласно китайской мифологии о видах энергии, основу всего сущего от богов до бананов, скал, животного мира составляет «Ци». Первоначально иероглиф «Ци» означал воздух, дыхание, темп, позже его стали понимать как дух, структуру, жизненную силу, пневлу.

Квинтэссенцией древнекитайского «природоведения» явилось искусство Фэн-шуй – дословно переводится как «ветер» и «вода» и означает нечто, имеющему ко всему, что окружает нас. Фен-шуй – это искусство как попытка восстановить гармонию человека и его быта с окружающей природой.

Китайцы пользуют фен-шуй как путь, связывающий человеческую судьбу с судьбой природы с помощью размещения могил, зданий, мебели в таких местах, где, сточки зрения фен-шуй, космологически благоприятная окружающая среда. Чтобы сбалансировать окружающую среду и извлечь максимально благоприятную космическую энергию для жизни и деятельности человека, знатоки фен-шуй должны следовать законам «дао», т. е. концепциями «Ци», «Ян» и «Инь» для установления гармонии между природой и жизни и деятельности человека.

Цель фен-шуй – распознать земную «Ци», также как цель акупунктуры – распознать «Ци» человека. Специалист фен-шуй должен найти место, где «Ци» течет ровно и где «Инь» и «Ян» сбалансированы.

Возникшая в VI в. до н. э. новая философская система конфуцианства, с одной стороны, исследовала морально-этическую проблематику, а с другой, интересовалась социально-политическими вопросами древнекитайского общества и, наконец, со временем приобрела черты религии.

Реальным основателем новой философии стал известный учитель, политик и философ – Кун-Цзы (или Кун-Фу-Цзы, от чего произошло латинизированное имя Конфуции), который жил с 551 по 478 г. до н. э. и впоследствии был канонизирован. Он считается духовным отцом китайской нации. Государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений просуществовал в Китае с 59 года до 1922 года.

Плодом его теоретических изысканий и огромной практической деятельности явилась классическое учение об идеальной личности и совершенном общественном устройстве.

Вопросы бытия и религии мало интересовали Конфуция. Стержнем его учения были вопросы нравственности человека, управление обществом. Огромную роль в нем играли: культ предков и учение о Воле Неба. Главную задачу Конфуций видел в том, чтобы установить мир в стране и внести гармонию в жизнь людей. С этой целью он предлагал им следовать пяти главным добродетелям: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Самой важной Конфуций считал добродетель «жэнь» (человечность, доброта), которая есть одновременно и специфически признак человека и его долг, программа его жизнедеятельности. Добродетель «Ли» (идеальное поведение, ритуал, этикет), по мнению Конфуция, должна играть самую важную роль в восстановлении нравственности правителя и всего народа. Она держится на двух основаниях: сыновней почтительности «Сяо» и уважении к старшим и предкам - «Мяо».

Что касается социальных воззрений Конфуция, то совершенным он считал такой строй, при котором общество четко разделено на «верхи» (те, кому надлежит размышлять и управлять) и «низы» (те, кто обязан трудиться и повиноваться). При этом принадлежность к «верхам» определялась, согласно Конфуцию, не знатность происхождения и не богатством, а лишь степенью приближения к идеальной личности «Ли». Идеи Конфуция, превратившиеся в религиозные догматы, изданы в двух сводах книг: Пятикнижие «У-цзин» и Четверокнижие «Сы-шу». Устные его изречения были записаны учениками и объединены в трактат «Беседы и суждения» (Лунь-юй) – катехизис конфуцианства, который ученик младших классов зубрили наизусть. В 195 году государственный свод конфуцианства был высечен в камне, и с тех пор нарушение его заповедей каралось как тяжкое преступление, вплоть до смертной казни.

Полулегендарный мудрец Древнего Китая, старший современник Кун-Цзы, – Лао-Цзы, основал другое религиозно-философское направление, получившее название даосизм. Самому Лао-Цзы (букв. старый ребенок) приписывается сравнительно небольшой философский трактат. Дао-дэ-цзин (книга о дао), состоящая из отдельных изречений. В основе учения, изложенного в этой книге, лежит понятие дао (букв. путь, дорога). Дао – это и бог, и путь, и разум, и слово. Оно не имеет не формы, ни цвета, ни имени, но, оставаясь неизменным, является причиной всех изменений, «человек зависит от земли, земля – от неба, небо – от дао, а дао – от самого себя». Многие находят сходство понятия «дао» с древнегреческим «логосом».

Однако, рассматривая дао как путь, движения, причину перемен, Лао-Цзы был сторонником неизменности и старины в отношении к общественной и политической жизни. Его идеал – возврат к внутриобщинному равенству – «золотому веку» даосской утопии. В этом, стремлении и устойчивости учение даосизма схоже с конфуцианством.

Лао-Цзы призывал платить за добро, быть чуждым суете, сторониться лишних знаний, быть воздержанным и бережливым. В его учении больше чувства и меньше обращение к разуму и сердцу, чем в конфуцианстве. Лао-Цзы резко порицал социальный гнет, поборы, богатство, жестокость и самочинство властей, что создало ему популярность у простого народа. Признавая объективность мира даосы выступали против обожествления неба, которое как и земля – часть природы, отвергали культ предков.

В отличие от конфуцианства в даосизме появились храмы, боги, священство, церковная иерархия. Даосские боги были заимствованы из буддизма, индуизма и древних Китайских верований. В даосизме много магического. Обожествлялись звезды, пять элементов: металл, дерево, вода, огонь, земля. Почитались змеи, драконы, священные деревья и кусты. Вместе с тем даосы занимались медициной, фармакологией, иглоукалыванием (традиционная китайская медицина). Даосы были хорошими алхимиками, изучили и описали свойства металлов и минералов.

Основу любой древней культуры составляет письменность, и по праву ее родиной является Древний Восток во всех регионах Востока процесс возникновения и становления шел по одной схеме: рисунок – пиктограмма – иероглиф – алфавит. Но китайская традиция признает как бы два самостоятельных вида письма – триграммы и собственно иероглифику. Приписываемые архаическому божеству – императору Фу-си, триграммы включают в себя восемь графических комбинаций, состоящих из трех сплошных и прерывистых черт и полагаемых обозначением следующих восьми природных реалий и явлений: «Небо», «Земля», «Огонь», «Вода», «Гром», «Ветер», «Гора» и «Болото».

Изобретение иероглифической письменности приписывается легендарному персонажу Цан Се.

Первые китайские книги с иероглифической письменностью, судя по археологическим данным, появились в позднечжоускую эпоху. Основным писчим материалом служили бамбуковые планки длиной в 50-70 и шириной в 10-15 см. текст наносился только на одну сторону и располагался в связи с ее конфигурацией столбиком, идущим сверху вниз. В качестве орудия письм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: