ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В НАЧАЛЕ 20 В.




 

1.Гос упр в России в период первой русской революции.

2.Гос упр в период Февральской буржуазно-демократической революции.

 

1.Гос упр в России в период первой русской революции.

 

Предпосылки буржуазно-демократической революции.

В начале XX в. Россия представляла собой страну, где самые передовые формы развития капитализма (концентрация производства, монополистический, финансовый капитал, высокие темпы экономического развития) переплетались с феодальными пережитками.

На рубеже XIX и XX вв. в России существовал комплекс социально-экономических проблем. Политика, проводимая царизмом в этот период, вызывала недовольство не только части правящего класса (либерально настроенных высших чиновников), но и крупной и средней буржуазии. Буржуазию не удовлетворяли сохранение социального неравенства с дворянством, запрещение доступа к рычагам высшей власти.

Нерешенность до конца аграрного вопроса, нехватка земли у крестьян, вышедших из крепостного права, отсутствие денег для выкупа своей же земли вызывало общее недовольство у сельского населения страны. Всего с 1900 по 1904 г. произошло 670 крестьянских выступлений, в несколько раз больше, чем перед отменой крепостного права. Крестьянские волнения охватили 80% всей территории страны. Это свидетельствовало о росте революционной активности беднейших слоев населения. Для усмирения крестьян царское правительство все чаще применяло не только полицию, но и армию.

Рабочие, испытавшие на себе жестокую эксплуатацию, особенно в период кризиса промышленности в 1900-1903 гг., попавшие под влияние социал-демократов, наряду с экономическими требованиями все чаще стали выдвигать политические требования. Следует отметить, что царизм должен был считаться с рабочим классом, который становился самостоятельной политической силой российского общества. Численность фабрично-заводского пролетариата к началу революции достигла 2,5 млн человек.

Поражение в Русско-японской войне (1904-1905 гг.), которая принесла одни невзгоды и испытания русскому народу, стало мощным ускорителем революционных процессов.

Подъем революционного движения в России подогревался деятельностью марксистских партий и движений: «Группы освобождения труда» Г. В. Плеханова, РСДРП Ульянова-Ленина, «Партии русских социал-демократов» Д. БлагоСва и других.

Все эти и другие факты свидетельствовали о том, что в России в начале XX в. создавалась взрывоопасная революционная ситуация. К сожалению, политическая элита во главе с монархом не сумела распознать в происходивших событиях революционную ситуацию. Отдав приказ полиции и войскам 9 января 1905 г. «стрелять в бунтовщиков», организовав тем самым расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге, Николай II спустил взведенный курок первой русской революции.

Рабочие, шедшие к главе государства с женами и детьми во главе с попом Гапоном, хотели подать петицию о своих нуждах, пытались «достучаться» до доброго царя, а взамен получили «кровавое воскресенье». Было убито около 1000 и ранено более 2000 человек, среди них женщины и дети. Может, за этот расстрел император Николай II получил в народе прозвище «Кровавый»? Дальнейшие события вполне укладывались в логическую цепочку. Не захотел царь услышать, какие проблемы волнуют питерских рабочих, они заставили его услышать их путем всеобщей политической забастовки и вооруженных восстаний. Не смогла правящая элита своевременно разобраться в политических процессах, происходивших в обществе, так чуть было не потеряла власть и все свои привилегии в результате вспыхнувшей буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг.

Первая русская революция изменила государственное управление. Напугав царизм, революция заставила его пойти на уступки, даровать народу Государственную думу, свободу слова, собраний, печати и т. п.

С изданием царского Манифеста от 17 октября 1905 г. изменилось государственное устройство России.

Высшим распорядительным и исполнительным органом России стал Совет министров. Царь установил, что ни один из законопроектов не мог попасть в Думу без предварительного обсуждения в Совете министров. Совет министров собирался 2-3 раза в неделю; его председатель назначался специальным указом царя. Он получал право контролировать деятельность всех министерств и ведомств. Первым председателем Совета министров стал С. Ю. Витге, возглавлявший в прежнем правительстве министерство финансов России.

По законам от 20 февраля 1906 г. об учреждении Государственной думы и переустройстве учреждений Государственного совета создавалась новая система принятия законов.

Государственная дума избиралась на 5 лет, но царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы. Основная задача Думы состояла в том, чтобы принимать законопроекты для последующей передачи царю на высочайшее утверждение.

«Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора», — записано в ст. 86 «Основных государственных законов».

Император мог также издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона, чем он и пользовался на практике. Права Государственной думы были усечены: она не могла готовить правовые акты, относящиеся к государственному устройству, высшим органам государственной власти и т. п.

Государственный совет из административного органа трансформировался в представительный орган. Часть его членов, в том числе председатель Госсовета и его заместитель, назначалась императором, часть избиралась обществом. В его состав входили представители различных сословий: духовенства, дворянства, средней и крупной буржуазии, но преобладало все же крупное дворянство. Был установлен 9-летний срок полномочий Государственного совета с ротацией (обновлением) каждые три года одной трети его состава. Госсовет практически играл роль верхней палаты рвссийского парламента.

За четыре дня до открытия первого заседания Государственной думы (Дума начала свою работу 27 апреля 1906 г.), Николай II с учетом политических реалий утвердил новую редакцию свода «Основных государственных законов».

Согласно ст. 86 «Основных государственных законов» законодательная власть в России принадлежала Государственной думе и Государственному совету. Они имели равное право законодательной инициативы и отклонения законопроектов. Госсовет мог отклонить думский законопроект, а законопроект, подготовленный членами Государственного совета, требовал обязательного одобрения депутатов Государственной думы. Это указывает на то, что взаимоотношения двух палат парламента строились на принципах взаимного контроля. Спорные вопросы должны были решаться путем образования согласительной комиссии.

Император обладал правом абсолютного вето. Отклоненные им законы не могли рассматриваться парламентом повторно. Законы вступали в силу после обнародования их Сенатом. Они не имели обратной силы, за исключением отдельных случаев, когда это положение было прописано в правовом акте.

В результате изменений в государственном строе Россия приобретала некоторые черты конституционной монархии, что и было закреплено в «Основных государственных законах» в редакции 1906 г. Поэтому новую редакцию «Основных государственных законов» с некоторыми условностями современные историки считают конституцией, а государственный строй — конституционной монархией. Хотя как такового Основного Закона страны принято не было.

Причины учреждения Государственной думы неразрывно связаны с характером демократической революции 1905-1907 гг. в России, с ее реальной угрозой существованию царизма, тактикой лавирования и политической демагогии, которую царизм широко использовал для борьбы с революцией.

В ходе первой русской революции создавался первый опыт российского парламентаризма. Выборы в I Государственную думу были всеобщими, но не равными, не прямыми, не тайными. Проходили они в марте-апреле 1906 г. Права голоса лишались женщины, военнослужащие, полицейские, все лица моложе 25 лет, а также иностранные подданные, лица, находившиеся под следствием или судом, осужденные, лишенные духовного сана за пороки. Цензовая система практически лишала избирательных прав рабочих, батраков, интеллигенцию, представителей малого бизнеса. Председателем I Государственной думы был избран кадет (конституционный демократ) С. А. Муромцев, так как большинство в Думе (279 мест из 524) получила партия кадетов. Депутаты имели свободные мандаты — не были подотчетны своим избирателям. Они обладали депутатской неприкосновенностью и имели полную свободу мнений по любому государственному вопросу. Думе предоставлялось право законодательной инициативы, хотя и в ограниченном варианте. Депутаты I Государственной думы выдвинули следующие законопроекты:

— о неприкосновенности личности;

— свободе собраний;

— свободе совести;

— отмене смертной казни;

— главный законопроект — аграрный.

При обсуждении аграрного законопроекта кадеты предлагали выкуп помещичьих земель «по справедливой цене», трудовики требовали конфискации помещичьих земель, эсеры предлагали «социализацию земельных владений». Социал- демократы во главе с В. Лениным в I Думу не избирались.

Царизм не хотел, чтобы законопроект о земле был принят Государственной думой. 9 июля 1906 г. I Дума была распущена по указу царя. Просуществовав всего 74 дня, I Госдума продемонстрировала монархии желание многих сло^р общества (через депутатов) изменить существовавший режим.

II Госдума проработала уже 104 дня — с 20 февраля по 3 июня 1907 г. Она также обсуждала аграрный законопроект. Большевики, получившие вместе с меньшевиками в Думе 65 мест, настаивали на конфискации помещичьих земель; эсеры выступали за проведение социализации земель на основе крестьянской общины. Монарх, получив сообщение о решительном настрое думцев по крестьянскому вопросу, вновь распустил Государственную думу. Новый премьер-министр П. А. Столыпин просил у императора даже санкцию на арест социал-демократической фракции во II Думе.

В середине 1907 г., когда революция пошла на убыль, царизм дает реформам обратный ход. У Государственной думы были отобраны даже ограниченные законодательные полномочия, и она превратилась в законосовещательный орган. Госсовет и Дума могли обсуждать бюджет, но его отклонение парламентом не влекло за собой никаких правовых последствий. Кроме того, парламентскому обсуждению и контролю не подлежали важнейшие статьи расходов: на содержание императорского двора, погашение внешних государственных заимствований, расходы на подготовку к войне и др. Попытки конституционных реформ окончились неудачей, и те проблемы, которые должны были бы решаться парламентским, цивилизованным путем, решались другими методами.

Чтобы радикально изменить состав III Государственной думы, царское правительство подготовило проект нового порядка избрания депутатов. По утвержденному 3 июня 1907 г. порядку выборов количество депутатов от крестьян в III Думе сокращалось в 2 раза, от рабочих в 3 раза. III Дума стала более послушным законотворческим органом. Монарх, органы государственной власти и управления так и не стали входить в систему парламентского контроля. III Государственная дума начала свою работу 1 ноября 1907 г. Думское октябристско- кадетское большинство способствовало проведению в жизнь Столыпинской аграрной реформы.

Столыпинская аграрная реформа. Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911), из дворян, бывший губернатор Саратовской губернии, был назначен на должность премьер- министра в июле 1906 г. Методы П. А. Столыпина в подавлении революции и аграрная реформа под его руководством сделали премьера кумиром контрреволюционеров и надеждой консерваторов на спасение России.

При П. А. Столыпине вводились военно-полевые суды по делам о терроре и вооруженном грабеже, работавшие по упрощенной форме судопроизводства. Дела рассматривались без проволочек в течение двух дней при закрытых дверях; приговор вступал в силу немедленно и приводился в исполнение в течение 24 часов.

По инициативе П. А. Столыпина во многих уездах и некоторых губерниях вводилось военное и особое положение.Аресты и высылки без суда и следствия участились. Всего в 1907-1909 гг. к смертной казни, каторге и тюремному заключению за революционную деятельность были приговорены десятки тысяч человек. В историю вошли «столыпинские галстуки» — виселицы бунтарям как средство устрашения населения России.

В этот период была запрещена деятельность 500 профсоюзов, закрыто 978 газет и журналов. Эти и другие факты в полной мере соответствовали идее П. А. Столыпина «Сначала успокоение, а потом реформы». После того, как революционное движение в России было подавлено, П. А. Столыпин стал чуть ли не национальным героем, любимцем Николая Кровавого.

П. А. Столыпин, будучи главой царского правительства, предполагал проведение умеренных буржуазных реформ при сохранении самодержавной власти. По его мнению, с помощью введения реформ можно превратить Россию в правовое государство. В правительственном документе от 24 августа 1906 г. объявлялось о намерении провести целый ряд социально-экономических и политических новаций. Центральным среди них был аграрный вопрос.

Столыпинская аграрная реформа проходила поэтапно. Ее сущность состояла в разрушении крестьянской общины, превращении крестьян в мелких собственников, но при сохранении помещичьего землевладения. Она предполагала увеличение количества мелких собственников земли за счет отмены выкупных платежей сначала наполовину, а затем и полностью. Главным направлением этой реформы было выделение из общинного землевладения земельных наделов крестьянам-единоличникам.

П. А. Столыпин 9 ноября 1906 г., не дожидаясь созыва II Государственной думы, царским указом провел отмену закона 1893 г. о неприкосновенности крестьянских общин, владевших землей. По этому указу крестьяне получали право выхода из общины с закреплением в личную собственность причитавшейся части общинной земли. Крестьянин мог требовать выделения пашни для посевов в одном месте в виде хутора или отруба. Отруб образовывался при выходе из общины, если крестьянин оставался в родной деревне. Из общего клина ему отрубали (выделяли) новый земельный участок. Хутор получался, когда крестьянин перебирался на новое место жительства за пределы деревни, где ему намерили земельный надел. Для выхода из общины требовалось согласие сельского схода, а по истечении 30 дней, если согласия не было, разрешение на выход с землей давали земские чиновники, получившие распоряжение «препятствий не чинить».

II Государственная дума одобрила аграрные начинания П. А. Столыпина, и царский указ от 9 ноября 1906 г. стал законом от 14.07.1910 г. В 1906-1907 гг. указами царя некоторая часть государственных земель была передана Крестьянскому банку для распродажи малоимущим крестьянам в кредит. Это тоже была идея П. А. Столыпина.

Крестьянскому банку было предоставлено право приобретения земель у помещиков для последующей продажи крестьянам в рассрочку на 55 лет под небольшие проценты. То есть государство через банк поощряло создание и развитие фермерского хозяйства.

29 мая 1911г. был издан закон о землеустройстве, ускоривший разрушение общины. Правовая регламентация аграрных отношений в целом положительно сказалась на развитии крестьянских хозяйств, производстве товарной продукции.

Одновременно с земельной реформой П. А. Столыпин добивался некоторых послаблений крестьянскому сословию. Так, указ от 5 октября 1906 г. отменил некоторые правовые ограничения в отношении крестьян и предоставил им «одинаковые в отношении государственной службы права» с другими сословиями и свободу поселений (живи где хочешь, хоть в Сибири).

Указом отменялись и телесные наказания по приговору волостных крестьянских судов. Эти и другие мероприятия аграрной реформы возымели свое действие. За десять лет, с 1906 по 1916 г., из общины выделились 2,5 млн крестьянских хозяйств. К концу 1916 г. помещики потеряли около 10 млн десятин земли, которую скупили в основном зажиточные крестьяне (при Советской власти получившие название «кулаки»), Число крестьян, переселившихся из центральных районов России за Урал в поисках лучшей доли, превысило 3 млн человек. В Сибири и Туркестане переселенцы освоили более 30 млн десятин; пахотная земля стала давать дополнительный товарный хлеб для страны.

В целом аграрная реформа П. А. Столыпина сыграла положительную роль в истории России. Удалось частично решить земельный вопрос, увеличив класс мелких собственников. Миллионы крестьян, получивших землю, стали думать больше о своем поле, будущем урожае, чем об антиправительственных выступлениях. Тем самым П. А. Столыпину удалось выбить почву из-под ног агитаторов-бунтарей, призывавших крестьян к топору.

Кроме того, благодаря увеличению числа землевладельцев проблема с хлебом была в России решена. Из России хлеб вновь стали вывозить на экспорт.

Аграрная реформа Петра Столыпина не затронула помещичьего землевладения, не ликвидировала остатки старых порядков, но привела к социальному расслоению крестьян, образованию кулачества и бедняков. Разорившиеся крестьяне уходили в город, пополняя армию пролетариата.

Таким образом, революция 1905-1907 гг. заставила царизм дать народу демократические права и свободы: печати; собраний; политических организаций. Угроза революционных масс заставила царизм пойти на ограничение абсолютной монархии. Манифест от 17 октября 1905 г. ознаменовал создание Государственной думы, которая ограничивала самодержавие в законодательном праве. В период между первой и второй революциями в России закладываются организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы.

Однако говорить о полной либерализации внутренней политики царизма нельзя. Одновременно император принимает меры по ограничению собраний, других политических мероприятий. Так, в марте 1906 г. он издает указ «О временных правилах об обществах и союзах», в котором министерству внутренних дел предоставлялось право закрывать общества, если «их деятельность представляется ему угрожающей общественному спокойствию и безопасности». Согласно царскому указу запрещалась деятельность обществ, «управляемых из-за границы, если они носят политический характер». Государственные служащие могли образовывать только благотворительные и культурные, но не политические общества. Начальство могло запретить чиновникам участие в других обществах. Заявление о регистрации общества подавалось губернатору, а затем в присутствие по делам об обществах. Общество могло быть закрыто губернатором, если его деятельность имела антиправительственный характер. Профсоюзы, говорилось в указе, «имеют целью выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда и поднятие производительности». Объединение профсоюзов запрещалось.

Одновременно был принят указ, согласно которому собрания под открытым небом можно было проводить только с разрешения полиции или губернатора. Причем место их проведения должно быть удалено от места пребывания императора, Государственного совета и Государственной думы на полверсты (в закрытых помещениях), на две версты (если собрания проходят под открытым небом). Нельзя было устраивать общественные собрания и в местах общественного питания. О месте и времени открытия собрания, его теме необходимо было предупредить полицию за трое суток. Запрещались антиобщественные собрания. На собрание не могли допускаться вооруженные лица.

Поводами к закрытию собрания могли служить отклонение от темы, возбуждение вражды между частями населения, проведение неразрешенных денежных сборов, участие лиц, которым запрещено участвовать в собрании (революционерам), мятежные возгласы, воззвания к насилию, неповиновению. Такие собрания полиция закрывала, а при неповиновении разгоняла. К участникам и устроителям незаконных собраний применялась уголовная ответственность.

Госуправление во время войны. С началом первой мировой войны стала осуществляться милитаризация государственного аппарата. Были созданы органы управления вооруженными силами: Ставка Верховного Главнокомандующего, штабы фронтов, армий.

В первый период войны создаются общероссийские общественные организации — Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. В ходе войны их функции расширились, они стали заведовать снабжением армии. В 1915 г. оба союза были объединены в Главный комитет по снабжению армии. На местах был создан институт уполномоченных, который получил сокращенное название «Земгоры» — земские и городские органы по снабжению армии продовольствием, обмундированием и вооружением. Уполномоченные Земгоров функционировали в городах, губерниях, уездах, а также на фронте. В августе 1915 г. образуются военно-промышленные комитеты во главе с Центральным военно-промышленным комитетом. Они занимались мобилизацией промышленности на период войны, содействием правительственным органам в снабжении армии.

В военное время царское правительство создает ряд особых совещаний. Это были правительственные учреждения под председательством министров для решения отдельных вопросов военного значения. В 1915 г. существовало четыре государственных регулирующих органа', особые совещания по топливу, перевозкам, обороне и продовольствию. В состав особых совещаний входили сотрудники профильных министерств, члены Госсовета, депутаты Госдумы, представители Земгора, центрального военно-промышленного комитета. Несмотря на столь представительный состав, бюрократический аппарат самодержавия не справился с возросшими масштабами управления в чрезвычайных ситуациях.

IV Государственная дума в годы Первой мировой войны продолжала свою работу. Лидеры думских фракций выступили с призывом «сплотиться вокруг императора», отложив споры с правительством. На совместном совещании представителей Госдумы и Госсовета летом 1915 г. было положено начало созданию так называемого «прогрессивного блока», который поставил вопрос о правительстве, ответственном перед парламентом. Это была попытка превращения Думы в контрольный орган за работой правительства. Наряду с этим выдвигались проекты по привлечению буржуазии к управлению страной. Госдума поддерживала планы царизма относительно участия в войне на стороне Антанты против Тройственного союза, одобрила военный бюджет страны, поддержала законопроекты по повышению прямых и косвенных налогов с населения. С согласия Думы были введены налоги на зрелища, на пассажиров железных дорог и грузы, повышен налог на землю и на наследство, введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности. Одновременно повышалась квартирная плата в городах, цена на спички, сахар, керосин и другие товары первой необходимости (косвенные налоги).

Но, несмотря на лояльность IV Госдумы, император собирал ее не регулярно, а предложения большой группы депутатов по проведению демократических преобразований в России Николай II категорически отклонил. Последний шанс демократических реформ был упущен.

Следует отметить, что война вызвала глубокий экономический и финансовый кризис в России. Министр внутренних дел А. Д. Протопопов в 1916 г. так определил состояние страны:

«Финансирование расстроено, товарообмен нарушен... Пути сообщения в полном расстройстве... Армия устала, недостатки всего понизили ее дух...» Сложившаяся ситуация требовала принятия решительных мер. В стране было введено военное положение.

С введением военного положения губернское управление переходило к военному командованию. Военные власти получили право регулировать передвижения по губернии, въезд и выезд из нее, проводить реквизиции имущества у граждан для военных целей.

Правительством принимались репрессивные меры против иностранных компаний и предприятий, прежде всего немецких. Был установлен правительственный надзор за коммерческими банками. Предпринимались попытки введ^ция хлебной монополии, принудительной продажи продовольствия и фуража, запрещен их вывоз за границу. Во время войны были введены сверхурочные работы, отменены ограничения на использование женского и детского труда.

По инициативе правительства были введены репрессивные меры в отношении дезертиров и лиц, совершивших умышленное членовредительство, чтобы не попасть на фронт. Уголовная ответственность вводилась за сокрытие товаров и сырья, за промедление в исполнении договора или поручения правительства по военным поставкам.

Ставка на репрессивные методы управления страной, сделанная царским правительством, не только не дала ощутимых результатов в экономике и социальной сфере, но и привела Россию к разгулу террора и очередной революции.

 

2. Государственное управление в период Февральской буржуазно-демократической революции

Первая русская революция, хотя и заставила царизм пойти на некоторые уступки, все же не решила главных задач: господствующим классом оставалось дворянство; самодержавие не стало конституционной монархией; не решен до конца аграрный вопрос.

Первая мировая война, в которую была втянута Россия, обострила имевшиеся противоречия политического и экономического характера, ухудшила положение трудящихся масс.

Военные расходы были огромны. Чтобы их покрывать, правительство выпустило бумажные деньги, не обеспеченные золотом, что вызвало сильную инфляцию. Трудности военного времени и поражения русской армии подорвали веру в царя и царское правительство. 1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П. Н. Милюков выступил в IV Думе и публично обвинил царское правительство в глупости и измене.

Неуклюжие действия императора (четыре раза менял премьер-министров, четыре раза военных министров, сменил шесть министров внутренних дел) и разгон IVГосударственной думы (указ от 25 февраля 1917 г.) показали неспособность самодержавной монархии справиться с трудной ситуацией, вызванной первой мировой войной. «Министерская чехарда» усиливала неспособность центральной власти контролировать ситуацию.

Первая мировая война обострила имевшиеся противоречия между властью и обществом. Революционные выступления рабочих и крестьян, солдат и матросов, недовольных политикой царизма, приобретают массовый характер. В столице 26 февраля 1917 г. создается Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Его возглавили депутаты Государственной думы от меньшевиков и эсеров.

Большевики 27 февраля обратились с Манифестом РСДРП ко всем гражданам России, в котором содержался призыв создать временное революционное правительство, которое подготовило бы новые справедливые законы, в том числе по конфискации помещичьих, монастырских и царских земель, а также разработало меры по введению 8-часового рабочего дня, разрешению продовольственной проблемы и прекращению войны.

Однако меньшевики и эсеры, заседавшие в Петроградском Совете, отклонили предложения большевиков, решив сотрудничать с буржуазией, находившейся в IV Государственной думе. Несмотря на указ императора Николая II о роспуске Госдумы, депутаты не только не сложили свои полномочия, но и образовали 28 февраля Временный комитет, который принял решение взять всю государственную власть в свои руки. Комитет принял постановление об отрешении от власти всех царских министров и до образования нового правительства направил во все министерства специальных представителей — комиссаров Временного комитета.

Временное правительство. По инициативе Временного комитета к императору был спешно направлен представитель (В. Шульгин) для подписания указа о назначении председателем Совета министров князя Г. Е. Львова. Подписание указа позволяло говорить о легитимности нового российского правительства. Указ был подписан, и 2 марта 1917г. было создано Временное правительство во главе с князем Г. Е. Львовым, бывшим председателем Всероссийского земского союза. В тот же день Николай II отрекся от престола.

Окончательное решение о закреплении изменений в государственном строе возлагалось на Учредительное собрание, которое должно быть сформировано из всех слоев общества на основе всеобщих равных и прямых выборов.

Ключевые посты в новом составе правительства, действовавшего со 2 марта по 5 мая 1917 г., получили представители кадетской партии: П. Милюков, А. Шингарев, А. Мануйлов, Н. Некрасов. Лидеры социалистических партий сознательно отказались войти в правительство, лишь эсер А. Керенский принял пост министра юстиции.

3 марта Временное правительство объявило о своем стремлении продолжать войну на стороне Франции и Англии. Оно не стало решать аграрный вопрос, но потребовало от крестьян воздержаться от самовольных захватов помещичьей земли. Одновременно оно дало указание о привлечении войск к подавлению крестьянских волнений. Новым правительством был распущен финский сейм, требовавший автономии. Требования о введении 8-часового рабочего дня остались без внимания. Главное внимание Временного правительства сосредоточилось на удержании собственной власти, поддержании порядка в стране, приспособлении царского государственного аппарата к новым условиям и его реформировании с учетом требования революционных масс.

Проблема правового регулирования трудовых отношений часто бастующих рабочих вызвала создание нового органа — Министерства труда. Для преодоления надвигающегося кризиса продовольствия, вызванного войной, создается Министерство продовольствия и учреждается Главный экономический комитет для регулирования хозяйственной деятельности.

Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов связал Временное правительство рядом других обязательств перед трудящимися: принятием законодательных актов, разрешающих свободу слова, собраний, демократических выборов органов местного самоуправления, отмены всех сословных привилегий и ограничений.

В июле 1917 г. формируется второе коалиционное Временное правительство во главе с министром юстиции эсером

А. Ф. Керенским. 24 сентября А. Ф Керенский сформировал третье коалиционное правительство.

Под воздействием Временного правительства произошли некоторые изменения в местном управлении. Вместо упраздненных губернаторов, градоначальников, становых приставов и земских начальников руководство на местах стали осуществлять губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. На демократической основе создавались волостные, земские собрания и управы, советы дум городов, а также районные думы и управы. По инициативе Временного правительства была восстановлена деятельность Земгоров.

После подавления корниловского мятежа меньшевики и эсеры предложили созвать Демократическое совещание для демонстрации единства народа с правительством, в которое они входили. Этим политическим шагом они хотели нейтрализовать попытки большевиков передать власть Советам. Состав Демократического совещания, приступившего к работе в сентябре 1917 г., был мелкобуржуазным. Для контроля за деятельностью Временного правительства 22 сентября Демократическое совещание объявило о создании Предпарламента, состоявшего из 555 человек. Большевики отказались войти в этот орган. Тогда организаторы пригласили в этот орган партию кадетов. Предпарламент приступил к работе 7 октября и переименовал себя во Временный Совет республики. Правительство не было ответственным перед этим органом, так как он вскоре сам стал совещательным придатком Временного правительства.

Таким образом, буржуазия не сумела создать все атрибуты полноценного буржуазного государства: не было парламента, четкого разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную. Временное правительство узурпировало законодательную власть в стране, хотя по своему названию должно было осуществлять только исполнительнораспорядительные функции. Не сумела буржуазия создать вертикаль власти. В этом ей помешали революционные массы, которые создавали собственные органы власти на местах. Поэтому главная особенность государственного строительства после отречения императора от власти состоит в том, что этот процесс существенно корректировался революционным народом, среди которого усиливалось влияние Советов и большевистской партии.

Под давлением революционных масс были упразднены многие органы царской власти: ликвидированы министерство императорского двора и канцелярия Николая И, жандармерия, полиция, отстранены от своих должностей 4 генерал-губернатора, 27 губернаторов, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники. В августе 1917 г. упраздняется Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода. Взамен создается Министерство вероисповеданий, состоящее из департамента по делам православной христианской церкви и департамента иноверческих религий. Были ликвидированы должности земских начальников, совмещавшие административные и судебные полномочия, распущено Главное управление по делам печати, осуществлявшее цензуру, департамент полиции преобразован в Главное управление по делам милиции. При Министерстве юстиции учреждается Чрезвычайная следственная комиссия для расследования преступной деятельности бывших царских министров и других высших должностных лиц.

К прежней судебной системе были добавлены революционные суды. Они действовали в городах в составе мирового судьи (председатель) и двух представителей: от армии и от рабочих. Судебное разбирательство было устным и гласным. Приговоры вступали в законную силу и обжалованию не подлежали. Приговор мог отменить только министр юстиции.

Из системы наказаний, исполняемых по приговору суда, были исключены наказания розгами, надевание наручников и кандалов, применение смирительной рубашки.

Таковы изменения в центральных и местных органах власти, судебной системе, осуществленные Временным правительством после Февральской революции. В целом они носили косметический характер и не затрагивали основ существующего строя. У Временного правительства не было намерений ломать систему права до основания, а затем на голом месте возводить правовой фундамент нового государственного здания. Вместо этого Временное правительство ограничивалось полумерами.

Провозгласив Россию республикой 1 сентября 1917 г., Временное правительство сохранило прежние эксплуататорские порядки, а правовая система претерпела незначительные изменения. Большая часть изменений касалась государственного права. Однако Конституция (основной закон) не была принята.

В конце своего руководства революционной страной Временное правительство издало закон об усилении уголовной ответственности за насильственное посягательство на изменение существующего строя в России. Но 3Tof закон не стал Временному правительству страховым полисом. Оно дискредитировало себя в глазах народа, законсервировав старые порядки и защищая интересы эксплуататоров. Окончательная дискредитация Временного правительства в глазах крестьянства произошла тогда, когда по его указанию в деревню были направлены воинские отряды для принудительной реквизиции хлеба. Потеряв поддержку широких слоев населения, оно было низложено насильственным путем в период Октябрьской революции 1917 г. Временному правительству не удалось сдержать давление революционных масс, возглавляемых партией большевиков во главе с В. И. Лениным. Началась эпоха Советской власти.

Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Впервые Советы возникли в ходе революции 1905-1907 гг. в городе Иваново. В Февральской буржуазно-демократической революции Советы сыграли важную роль. Формально не являясь органами государственного управления, Советы рабочих и солдатских депутатов Петрограда контролировали деятельность Временного правительства и в некотором роде влияли на принимаемые решения.

Временное правительство было властью без силы, а Советы были силой, но без власти. Такая ситуация получила название «двоевластие». Сложилось свое



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: