Характеристика детского воображения




В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько явно и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.

В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Отличительной способностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений. Главным материалом для воображения является только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем в жизни взрослого, детское воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительную большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника и творческих видах деятельности - рисование, конструирование, словесное творчество.

Детский рисунок не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само рисование обеспечивает это развитие. В процессе рисования ребенок открывает для себя употребление знаков, чему способствует одновременное называние предмета и его графического изображения.

Развитие изобразительной деятельности начинается в доизобразительный период, когда ребенок чертит на месте бумаги свои первые каракули, затем он начинает «видеть» в каракулях определенные предметы и называть их и только вслед за этим рисует задуманный образ. Спецификой детского рисунка является то. что ребенок изображает «всю действительность», какой он ее представляет: рисует то, что видит, что знает, что чувствует. Содержанием рисунков становятся различные проявления во всем диапазоне возвышенного и низменного в человеке.

Познавательное развитие дошкольников неразрывно связано с развитием произвольности или саморегуляции. Саморегуляция предполагает следование образцам социально одобряемого поведения, когда требования взрослых становятся требованиями ребенка к самому себе.

Процесс интериоризации внешних, материальных действий, которые становятся средствами действий внутренних, исследовался на материале самых разных психических разрывов: восприятия (Л.А. Венгер), мышления (П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков); воображения (О.М. Дьяченко), внимания (П.Я. Гальперин) и другие. Во всех случаях превращение образов действия ребенка происходит в процессе особого взаимодействия ребенка со взрослым, которое может быть названо процессом приобщения. Взрослый в процессе такого приобщения выступает в качестве посредника, который передает смысл (мотив) и способ новой деятельности в их единстве.

Общение дошкольников со сверстниками

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Примерно к 4-м годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со взрослым отличает ряд специфических особенностей, среди которых:

• богатство и разнообразие коммуникативных действий;

• чрезвычайная эмоциональная насыщенность;

• нестандартность и нерегламентированность;

• преобладание инициативных действий над ответными;

• небольшая чувствительность к воздействиям сверстника.

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию; "невидимым зеркалом", в котором ребенок видит в основном себя. На втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения. К 6 годам ребенок начинает воспринимать себя и другого как целостную личность, несводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику.

Кризис шести лет

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего мира ребенка, а в изменении его поведения.

Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения. За этими симптомами, как отмечал Л.С. Выготский стоит потеря непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7 летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком "вклинивается" интеллектуальный момент - ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

Многие правила, которым ребенок следовал раньше теперь воспринимаются им как воплощение "детского", не им установленного образа жизни. Отсюда возникает потребность нарушить, самостоятельно изменить привычные правила.

Одновременно с симптомами "странного поведения" и "трудновоспитуемости" возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Возникает обобщение собственных переживаний ("я радуюсь", "я огорчен", "я сердит"), общение со взрослыми и со сверстниками

становится произвольным, опосредованным определенными правилами. Особого внимания заслуживает стремление включиться в общественную жизнь, занять определенную социальную позицию. В современных условиях это стремление 6-7 летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: