Убийствокак средство социального регулирования




В современном праве России убийство преимущественно отражается в охранительных, уголовно-правовых нормах, содержащих запрет на убийство под угрозой наказания.Вместе с тем, анализ текстов норм действующего законодательства позволяет выделить не только юридические охранительные нормы-правила в виде запретов, но и другие нормативные предписания, в том числе и исходные нормы. Например, норма ст. 105 Уголовного кодекса РФ помимо запрета, который подразумевается, содержит дефиницию убийства: «убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку…»[1], т.е. является нормой-дефиницией.

Информационное отражениеубийства может быть частью других юридических норм. Например: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Если это повлекло умышленное причинение смерти человеку »[2]. Или: «Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путём убийства членов этой группы[3].

Всего в уголовном Кодексе Российской Федерации информация об убийствах нормативно проявляется в 11 составах преступлений.

Помимо запретов на совершение убийства правовые нормы-правила поведения могут допускать убийство. Данноесуждение следует из анализа норм статей 37 УК РФ «Необходимая оборона» и ст. 108 УК РФ «Убийство при превышении пределов необходимой обороны». Наличие двух этих норм уже само по себе свидетельствует о том, что если убийство совершено без превышения пределов необходимой обороны, то оно допускается и в соответствии с гл. 8 УК РФ не является преступным.

Причинение смерти посягающему субъекту может быть признано соразмерным, т.е. не превышающим пределы необходимой обороны, и при посягательствах, не сопряженных с опасностью для жизни обороняющегося или другого лица. Например, не является превышением пределов необходимой обороны убийство женщиной насильника в процессе защиты от его посягательств или причинение смерти нападавшему, который намеревался лишить обороняющегося зрения, т.е. причинить тяжкий вред здоровью[4].

Как следует из п.1 Постановления Пленума ВС СССР от 16.08.1984 N 14, право на необходимую оборону является одной из важных гарантий реализации конституционных прав и обязанностей граждан. Граждане имеют право на применение активных мер по защите от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, независимо от наличия у них возможности спастись бегством или использовать иные способы избежать нападения[5].

Кроме необходимой обороны, законодательство теоретически допускает убийство при крайней необходимости (ст. 39 УК РФ); физическом или психическом принуждении (ст.40 УКРФ); обоснованном риске (ст41 УК РФ); исполнении приказа или распоряжения (ст.42 УК РФ). Все эти убийства можно назвать непротивоправными.

Анализ отражения убийств в уголовном законодательстве позволяет заключить, что на сегодняшний день, нормы об убийствах, сформулированы как нормы-запреты, на предотвращение совершения убийств, информируя участников правоотношений о запрете убийства под угрозой уголовной ответственности. В этом смысле действие норм права имеет перспективный характер, реализуются они в форме соблюдения, непосредственно участниками правоотношений.

С точки зрения правовых последствий реализация этой нормы – правомерное поведение, выражающееся в воздержании от запрещенных законом действий. Нарушение этих норм влечет реализацию их санкции. Санкция уголовно-правовых норм в этом случае реализуется обязанности правонарушителя (убийцы) претерпевать предусмотренные санкцией последствия, а государство в лице соответствующих органов, обязано применить эту санкцию.

Кроме норм-запретов, запрещающих убийство, имеются и нормы его допускающие (гл. 8 УК РФ). Эти нормы условно можно назвать как нормы-допущения. Их нельзя назвать управомочивающими, потому, что содержащие в нормах главы 8 УК РФ правомочия направлены не на убийство, а на оборону, исполнение приказа, выполнение профессиональной деятельности и т.д. Убийство в данном случае возможный, но не обязательный результат действий, следовательно, оно лишь допускается, как возможное зло.

Помимо уголовного законодательства убийство отражается и в других правовых актах, например, можно выделить класс убийств, возможное применение которых поощряется государством. Эти правовые нормы обычно формулируются как правомочия. Существует ряд законов закрепляющих право на применение огнестрельного оружия в отношении других людей[6]. Эти нормативные правовые акты типичны и закрепляют право на применение оружия представителями различных специализированных служб государства в определенных случаях, например, для:

1) защиты объектов государственной охраны от нападения либо угрозы нападения, опасного для их жизни или здоровья;

2) отражения нападения либо угрозы нападения на сотрудников органов государственной охраны и других государственных органов обеспечения безопасности, привлеченных для обеспечения охранных мероприятий, если их жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также пресечения попыток завладения их оружием, транспортными средствами и средствами связи;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ)

3) отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемые объекты и транспортные средства, а равно освобождения их при захвате;

4) освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

5) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, если другими способами и средствами подавить сопротивление, задержать лицо или изъять оружие невозможно;

6) защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если другими способами и средствами защитить их невозможно[7].

В отечественном законодательстве есть правовые нормы обязывающие (при наступлении определенных событий) совершать возможное убийство.

Государство не только допускает эти убийства, но и, при определенных условиях, прямо предписывает их совершать некоторым группам населения. Так, государство санкционирует с помощью правовых норм защиту от военного нападения путем причинения смерти солдатам противника. Это норма следует, прежде всего, из Конституции Российской Федерации, где указывается, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч.1. ст. 59). А любая военная защита предполагает возможное уничтожение живой силы противника[8], иными словами убийства военнослужащих противника.

В качестве примера нормативной обязанностисовершать убийства, возлагаемые на определенных лиц можно назвать и нормы, регламентирующие сметную казнь преступников[9]. С помощь этого вида убийств государство карает преступника и воздействует на сознание других правонарушителей, призывая их воздерживаться от совершения преступлений.

В действующем уголовном и ином законодательстве современной России, в основном, фиксируется запрет, на совершение различных убийств, при этом убийства рассматриваются, чаще всего, как определенное негативное последствие.Однако, и в уголовном кодексе и в других законодательных актах, информация об убийстве может закрепляться и в перспективном, предполагаемом аспекте.Так, информационно, перспектива убийства(возможность деяний влекущих смерть другого человека) прослеживается не только в регулятивных нормах (защита Отечества), нои в охранительных предписаниях уголовного кодекса. Применительно к конкретному случаю убийство квалифицируется лишь только тогда, когда это последствие наступит, а информация о запрете на убийство перспективна и передает знание участникам правоотношений, о том, что возможное убийство наказуемо, тем самым формируется стереотипы правомерного поведения.

Кроме того, как показывает анализ действующего законодательства в нем термин «убийство» подразумевает не только умышленное лишение жизни другого человека, но и лишение жизни животного. Так, например, санитарные правила по устройству, оборудованию и содержанию экспериментально-биологических клиник (вивариев) используют термин «убийство животных» в п. 5.28 (е) и, в п.5.3, подразумевая умышленное причинение смерти лабораторным животным.

В некоторых правовых актах термин «убийство» животного заменен на термин «забой»[10], который вменен в обязанность некоторым категориям работников. Так, например, в соответствии с типовой должностной инструкцией оператора животноводческого комплекса (механизированной фермы), занятого на обслуживании крупного рогатого скота (скотника), 2-го разряда[11], забой животных – это одна из обязанностей скотника[12].

Как видно, из проведенного анализа, информация об убийстве широко представлена в законодательстве современной России в виде: терминов, понятий, запретов, дозволений, допущений, обязываний умышленного причинения смерти не только человеку, но и животному. Иными словами, не смотря на сужение формулировки понятия «убийство» в Уголовном Кодексе РФ, по сравнению с предшествующим УК РСФСР, сущность закрепления информации об убийстве оказалась расширенной даже в самом УК РФ, тем более в регулятивном законодательстве.

Данная ситуация не случайна, происходит социальное смысловое расширения понятия убийства и его проявлений. Дело в том, что с одной стороны убийство первично по отношению к закону (сначала было убийство, потом его законодательно запретили), с другой стороны законодательство порождает квазизаконные суждения об убийстве, осуществляя смысловой перенос юридического прекращения субъектной деятельности потерпевшего, на прекращение деятельности хозяйственной организации, должностного лица, политической партии и т.д.

Смысловое социальное расширение убийства обусловленои множественностьюнюансов убийства в различных социальных нормах(морали, религиозных нормах, обычаях, и т.д.), которые используют термин «убийство» изначально шире, нежели этот смысл отражен в законодательстве. Например,в Библии об убийстве говориться более пятидесяти раз[13].

В данном своде религиозных норм убийство различается, «с пролитием крови» и без «пролития крови», например, в Ветхом Завете в разделе «Бытие» в п.п. 42.18-42 излагается ситуация иллюстрирующая данный тезис:

«И увидели они его издали, и прежде, нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И, сказали друг другу: вот, идет сновидец;пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой‑нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. И, услышал сие Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его.И, сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него»[14].

В Библии к убийству относят и уничтожение животных, например, в разделе «Левит», предписывается убийство людей и скотины в качестве наказания за скотоложество: «Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте». «Если женщина пойдет к какой‑нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти»[15].

В Библии за убийство предусматривается адекватное наказание в виде убийства (предание смерти убийцы): «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти»[16]

В Коране упоминание об убийстве в той или иной форме встречается более тридцати раз[17].

Коран выделяет естественное и насильственное прекращение жизни: «Если вы умрете или будете убиты, то вы непременно будете собраны к Аллаху»[18].

Коран рассматривает убийство не только как негативный социальный факт, но и как позитивное, с точки зрения ислама социальное действие:

«Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверующим!»[19]..

Коран, в отличие от Библии, допускает самоубийство, обозначая этот акт термином «убийство себя»: «Вот сказал Муса (Моисей) своему народу: «О мой народ! Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу. Покайтесь перед своим Создателем и убейте сами себя (пусть невинные убьют беззаконников). Так будет лучше для вас перед вашим Создателем»[20].

В некоторых случаях Коран прямо предписывает убийство: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распя­ты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения»[21].

Отражаясь в Коране религия, как и право, пытается ограничить кровную месть, при этом возлагает наказание на убийцу не государство, а Бог: «Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоста­вили его правопреемнику полную власть, но пусть он не излишествует в отмщении за убийство. Воистину, ему будет оказана помощь»[22].

 

В целом, с точи зрения, информационного отражения убийств в законодательстве и иных социальных нормах, убийства можно подразделить на: противоправные (недопустимые общественно-опасные); непротивоправные (социально допустимые) и правомерные (социально-необходимые).

Сами убийства регулируют отношения индивидуально, конкретно, нормативна лишь информация об убийствах (не только совершенных и совершаемых, но и о возможных убийствах). При этом информация об убийствах (в отличие от них самих) выраженная юридических нормах всегда социально-позитивна. Юридические предписания содержат образцы позитивного поведения связанного с убийством в виде охранительных норм (при противоправных и некоторых непротивоправных убийствах) и регулятивных норм (при правомерных убийствах). Позитивность информации об убийствах выражается в том, что нормативно закрепляется варианты пассивного поведения, проявляющегося в воздержании от действий по причинению смерти другому человеку под угрозой наказания. Позитивна информация об убийстве в регулятивных нормах, например, предписывающих защищать Отечество.

Информация об убийстве мощный социальный регулятор, т.к. убийство порождает страх перед ним. Как свидетельствуют биологические исследования в основе пирамиды нашей личности лежат две массивные плиты - инстинкт самосохранения (страх) и инстинкт продолжения рода (удовольствие). Их принято называть основными инстинктами. «Сохрани себя и свой биологический вид» - диктуют они нам линию поведения, которой мы подчиняем свою жизнь. Всю жизнь нас гонит страх и влечет удовольствие, в результате чего мы движемся, т.е., живем[23]. Следовательно, информационно, регулятивная сила убийства зиждется на одном из основных инстинктов – самосохранения, на страхе перед убийством.

Убийца за совершенное деяние получает соответствующее наказание. Эта информация, связанная с убийством, в свою очередь, также закрепляется в текстах правовых норм и так же оказывает регулирующее воздействие на поведение участников общественных отношений, так как формирует страх перед наказанием.

В религиозных нормах убийство предписывается или запрещается богом и регулятивная сила норм, отражающих убийство прямо пропорциональна силе веры в бога.

Обычаи это наиболее древняя информационная форма отражения убийств. Наиболее показательны обычаи кровной мести, которые предписывают родственнику убитого отомстить убийце, путем причинения ему смерти.

В целом, с учетом краткого исследования убийства как элемента системы социального регулирования поведения и общественных отношений можно отметить некоторые обстоятельства, характеризующие сущностные моменты рассмотренного явления.

Во-первых, убийство достаточно часто направлено на урегулирование общественных отношений. Специфика этого регулирования связана с тем, что осуществляется в одностороннем порядке и всегда направлено на прекращение деятельности контрсубъекта.

Во-вторых, убийство можно отнести к средствам правового регулирования. Информация об общественно опасных и социально-необходимых формах убийства, используется для регламентации правоотношений.

В-третьих, само убийство непосредственно, это ненормативный индивидуально-ситуативный регулятор общественных отношений, а информация об убийстве может быть нормативным регулятором, закрепленным в текстах социальных, в том числе правовых норм.

В-четвертых, в современном обществе убийство всегда имеет юридический характер, так как оно отражено в текстах правовых норм. Юридические убийства можно подразделить на: противоправные; допустимые и необходимые.

В-пятых, информация об убийстве мощный социальный регулятор, т.к. убийство порождает страх перед ним, следовательно, отмена смертной казни это односторонний отказ от равновесия в регулировании: где, не только правопослушный гражданин должен бояться убийства, но и потенциальный убийца, должен боятся смертной казни. Недоучет указанных обстоятельств приводит к несправедливости (как иногда бывает, в судебной практике, серийный убийца в среднем получает два-три года за совершенные убийства). Недоучет регулятивной силы смертной казни, так же, порождает рецедив преступлений и снижение ценности человеческой жизни.

Тем не менее, регулятивную силу убийств сложно отменить даже законом, поэтому это регулятивное средство находит себе дорогу за счет корреляции правомерных и допустимых убийств. Так, практика контртеррористических мероприятий идет по пути уничтожения боевиков на месте оказания сопротивления, в рамках необходимой обороны. Лица, отбывающие пожизненное лишение свободы содержаться в учреждениях, географическое расположение которых неблагоприятно для жизни человека в связи с этим обстоятельством, осужденные к пожизненным срокам, как правило, долго не живут.

 

 


[1] Ст. 105 УК РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ).

[2] пункт «б» части 3 статьи 205 УК РФ «Террористический акт».

[3]Статья 357 УК РФ «Геноцид».

[4]Толкаченко А.А. Комментарий к ст. 37 УК РФ., п.6// Комментарий к УК РФ/ под ред. В.М. Лебедева. М., 2013.

[5] п.3 Постановления Пленума ВС СССР от 16.08.1984 N 14.

[6]См., например: Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О государственной охране(в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ);Федеральный закон от 14.04.1999 N 77-ФЗ (ред. от 27.06.2011) «О ведомственной охране»; Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О полиции»; Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 25.11.2013) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и др.

[7] Статья 27 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О государственной охране».

[8] Постановление Правительства РФ от 08.09.1998 N 1077 «О принятии на вооружение Вооруженных Сил Российской Федерации отдельных видов вооружения и патронов».

[9] Данные нормы содержаться в актах ограниченного пользования и отражают помимо обязанностей исполнителя, процедуру осуществления смертной казни.

[10] См., например: Приказ Минсельхоза РФ от 06.06.2003 N 792 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях»; Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Приказ Минсельхоза РФ от 19.06.2002 N 559 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций» и др.

[11]Инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации. См.: Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 19.07.1983 N 156/15-28 "Об утверждении раздела "Работы и профессии рабочих в животноводстве" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (выпуск 70)" и "Типовые нормы обслуживания крупного рогатого скота" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 23.03.1978 N 89/10-11).

[12] П.2 Инструкции.. «Обязанности работника».

[13] См., например, Библия, Ветхий завет.Бытие пп.42.18-42.22; 42.37; Исход п.21.12.; Левит п.п.20.15;20.16;Числа п.25.25, и др.

[14]Библия, Ветхий завет. Бытие пп.42.18-42.22.

[15] Библия, Ветхий завет. Левит пп.20.15-20.16.

[16] Библия, Ветхий завет. Исход п.21.12.

[17] Анализировался Коран в переводе Э.А. Кулиева, Издание второе, исправленное и дополненное. М., 2003. ISBN 5-94824-021-5.

[18]Коран. Сура Аль Имран 156-158.

[19]Коран. Сура «Аль-Бакара». 191.

[20] Коран. Сура «Аль-Бакара». 54.

[21]Коран. Сура «Аль-Маида»32-33.

[22]Коран. Сура Аль-Исра. 33.

 

[23] Кирсанов Ф. Давайте разберёмся со своим страхом https://www.orator.ru. 12.12.13



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: