Процесс становления музея как социокультурного института начинается в одну из величайших эпох европейской истории — в эпоху Возрождения.
Одним из следствий стремления ренессансной
личности к постижению окружающего мира стал бур-
ный расцвет коллекционирования. В отличие от бесси-
стемного собирательства средневековой эпохи оно
приобрело целенаправленный характер. В центре вни-
мания коллекционеров оказалось прежде всего антич-
ное наследие, ведь оно считалось первоисточником
знаний. Пытаясь восстановить утраченные в средние
века связи с культурными традициями античности, гу-
манисты искали и собирали любые материальные сви-
детельства о греко-римской цивилизации — • рукописи,
монеты, скульптуру, фрагменты архитектуры, геммы,
домашнюю утварь, надписи на камне и металле. Одним
из первых обладателем коллекции античных монет и
медалей стал знаменитый поэт и родоначальник
гуманистического движения в Италии Франческо Пет-
рарка. Гуманист Поджо Браччолини, чья неустанная
деятельность вновь открыла миру труды Витрувия,
Плиния Старшего, Павсания, Филострата, питал осо-
бый интерес к древним надписям, коллекционируя на-
ряду с античными монетами и скульптурой эпиграфи-
ческие памятники.
Открытое гуманистами античное искусство, изме-
нив эстетические представления эпохи, стало вызывать
восторженное преклонение. Оно начало восприни-
маться как источник не только знаний, но и эстетичес-
кого наслаждения. Желание собирать и хранить клас-
сическое наследие появилось у светских правителей и
римских пап, состоятельных бюргеров и кардиналов.
Почетное место в ренессансных собраниях стали
|
завоевывать и произведения современных скульпторов
и живописцев. Сама сфера искусства в значительной
степени была зеркалом перемен, происходивших в ту
эпоху. Художник постепенно избавлялся об обяза-
тельной прежде принадлежности к цеху, начинался
расцвет светского заказа и меценатства, благодаря ко-
торым можно было не думать о «хлебе насущном». Ис-
кусство стремилось освободиться от церковных канонов
и овладеть новыми приемами в отображении красоты и
многообразия реального мира. Появилось «искусство
ради искусства». Его оценивали уже на основе
эстетических критериев. Причем к началу XVI в.
достойными коллекционирования стали считать не
только законченные произведения, но и эскизы, этюды,
наброски.
Европейской известностью пользовалось, напри-
мер, собрание итальянского гуманиста, историка и
прелата Паоло Джовио — Музей Паоло Джовио
(Musaeum Jovianum). С 1520 г. он стал собирать на вил-
ле в Комо живописные портреты великих людей ми-
нувших веков и своих современников — ученых, по-
этов, художников, монархов, пап и военачальников. В
собрание входили как оригинальные полотна, так и
копии. Некоторые портреты представляли собой ре-
конструкции, созданные на основе скульптурных про-
изведений, изображений на монетах и медалях, а ино-
гда и фантазий самого Паоло Джовио, если ему не уда-
валось найти достоверное изображение. Каждый
портрет сопровождался «Похвальным словом» — ла-
тинским текстом, содержащим краткое жизнеописание
портретируемого лица.
Мощный импульс развитию коллекционирования
|
дали Великие географические открытия XV —XVI вв.,
благодаря которым взорам европейцев предстали не-
ведомые прежде далекие миры Америки, Африки,
Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Экзотичес-
кие одежда и оружие, посуда и домашняя утварь стали
оседать в собраниях коллекционеров сначала через
посредничество мореплавателей, а затем и специаль-
ных агентов. Не меньшим спросом, чем творения неве-
домых народов, пользовались образцы экзотической
флоры и фауны, прежде всего те, что поражали глаз
своей окраской, формой или размерами.
Зарождающееся опытное естествознание ставило задачу изучения окружа-
ющего мира во всем его многообразии, а для этого
нужны были и обычные, хорошо известные образцы
флоры, фауны, минералов. Стали появляться естест-
венно-научные коллекции систематического характера,
служившие исследовательской базой для первых
естествоиспытателей.
Родиной европейского коллекционирования нередко называют Италию, где уже в начале XV в. вслед за гуманистами рукописи, предметы старины и произведения искусства стали собирать правители и патриции многих итальянских городов. Художественными сокровищами наполняли свои дворцы богатейшие флорентийские семьи Ручеллаи, Строцци, Торнабуони, Каппони, но пальму первенства среди них держал род промышленников и банкиров Медичи.
Ренессансные коллекции отличались неоднород-
ным характером: в них соседствовали картины и мине-
ралы, скульптура и астрологические инструменты, ан-
тичные древности и кокосовые орехи. Этот универ-
|
сализм отражал интеллектуальную неугомонность
эпохиг ее стремление познать весь окружающий мир и
законы его развития.
В развитии коллекционирования произо-
шли важные качественные изменения. Владельцы ряда
собраний стали демонстрировать отобранные ими
предметы в соответствии с определенной концепцией и
с учетом восприятия создаваемых экспозиций
сторонним зрителем. К работе над этими экспозициями
часто привлекались гуманисты, художники, вы-
дающиеся архитекторы. Так появились первые му-
зейные учреждения, степень доступности которых
зависела исключительно от воли владельцев. Одни
открывали двери только для титулованных особ и
придворных художников, другие же считали воз-
можным показывать свои экспозиции более широкому
кругу лиц.
В том многообразии терминов, которыми ренессансные
коллекционеры называли помещения, где они экспонировали
свои собрания, наиболее распространенными были «галерея»-
и.«кабинет». Галерея представляла собой зал удлиненной
формы, одну из продольных сторон которого прорезывал
сплошной ряд больших окон. Простор и обилие света делали ее наи-
более подходящей архитектурной постройкой для экс-
понирования произведений живописи и скульптуры.
Кабинет (или камера) представлял собой помещение гораздо
меньших размеров, как правило, квадратной формы.
Обычно в нем хранились разного рода редкости, есте-
ственнонаучные образцы и произведения искусства
небольшого формата.
Существовали и термины, говорившие в первую очередь
о составе собрания или о той деятельности, которая
осуществляется на его основе. Например, словом «ан-
тикварий» называли собрание античных древностей,
преимущественно произведений скульптуры, и место
для его экспонирования. Понятие «студиоло» означало небольшой приватный кабинет (комнату) во дворце для гуманистических занятий. Там размещались различные коллекции – картины, книги, монеты или медали, камеи или гобелены, античные камни – в зависимости от увлечений.
Возрождая античные ценности и
традиции, Ренессанс вернул в культурный
обиход человечества
Средневековье слово «музей», но при этом
наполнил его совершенно новым смыслом.
Сначала это понятие стало синонимом
слова «коллекция».
Позже музеем стали называть не
только коллекцию, но и помещение, в котором
она хранится.
Как Галерея статуй изначально создавалась во Флоренции знаменитая
галерея Уффици; лишь со временем в ней появилось собрание универсального характера. Делалось это с целью восхваление рода Медичи и их деяний, прославление силы и великолепия. Галерея Уффици уже не входила в состав частных апартаментов герцога, а была
экспозиционным залом, доступным для обозрения всем желающим.
Во второй половине XVI в. пышность и великолепие европейских дворов
оценивались уже не только по роскоши приемов, но и по наличию собрания красивых, диковинных и экстравагантных вещей, которое выполняло прежде всего представительные функции. Яркими образцами подобных собраний наряду с Трибуной галереи Уффици могут служить и кунсткамеры Центральной Европы. Слово «кунсткамера» в буквальном переводе обозначает «кабинет искусств», но под «искусством» в данном случае подразумевались лишь необычные и редкие творения, искусно созданные человеком или природой. Конкретное содержание кунсткамер составляли предметы, не соответствовавшие существовавшим в то время представлениям о простом и заурядном. Особое внимание к ним было вызвано не только присущей человеку тягой ко всему необычному и соображениями престижа, но и тем, что именно редкое и диковинное, как считалось, нагляднее всего способно передать многообразие мира. При всей своей индивидуальности интерьер каждой из кунсткамер отражал типичные для своего времени принципы размещения предметов и организации внутреннего пространства. Верхнюю часть плоскости стен обычно занимали картины, которые развешивались несколькими рядами, а иногда и полностью покрывали часть стены от потолка до пола (Шпалерная развеска). Ниже ярусов картин и в простенках между окнами часто помещали оружие и охотничьи трофеи. С потолка могли свисать чучела рыб и животных, которые нередко стояли и на полу вместе с другими крупногабаритными предметами.
Немаловажными в 16-17 веке оказываются и естественно-научные кабинеты. Ключ к исследованию и раскрытию тайн окружающего мира многие видели в коллекционировании и естественно-научных кабинетах. Их появление – результат возникшей потребности в специальных хранилищах — кабинетах и ботанических садах, с помощью которых можно было контролировать все возрастающий поток естественно-научных материалов и приносимых ими новых данных. Всё это является следствием развития наук (особенно естественных) в ту эпоху.
XVII столетие часто называют «золотым веком» коллекционирования вслед за Италией,Францией, Испанией, Австрией и Германией на поприще целенаправленного собирательства вступили страны, мало затронутые ренессансными веяниями и потому прежде не проявлявшие особой активности на коллекционерской стезе — Англия, Швеция, Дания. Социальный состав коллекционеров существенно расширился в сравнении с предшествующим столетием, среди владельцев кабинетов были короли и герцоги, министры и придворные, банкиры и адвокаты, врачи и художники, поэты и ювелиры, садовники и торговцы. Проникая во все слои европейского общества, коллекционирование становилось неким всесословным и вненациональным явлением. В целом оно продолжало сохранять универсальный характер, и большинство из создававшихся собраний включали самые разнообразные предметы — картины, скульптуру, изделия художественного ремесла, монеты, медали, книги, инструменты, чучела животных и рыб, засушенные растения.
Предназначение дворцовых галерей: создавались не в просветительных, а в репрезентативных целях. В них не только хранились и экспонировались художественные коллекции, но и проходили приемы важных особ, устраивались празднества и торжества. Главная цель экспозиции дворцовой галереи состояла в том, чтобы прежде всего создать ощущение богатства и великолепия. Следуя исключительно декоративному принципу, картины в галереях располагали на стене без наклона, рама
к раме, несколькими рядами от потолка до пола. Подобно коврам они полностью закрывали стены, поэтому такая развеска живописи получила название
«ковровая», или «шпалерная». Произведения подбиралась не по национальным школам или хронологическому принципу, а исключительно по своим декоративным качествам.
Главный лозунг деятелей в музейной сфере в эпоху Просвещения звучал
примерно так: коллекции, служащие удовольствию немногих, должны стать доступны всем.
Первый английский публичный музей, созданный с научно-образовательными целями, был открыт в 1683 г. в Оксфордском университете и позже получил название Музей Ашмола. Его основу составили коллекции, собранные отцом и сыном Трейдескантами.
В 1656 г. появился первый каталог этого собрания под названием «Музей Трейдескантов». Составлять его и систематизировать коллекции Джону Трейдесканту-младшему помогал друг ЭлиасАшмол, юрист и коллекционер. Впоследствии он унаследовал Музей Трейдескантов, присоединил к нему свое собрание книг и нумизматики и в 1667 г. передал Оксфорду на условиях экспонирования коллекций в отдельном помещении. В мае 1683 г. состоялось открытие музея.
За небольшую плату и в составе организованных групп его
могли осматривать все желающие, а трижды в неделю
здесь читались лекции по химии.
Публичный музей национального масштаба появился в Англии спустя семь десятилетий. Его основателем стал врач и натуралист, президент Лондонского Королевского общества Хэнс Слоун. В 1759 г состоялось открытие Британского музея. Несмотря на то, что музей создавался как публичный, призванный служить интересам всех членов общества, его первоначальный Устав и правила посещения, разработанные Советом попечителей, явственно давали понять, что музей существует прежде всего для ученых, писателей и художников. Допуск других категорий посетителей рассматривался как «широко распространенный, но менее полезный».