Тема 3. Закономерности психического развития




Известный отечественный психолог Б. Г. Ананьев, специалист в области разработки и реализации проблем человекознания, подчеркивал необходимость построения целостной системы возрастного развития человека, включающей данные обо всех фазах и стадиях человеческой жизни и раскрывающей единство индивидуального развития человека.

Б.Г. Ананьев указывал на то, что индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями.

В онтогенезе человека возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, между различными регуляторами жизнедеятельности, разными системами, органами и тканями в целостной структуре организма.

Одно из проявлений этих внутренних противоречий - неравномерность развития, Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Рыбалко Е. Ф.).

Этим объясняются резкие перепады в развитии, например, познавательных функций в подростковом и юношеском возрасте.

Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Чем же она вызвана?

Еслинеравномерность развития обусловлена нелинейной природой системы, то гетерохронность связывается с особенностями ее структуры, прежде всего с неоднородностью ее элементов. По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является особой закономерностью, заключающейся в равномерном развертывании наследственной информации. Он различает внутрисистемную и межсистемную гетерохронность. Внутрисистемная гетерохронность проявляется в неодновременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые будут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Для правильного понимания гетерохронии важно иметь в виду значение и роль того или иного структурного образования или функции в жизнедеятельности человека.

Значение и роль функции обусловливают и ее долговечность. По мнению Е. Ф. Рыбалко, гетерохронность — дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время роста и инволюции.

Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с устойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств ифункций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной зосприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения л воспитания. Б. Г. Ананьев понимал сенситивность, как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения и как следствие, действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга. Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Кумулятивность психического развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на фазе предшествующей и включает ее в себя.

Дивергентность — конвергентность хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции – дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция – это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция – его свертывание, усиление избирательности.

Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологически новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при это характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Оно выступает основны критерием деления детского развития на отдельные возрасты. Под новообразованиям следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов д отдельных свойств личности.

Именно психические новообразования завершают каждый возрастной эта развития ребенка, именно они являются основным результатом ведущей деятельност] развивающейся в рамках конкретной ситуации развития, развернутой во времени. Имени новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка, с их появлением завершается один период развития и открываете следующий.

Новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которым завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит перелом в психическо развитии.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: