Культура Арабского Востока




Арабо-исламская культура, являющаяся одной из самых молодых культур, возникла на Аравийском полуострове в VII в. Необходимо подчеркнуть, что культура арабского Востока уходит своими корнями в Древний Ближний Восток, эту колыбель мировой культуры.

Аравия – это европейское название, а сами арабы её называют - «джазират аль - араб» то есть полуостров Аравии, Таджики, Персы и турки её называют - «Арабестан».

Аравия по своей территории равна примерно четвертой части Европы. Аравийский полуостров, составляющий юго-западаную оконечность материка Азии, находился в стране от путей между древними культурными центрами - Египтом, Сирией, Вавилоном и Персией. Но торговцы издавна посещали полуостров ради добывающегося здесь ладана и других благовоний. Позже началась морская торговля по Красному морю и Индийскому океану. И ещё позже установились морские торговые сношения с Индией по Персидскому заливу, от устья рек Тигра и Евфрата. Несмотря на географическую близость к Индии, Аравия осталось вне влияния индо-буддийской и китайско- конфуцианской культур.

Аравия издавна подвергался культурному влиянию Сирии, Египта и Вавилона, впоследствии также Персии. Первое место в культурой и социальной жизни Аравии всегда занимало западное побережье, особенно его южная, более плодородная часть, то есть - Йемен (араб. «правый»), которого звали «Счастливая Аравия», и славился во все временна своим богатством и плодородием земель с основной культурой - кофе. Его бесчисленные развалины говорят о блистательном историческом прошлом, последние следы которого хранит ещё древняя столица Сана. Здесь рано получил распространение алфавит переднеазиатского происхождения - (арамейского), возникли царства, возникли религиозные концепции близкие к библейской.

Южный берег Аравии, «берега ладана» - культура дерева, из которого добивали ладан, известен под названием Хадрамаут. Здесь, как и в Йемене, встречаются множества древних развалин. На востоке находится область Мехари, которая славится своими верблюдами – Махари. На юго-востоке лежит Оман, откуда пошли те арабские лоцманы, имена которых вписали в историю мореплавания. Маскат стал столицей, вместо древней Сохарой, и один арабский географ его назвал «дверью в Китай». Наконец, вдоль Персидского залива тянется низменная страна Бахрейн, страна пиратов и ловцов жемчуга и фиников.

С древних времён на территории Аравии жили в пустынях и полупустынях более ста племён. По преданию легенд и литературных источников, аравийские племена происходят от Авраама (араб. «Ибрахим»). Они жили на этой территории, и вели кочевой и полукочевой образ жизни со своими стадами, то есть, верблюдами, козами, овцами и лошадьми. Следует подчеркнуть, что верблюды для организации жизни и быта арабских племён – это молочные продукты, мясо, шерсть, одежда, домашняя утварь, средства передвижения и ведения боевых действий и т.п. Основное ядро племени - это семья с большим количеством сыновей. Такая семья принуждала другие семьи признавать авторитет её главы и сплачиваться вокруг него. Человек, исключенный из племени за какую- либо провинность или преступление, оказывался в почти безвыходном положении. В общине мужчины были заняты, главным образом, скотоводством, охотой, торговым обменом и набегами. Горожане и торговые караваны должны были платить за проход через территорию племени право «братства». Эти племена на севере и на юге, начиная с III тысячелетия до н. э., создали соответственно, Северное Царство и Южное Царство Аравии.

Развитием царство Южной Аравии были обязаны богатству почвы, а также торговому пути из Индии в Серию, пролегавшему вдоль аравийского побережья с известным городом – «Сана». Упадок начался с того времени, когда в результате успехов мореплавателей был освоен путь через Индийский океан и Красное море. Несколько племён Южной Аравии: лахм, гассан и кинда- переселились на север и создали там совершено иную цивилизацию, более позднюю и непосредственно связанную с Персидской и Византийской империями.

Значительная часть оседлых племён (главным образом, лахмиды), которые жили в городе Хиры были христианами, и со временем Хира стала одной их культурных центров царства.

Гассаниды, в противоположность лахмидам, не имели постоянной территории, и излюбленным местом их пребывания была область, лежавшая к югу от Дамаска. Племя кинда задержалось в Центральной Аравии и в конце V в. основало там царство. Царство киндитов представляло наиболее значительным из трёх царств.

Арабы Южной Аравии были язычниками, поклонялись луне - мужскому божеству и солнцу - женской богине и другим богам - Ассар, Син, Накрух, аль - Лат, Узза, Хобал и другие, упомянутые в аль - Коране.

Ислам (араб. - «предание себя богу», «покорность»), как социально- культурное явление был и историческим итогом развития обществ Аравии, и одним из порождений общих процессов, характерных для всего Ближнего Востока в эпоху перехода от древности к средневековью. Ислам самая молодая религия среди мировых религии-буддизма (VI в. до н. э.) и Христианства (начало н. э.).

Мохаммад предотвратил, главным образом, надвинувшуюся опасность этнической розни и создал главное, в чем нуждались в начале VII в. арабские племена. Он объединил их, преподнёс им сплачивавшееся их в единое целое учение. Его религиозная концепция кристаллизуется вокруг идей «строгого» единобожья, изложенная в Коране. Следует отметить, что Коран, главная священная книга мусульман, запись проповедей, произнесённых Мохаммадом в форме «пророческих откровений», главным образом, в городах Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Термин, «аль - Коран» на арабском языке означает чтение вслух, речитативно, наизусть Священного текста. Первые записи полного текста Корана появились после кончины Мохаммада в кругу его ближайших сподвижников в период правления халифов, в частности третьего халифа, Османа. Существующий текст Корана содержит 114 глав «сура» (араб. «ряд», «ранг») разной величины (от 3 до 286 стихов, а на арабском языке «айат»). Коран состоит из речей и проповедей, увещевательных или обличительных «откровений», назидательных исторических и религиозных рассказов, притч и заклинаний, этических, правовых и обрядовых предписаний. Это самый ранний памятник литературы на арабском языке.

Коран в мусульманском обществе занял незаурядное положение во всех сферах жизни последователей ислама. Он стал главным источником религиозных представлений и социальных установлений, нравственно-этических и культурных норм, а также стандартов общения. Он содержит регламентации религиозных обрядов, моральные предписания и правовые установления, определяет обычаи и традиции, важнейшие моменты уклада жизни и образа поведения миллионов людей. Тексты Корана произносят во время частных и совместных молитв, на семейных, родовых, племенных и национальных празднествах, и по самым разным поводам повседневной жизни. Слова и отдельные тексты из Корана вошли в литературу, прикладное искусство, каллиграфии, архитектуру и культуру речи мусульман независимо от их языка и национальной принадлежности, что насыщают и идентифицируют культур народов и стран распространения ислама.

Одновременно, Мохаммад в процессе создания новой религии и объединения её последователей, указывал на положения, нормы, пути и правила организации «умма». Строительством мусульманской общиной, Мохаммад занялся после гонения на первых мусульман в Мекке и их «хиджра»(араб. «переселения», «выселения», «эмиграции») из г. Мекки в г. Йасриб (ныне Медина в году 622. Таким образом, история организации общины, то есть, создания исламского государства по европейскому календарю начинается с 622 года. В арабо - исламской культуре, термин «Умма» тесно связано с понятием «хиджра» и термином «даула» (араб. «государство», а на перс. «даулат»). Таким образом, в арабо - исламской культуры - это «семья» взаимно совместимых, обладающих общим наследием и дополняющих друг друга культур, принадлежащих мусульманским народам, населяющим множество стран. Благодаря, этим новым идеям и движениям, арабы, познав самых себя, вышли из состояния «невежества » и племенных разобщённости и были готовы к тому, чтобы решительно занять своё место в истории мировой культуры и цивилизации.

Особый вид дворцовой архитектуры возникает в Индии при Великих Моголах Это городские цитадели Дели, Агры, Лахора, ансамбли Фатехнур- Сикри («Мёртвый город») и Лал – Кала («Красный форт») из красного песчаника. Последний взлёт исламской архитектуры Индии – мавзолей Тадж – Махал, построенный шахом Джеханом для своей любмой жены Муммтаз. Это мавзолей завершает традицию архитектуры такого рода, лучшие образцы которой – ансамбль Шах – Зинд в Самарканде и кладбище Маммпюков близ Каира.

Тадж – Махал укрыт за массивной стеной из красного песчаника. В стрельчатой арке входа точно по центру внезапно вырастает силуэт белоснежного главного здания, центральный луковичный купол которого достигает высоты в 75 метров, он отражается в воде длинного бассейна, начинающего от ворот. Сочная зелень кипарисов – символа вечности, красные аллеи, тёмный блеск воды – всё подчёркивает невесомость, призрачность строения. Его сияющий мраморный объём прорезан порталами и нишами с лёгким прозрачным цветными тенями, покрыт тонким узором резьбы. Два павильона из красного песчаника по сторонам мавзолея замыкают композицию ансамбля.

Запрету ислама на изобразительность в мусульманском искусстве не подчинилась только миниатюра, неразрывно связанная с таким неповторимым явлением Востока, как арабская (ирано – таджикская) поэзия. Следует отметить, что народы Средней Азии («восточные иранцы» или таджики) и Иран («западные иранцы», или персы) ко времени вторжения войск халифата в VII в. обладали богатой литературой, восходящей к традициям «Авесты » - священной книге древнеиранской (зороастрийской) религии. Завоеватели, насаждая ислам и арабский язык, прервали её развитие. Два «века молчания» сменились новым взлётом поэзии сначала в арабоязычном оформлении (местные писатели - адибы, - сохранив местную традицию, освоили и новую – арабскую), затем на родном языке – фарси. Творчество Рудаки, Хайама, Саади, Хафиза, Низами, Федауси и других поэтов отличает отточенность художественной формы, философичность, свободомыслие, и гуманизм (впервые в мировой словестности Саади создал сам термин «человечность» (перс.-«адамийиат», его пронизывает универсально – философская идея любви. В этом контексте в XIII в. Саади изложил свои гуманистические взгляды такими стихами:

Всё племя Адамово – тело одно,

Из праха единого сотворено



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: