Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по географии.
Класс (60 минут)
Г.
1.. Какие объекты расположены на западных границах России?
- а) залив Варангер-фьорд, залив Петра Великого, Керченский пролив;
- б) озеро Ханка, река Аргунь, озеро Убсу-Нур;
- в) Кунаширский пролив, гора Белуха, возв. Манселькя;
- г) залив Варангер-фьорд, возв. Манселькя, Смоленско-Московская возв.
2. С каким фактором связана частая повторяемость катастрофических наводнений на реке Лене?
· а) густой растительный покров по берегам реки;
- б) многоснежные зимы;
- в) горный рельеф;
- г) ледяные заторы, образующиеся в русле реки;
- д) ливневые осадки;
3. Открытие архипелага Северная Земля связано с именем:
- а) С.И. Челюскина
- б) Б.А. Вилькицкого
- в) Ф.П. Врангеля
- г) И.Ф. Крузенштерна
4. Сколько субъектов Российской Федерации насчитывается в настоящее время:
· а) 88;
· б) 83;
· в)22;
· г) 4;
5. Самый большой по площади территории субъект Российской Федерации – это:
· а) Красноярский край;
· б) город Москва;
· в) Республика Саха (Якутия);
· г) Новосибирская область?
6. Подумайте, какой известный физико-географический объект объединяет такие страны как Россия, Туркмения, Иран, Казахстан, Азербайджан:
· а) Уральские горы;
· б) Кавказские горы;
· в) Каспийское море;
· г) Прикаспийская низменность?
7. Выберите пару государств, в которой присутствуют государства, с которыми Россия имеет наименее протяженную сухопутную границу:
· а) Литва и Польша;
· б) Казахстан и Китай;
· в) КНДР и Норвегия;
· г) Грузия и Азербайджан.
Первым из европейцев к северо-западным берегам Тихого океана вышел в 1639 году
· а) Ермак Тимофеевич
· б) Иван Москвитин
· в) Василий Поярков
|
· г) Семен Дежнев
9. Какие российские народы имеют свои собственные административно-территориальные образования:
· а) Манси
· б) Эвены
· в) Эвенки
· г) Шорцы
· д) Алтайцы
· е) Хакасы
10. В России выделяют -... федеральный округов:
· а) шесть
· б) семь
· в) восемь
· г) девять
Назовите федеральный округ и его центр, который образовался в 2010 году.
Определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климатограмма
которого показана на рисунке.
1) A 2) B 3) C 4) D
12. На рисунке показаны процессы, происходящие на границе двух литосферных плит. Определите, какой буквой на карте отмечен район в котором происходят показанные на рисунке процессы.
1) A 2) B 3) C 4) D
13. В вагоне поезда Москва – Владивосток мой спутник – техник с золотых приисков – рассказал мне отрывок из своей биографии:
«Родился я и вырос в городе, название которому дано по имени реки, на которой он расположен. Учился я в другом городе, который находился восточней первого: расстояние между ними 945 км по железной дороге. Имя второму городу дала также река, на которой он лежит. Кстати, название этих городов и рек схожи, разница лишь в одной начальной букве. Один из этих городов мы будем проезжать. Еду я домой, в город, название которого читается одинаково справа и слева. Начальная буква в названии этого города та же, что и города, где я родился. А находится он в бассейне реки, имя которой носит моя дочь. Если хотите знать, как меня зовут, то следите за станциями, мимо которых мы будем проезжать. В названии одной из них, данной в честь русского казака-землепроходца Хабарова, вы прочтете мое имя и отчество».
|
Попробуйте, пользуясь данными, которые приведены в рассказе, ответить на следующие вопросы:
1. В каком городе родился рассказчик, и на какой реке этот город расположен?
2. Где он учился (название города и реки)?
3. В какой город он едет.
4. В бассейне какой реки находится этот город?
5. Имя и отчество рассказчика?
14. Заполните таблицу, используя приведенные ниже географические названия и числа: Эльбрус, 1895, 4506, хр. Черского, Белуха, Победа, Кавказ, 3147, Народная, Урал, Алтай, 5642.
Горная система | Название горной вершины | Высота,м |
Эльбрус | ||
Урал |
15. Почему города и поселки среднего и нижнего Поволжья, находящиеся на правобережье, стоят у самой реки, а населенные пункты левобережья, за редким исключением, расположены на один–два километра и далее от Волги?
16. Найдите логические связи географических объектов в предложенном списке: город, деревня, село, поселок городского типа (пгт), кишлак, аул, хутор, мегаполис.
Выделите самостоятельно группы, в которые можно объединить объекты, и впишите туда название группы объектов и названия объектов, которые вы отнесете к выделенным группам.
Название группы объектов Объекты
17. Назовите реку, как она называлась в IX-XI вв. и город- порт в ее устье.
Длина этой реки немногим более 3500 км. На протяжении многих веков она служила и служит главной водной дорогой европейской части Российского государства. В устье реки город - одновременно морской и речной порт. Город является «южными морскими воротами России». Город - крупный промышленный центр, известен развитой черной металлургией, целлюлозной и деревообрабатывающей, а так же пищевой промышленностью.