Дополнительные принципы, проявляющиеся в играх с песком 2 глава




Основной признак сказочной игротерапии — инструкция к игре в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста клиента. Мы заметили, что инструкция в сказочной форме со­здает условия для более глубокого проживания ребенком, под­ростком и взрослым всего хода игры. Кроме того, в контексте сказкотерапии, игры становятся важным инструментом для «подачи» выделяемых нами видов сказок.

Мы выделяем два способа превращения обычной игротера­пии в сказочную.

Способ первый. Сегодня, к счастью, издано множество книг, описывающих разнообразные игры. Их можно взять за основу. Превращаясь в сказочного игротерапевта, нужно просто «пере­писать» инструкцию к игре в форме сказки или притчи. Возьмем к примеру, всем известную игру «в колечко». Помни­те, «колечко, колечко, выйди на крылечко»? Попробуем превра­тить ее в сказочную игру. Основной образ игры — колечко. Тот, кому оно досталось, может смело выходить «на крылечко». Причем, задача других играющих — этого не допускать.

Не исключено, что эта игра относится к разряду предбрач-ных. Давным-давно, вероятно, в нее играли несколько девушек

и юноша. Юноша выбирал себе невесту. Признак выбора — тайная передача избраннице кольца. Потом юноша мог выйти за порог и подать своей суженой знак словами: «Колечко, ко­лечко, выйди на крылечко!» Девушка должна была быстро от­реагировать, не дать своим конкуренткам опомниться и удер­жать ее. На крылечке, вместе с юношей, она уже в безопасности, и готова принять новую социальную роль жены. Это лишь вер­сия, но она может лечь в основу сказочной инструкции к игре. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был царь. И было у него двенадцать дочерей. Все, как на подбор, красоты неписаной. Но характер красавицы име­ли лютый. На людях улыбаются, скромными кажутся, а как между собой останутся, все ссорятся да ругаются. Все друг дружке завидуют. Все им кажется, что батюшка кому-то из них лучшие подарки делает! Вот беда царю: дочек замуж выдавать, да женихов нет. Никто ведь не хочет в жены взять сварливую, да злобную. А характера-то не скроешь под улыбками да речами сладкими!

Но, к счастью, не все дочери были характера злонравно­го. Одна, самая младшая, в ссоры не вступала, козней не строила. Была она кроткой и нежной. Да только сестры ее не жаловали. Как приедут к ним женихи заморские, все норовят сестры заслонить младшенькую. Чтоб не по­чуял никто сердца доброго.

Да только жемчужину-то не утаишь! Шла молва о кра­соте и нраве кротком младшей дочери царя. И вот однажды заехал в царство принц знатный, богатый, заморский. Несмотря на то, что вырос он в роскоши и почитании, имел он золотое сердце, был умным и лов­ким. Слыхал принц о дочерях царя, и захотелось ему посмотреть на них, познакомиться.

Царь принял его с радушием. Еще бы, родовитый богатый жених объявился! Царевны принца обсту-

пили. Расспрашивают его о делах заморских, да глазки строят. Видит принц, что сестры между собой не дружны. То одна пихнет сестру, то другая ущипнет, — все к принцу поближе встать пытаются.

Но сердце-то у принца было чуткое. Почувствовал он, что судьба его где-то рядом, но глаза ее пока не видят. Что же делать?

Но принц недаром заморским был. Имел он колечко особенное, волшебное. Колечко то по наследству у них пе­редавалось, от отца к сыну. Еще во времена стародавние добрый волшебник прадеду за особую доблесть его подарил, да сказал: "Не даю тебе ни злата, ни серебра; самый доро­гой подарок делаю — это кольцо поможет тебе выбрать самую лучшую жену. И сыновьям своим сей перстень передай". Так с той поры и повелось у них в роду: все принцы себе лучших жен выбирали. И дети поэтому в люб­ви рождались. От того и сердца у них были добрые.

Отошел принц в сторонку, зажал колечко в кулаке и шепнул ему: "Лети к суженой моей. А как выйду я на крыльцо, позову тебя. Пусть суженая моя и передаст тебя мне". А колечко-то волшебное. Оно невидимым стало, да по воздуху, незаметное для сестер, перенеслось к младшень­кой, да прямо на ее пальце оказалось. Удивилась девушка, но виду не подала.

Принц же, тем временем, с царем распрощался, за при­ем поблагодарил, царевнам поклонился и в путь заторопился. А как вышел из дворца, так по­звал: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!"

Услыхало его колечко. А оно же на пальце у младшенькой было! Так царевна и побежала к своему суженому. Пытались сестры удержать ее, дане смогли.

Увез принц свою ненаглядную, сыграли они свадьбу. Жили долго и счастливо. А колечко-то потом к сыну их перешло ».

С тех пор многие играют «в колечко», давайте поиграем и мы.

Согласитесь, дорогие читатели, давно знакомая игра приобре­ла совсем иной смысл благодаря сказочной инструкции. Те­перь игра станет осознанным приобщением к жизненным цен­ностям, к сокровищам коллективного бессознательного. Таким образом, можно адаптировать любую известную игру. Восприя­тие и проживание ее существенно углубится.

Способ второй. Он подразумевает обратное действие: игра придумывается к сказке. Как вы уже знаете, в системе сказко­терапии мы выделяем пять видов сказок: художественные, ди­дактические, психокоррекционные, психотерапевтические, меди­тативные. В зависимости от целей работы и проблем клиента или воспитанника подбираются соответствующие сказки, и на основе их сюжета придумываются игры.

Например, нам необходимо проработать с детьми идею помо­щи ближнему. Без этого эффективная созидательная коммуни­кация невозможна. Если мы сами не имеем возможности напи­сать сказку или притчу на эту тему, то ищем среди художе­ственных сказок сюжет, иллюстрирующий эту идею. Например, сказка «Цветик-семицветик». Фабула ее всем известна: девоч­ка получает в подарок чудесный цветок, исполняющий жела­ния. Шесть лепестков она потратила с наименьшей пользой. Зато последний лепесток принес пользу больному мальчику. В игре «Цветик-семицветик» мы обыграем чудесные свойства цветка и научимся их созидательно использовать. Но прежде мы обязатель­но обсудим сказку.

Итак, с правилами игры знакомит ведущий. Из обо­рудования потребуются один лист ватмана, набор цвет-

ной бумаги, клей, ножницы, карандаши и ручки по количеству играющих.

— Сказка рассказала нам, дорогие друзья, о чудесном цветке, исполняющем желания. Цветик-семицветик был подарен вол­шебницей. Но мы с вами находимся в сказочной стране, и сами можем быть волшебниками. Тем более, что это нам не раз уда­валось! Давайте вырастим свой Цветик-семицветик.

— Вы спрашиваете, как это сделать? Вот большой лист бума­ги. Давайте его сделаем волшебным. Вы уже знаете, что для этого нужно передать листу частичку своего тепла. Положите, пожалуйста, руки на лист бумаги, поводите по нему руками. Чувствуете, он постепенно становится волшебным? Теперь возьми­те простые карандаши.

— Давайте договоримся между собой: кто рисует стебель, кто — листочки, кто серединку, а кто лепестки Цветка.

— Прекрасно, дорогие волшебники! Эскиз нашего Цветка го­тов. Теперь нужно сделать его волшебным, в особенности его лепестки. Но знаете ли вы, что нужно для этого сделать?

— Чтобы лепесток был волшебным, в него необходимо зак­лючить доброе пожелание близкому человеку.

— Возьмите цветную бумагу, ножницы. Вырежьте по одному лепестку. На обороте лепестка напишите доброе пожелание кому-то. Не торопитесь, хорошо подумайте. Ведь все может сбыться!

— Итак, чудесные разноцветные лепестки готовы. Пожалуй­ста, прочитайте ваши пожелания, написанные на обороте лепес­тков.

— Дорогие волшебники, вы создали чудесные ле­пестки с добрыми пожеланиями. Теперь приклейте, пожалуйста, кончик лепестков в серединке Цветка.

— Вот мы и создали Волшебный Цветок, испол­няющий желания. Давайте вспомним сказку. Де­вочка с небольшой пользой истратила шесть лепест­ков. Почему? Да, она думала только о своих желани-26

ях. Вы, дорогие волшебники, подумали о тех, кто рядом с вами, ваших близких.

— Наш цветок создан для того, чтобы нести радость. Мы можем оторвать по лепесточку для наших близких, и отнести им добрые пожелания.

Другой пример. В группе есть проблема конструктивного проявления чувств и взаимодействия друг с другом. Дети про­являют агрессию, быстро обижаются, тревожны. С одной сторо­ны, нам необходимо снизить уровень психоэмоционального на­пряжения, с другой стороны, важно проработать с детьми тему эмоций и чувств. Иначе говоря, нам нужно преодолеть «хаос» в эмоциональной сфере и «включить» естественные механиз­мы саморегуляции.

Как добиться этого? Конечно, с помощью психотерапевтичес­кой сказки, которая расскажет ребятам о Стране Чувств. Сказ­ку мы сразу же разыграем в песочнице.

Идея состоит в представлении нашего внутреннего мира в образе сказочной страны, которой правит добрый и мудрый Король. Он имеет множество слуг — это наши чувства, жела­ния, мысли, намерения. Самое главное для нас — разделить Ко­роля и его слуг (а на психологическом языке — «усилить Я»). Для этого мы последовательно знакомимся со слугами Короля, узнаем их поближе, понимаем, что самое главное качество ко­ролевского слуги — чувство МЕРЫ. Образ Меры — образ ба­ланса во внутреннем мире.

Мы говорим с ребятами о том, что у каждого из нас внутри есть такая сказочная страна, есть Король и слуги. Но насколько силен Король? Бывает, что слуги захватывают власть в стране, а Король оказывается в темнице или изгнании. Как, например, было, когда власть в стране захватили слуги по имени Обида, Злость и Страх. А случилось это так...

«Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Удо­вольствие, Интерес, а Злость, Обиду, Страх встречать неча­сто. Но мы ведь с вами знаем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Ко­роля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!»

Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Но, если о нас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за нашей спиной, мы это почувствуем? Ко­нечно! Нам будет приятно или неприятно? Конечно, непри­ятно! А когда нам неприятно, мы какие дела будем делать быстрее: хорошие и плохие? Многие люди, когда о них пло­хо говорят, обижаются и совершают не очень хорошие по­ступки. Так случилось и в нашей чудесной стране чувств... (Далее рассказ ведущего разыгрывается в песочнице. Веду­щий предлагает ребятам создать Страну Чувств, потом про­должает свой рассказ.)

Так вот, темной ночью, на краю леса собрались слуги по имени Обида, Злость и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им, видите ли, совсем не нужны!» — фыркала Обида, а слуга по имени Злость сжимал кулаки. «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу, да будем пра­вить страной, вот они у нас попляшут!»

И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля и бросили его в тем­ницу (фигурка Короля может быть в этом эпи­зоде зарыта в песок).

Когда на следующее утро придворные, по сво­ему обыкновению, собрались в тронном зале, они

замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне си­дел слуга по имени Злость (или Страх — в зависимости от того, какую проблему вам важно проработать: агрессив­ность или тревожность). Он пытался одеть на свою голову корону, но она была волшебной и сползала. Тогда слуга по имени Злость со злостью кинул ее под трон (при этом корона Короля также закапывается в песок). Как вы думаете, каков был первый указ нового правителя? Да, было решено объявить войну соседнему государству. Кроме того, отныне каждому жителю королевства надлежало доносить на своих соседей, решать все споры с помощью кулаков, пугать друг друга всевозможными неприятностями. Представляете, какая жизнь настала в стране, тем более что слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес были из нее изгнаны?

Конечно, страна разрушалась и превратилась... (ребята в пе­сочнице разрушают постройки, деревья и прочее). Видите, что может произойти со страной, если у власти оказались не закон­ный Король, а Обида, Злость и Страх, забывшие о Мере?.. При­ятно ли на это смотреть?..

Наверное, то же самое происходит и у человека внутри, если он постоянно со всеми ссорится, дерется, обижается...

Давайте попробуем честно ответить на вопрос: бывает ли в нашей жизни так, что власть во внутреннем королевстве захва­тывает слуга по имени Обида, или Злость, или Страх? Что вы чувствуете и что, как вы думаете, чувствуют окружающие вас люди? В каких ситуациях это происходит?

Итак, к власти пришел самозванец, и в стране на­чались разруха и бедствия. Ничего другого невозмож­но ожидать, если у власти находятся Злость или Страх.

А наши изгнанники, слуги Короля — Радость, Удо­вольствие, Интерес, что же стало с ними? Конечно, их сердце не могло вынести такого страшного зрелища.

Они вспомнили, что далеко-далеко, за горами, за долами, живет волшебница по имени... Как вы думаете, каково ее имя?.. Конечно же, волшебницу зовут Любовь!

Ах, и нелегок же путь к волшебнице! Сколько испыта­ний пришлось выдержать верным слугам Короля! И сра­зиться с ужасными людоедами и гигантскими муравьями, пройти через Черный лес... Но они дошли до царства Любви. Умывшись из колодца, почувствовали невероят­ный прилив сил и ликования. Сомнений не было — они ощутили Любовь.

Волшебница дала путешественникам сосуд с Любовью, чтобы они отнесли его своему повелителю. Ведь в этом было спасение их страны.

Путь назад был уже не таким тяжелым. Тем более что верных слуг Короля окрыляла Любовь.

Вот мы и узнали, что самое главное во внутренней ска­зочной стране — Любовь. Давайте приложим руку к сер­дцу: ведь именно там, согласно древним легендам, живет Любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких лю­дях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел... Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что Любви в ваших сердцах много-много. Давайте, выйдя из сказоч­ной страны, подарим Любовь тем, кто сейчас заботится о нас, а потом и нашим близким людям. А как это сде­лать — подскажет сердце...

Но наша история не закончилась. Слушайте, что было дальше.

Конечно, путь домой легче, чем из дома. Тем более, если несешь сосуд с Любовью! Итак, слу­ги по имени Радость, Удовольствие и Интерес добрались до своей страны, нашли темницу и освободили Короля. Только повелитель пригу-

бил из сосуда с Любовью, как к нему вернулись силы, уве­ренность, мужество и мудрость. Царственной поступью он отправился в тронный зал.

Как только самозванцы — слуги по имени Обида, Злость и Страх — увидели Короля, они затрепетали и бросились на колени. А придворные зашипели: «Вот, Ваше Величе­ство, мы же говорили Вам, надо было избавиться от этих слуг, и ничего бы не было!»

Но Король остановил их: «Дело не в моих слугах, дело в дурных мыслях и разговорах! Я даю им три дня сроку, пусть они сами решат: покинуть ли нашу страну или найти в ней себе достойное применение».

Так сказал великодушный Король. Как вы думаете, правильно ли он поступил?

Через три дня слуги по имени Злость, Обида и Страх пришли к Королю и сказали: «Ваше Величество! Прости­те нас и Вы, и вы, жители королевства! Мы вспомнили о своем качестве Меры и поняли наше назначение в стра­не. Позволь нам построить свои дома НА ГРАНИЦЕ го­сударства».

«Почему же на границе? — удивился Король». Вот, что сказали слуги: «Слуга Ваш, по имени Страх, са­мый чуткий, самый осторожный, он далеко чувствует опас­ность и сможет Ваше Величество предупредить вовремя. Вы будете иметь время на то, чтобы достойно встретить опасность или предотвратить ее. Слуга по имени Злость придаст Вам силы для борьбы с врагом, сможет быст­ро наказать обидчика. Но не «переусердствовать», ибо он помнит о Мере. Слуга по имени Обида чуток к дур­ным мыслям и разговорам, он будет охранять Ваше достоинство и предотвращать недостойные разговоры и действия». (В песочнице страна перестраивается, дома Злости, Страха и Обиды переносятся на окраины.)

Вот как закончилась эта история. Сосуд с Любовью установи­ли на самом красивом месте (в песочнице ребята совещаются, выбирая место для сосуда с Любовью). К этому месту мог легко подойти каждый, как только чувствовал себя раздраженным или тревожным. Ведь Любовь приносила покой в души жите­лей. Так, слуги по имени Злость, Страх, Обида охраняли страну, а Любовь согревала ее. Все жили долго и счастливо».

Эта сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол, поможет ребятам осознать причины своего деструктивного поведения и понять свои сильные и слабые сто­роны. Теперь мы всегда сможем спросить нашего воспитанни­ка: кто правит в твоей стране, Король или самозванец? Если самозванец, что может сделать Король, чтобы восстановить по­рядок вещей?

Конечно, «скоро сказка сказывается, но нескоро дело делает­ся»... Для того чтобы внутренний Король вырос, требуется ог­ромное терпение и время. Но путь теперь освещен.

Итак, дорогие читатели, теперь вам известны два способа пре­вращения игротерапии в сказочную игротерапию. Вероятно, их намного больше. И осознание этого раскрывает перед нами боль­шие возможности.

игровой практикум

В этом параграфе мы приводим три игры. Пер­вая, «Дебаты», не является, собственно, сказочной. Мы включили ее для мягкого входа в сказочную игротерапию. Ведь при всей мягкости сказкотерапевтического воздействия нельзя не развивать способности к аргументации своего мнения...

Вторая игра «Шесть шляп» и третья «Волшебный круг» яв­ляются примерами сказочной игротерапии.

1. Искусство дебатов

В этой игре две команды, отстаивая свой тезис, используют разнообразные аргументы, контраргументы, эмоционально кон­структивные средства выражения. Сначала играют две коман­ды наставников (имеются в виду педагоги, воспитатели и дру­гие взрослые), а ребята являются зрителями, а иногда и судья­ми. Следующий этап игры — ребята играют с помощью тренера-наставника или в условиях смешанной команды (на­ставники плюс ребята); последний шаг — самостоятельная игра.

Условия игры «Дебаты» таковы.

Участники игры (на первом этапе это педагоги и воспитате­ли) делятся на две творческие группы. Одна группа подбирает материал для утверждения какого-либо постулата, а другая со­бирает материал для отрицания оного. Таким образом, первая группа становится командой Утверждения, а вторая — коман­дой Отрицания (жеребьевку проводит ведущий).

Для первой игры рекомендуем сделать предметом дебатов за­явление Фреда Роджера: «Для того чтобы вырасти здоровым, ре­бенку необязательно уметь читать, ему необходимо уметь играть!» Команда Утверждения соглашается с мэтром. Команда Отрица­ния выдвигает антитезис: «Для того чтобы вырасти здоровым, ребенку необходимо уметь читать и необязательно уметь играть».

Задача обеих команд состоит в том, чтобы собрать «пакет до­казательств, подтверждающий истинность выдвигаемого посту­лата, подготовиться к оспариванию предполагаемых доказа­тельств противников и привести исторические, литературные и другие примеры, иллюстрирующие отстаиваемую позицию.

В процессе обсуждения тезиса и подбора доказательств чле­ны команды выявляют и назначают троих активных игроков, которые будут представлять команду в процессе дебатов.

Первый спикер — игрок, начинающий игру. «Мозг коман­ды», ведь именно в его руках находится пакет собранных вами доказательств. Он и предъявляет этот пакет для дальнейшего обсуждения и оспаривания. Его речь неспешна, убедительна. Каждое слово и фраза выверены, здесь нет пустых или «про­странных» рассуждений — здесь суть, «соль» проблемы.

Второй спикер — активный слушатель, гибко и тактично ведущий линию оспаривания высказанных доказательств про­тивоборствующей команды, мягко и ненавязчиво подводящий к мысли о шаткости и ненадежности выдвинутых противника­ми доказательств, готовящий зрителей и жюри (если таковое имеется) к выступлению спикеров своей команды. В его речи часто встречаются та­кие обороты, как «...с большим удовольствием я выслушал(а) Ваше выступление, и хотелось бы уточ­нить вот что...», «...очень ценное замечание прозву­чало в Ваших словах, но...», «...как мы все слыша­ли, Вы утверждаете, что..., а как быть с тем, что...» и т. д.

Третий спикер — очень эмоциональный игрок, хорошо вла­деющий не только речью, но и телом — актер, импровизатор. Его задача — «влюбить в себя» и жюри, и публику, обращаясь к жизненному опыту каждого зрителя и участника игры, приво­дя в пример исторические факты, судьбы литературных и ска­зочных героев, декламируя высокую поэзию, рассказывая бай­ки и анекдоты.

Порядок выступления спикеров:

Открывает дебаты первый спикер команды Утверждения (не более 5 минут). Затем слово предоставляется второму спикеру команды Отрицания (не более 4 минут). Эстафету подхватыва­ет первый спикер команды Отрицания (не более 5 минут). Его оспаривает второй спикер команды Утверждения (не более 4 минут). Потом в бой вступает третий спикер команды От­рицания (не более 4 минут). Завершает дебаты третий спикер команды Утверждения (не более 4 минут).

После того как ведущий рассказал играющим основные ус­ловия, командам дается 30 минут на сбор материала. При этом разрешается пользоваться литературой.

Звучит гонг. Команды собираются в зале. В центре зала уже оборудовано место для спикеров обеих команд (это могут быть столы, на которых расставлены таблички «КОМАНДА УТВЕР­ЖДЕНИЯ», «КОМАНДА ОТРИЦАНИЯ» и обозначены места для 1, 2, 3 спикеров).

Снова звучит гонг, и ведущий призывает спике­ров занять свои места. Остальные участники игры становятся зрителями и болельщиками (в дальней­шем можно назначать и независимое жюри, кото­рое будет оценивать работу спикеров и присуждать победу той или иной команде). Ведущий стано­вится «тайммейкером». Он будет следить за време­нем, отпущенным на каждое выступление спике­ров.

Традиционно игра начинается с представления спикеров. Де­лают это первые спикеры. Например: «Я, Первый спикер ко­манды Утверждения — Иванова Екатерина, представляю свою команду. Второй спикер — Петрова Светлана, Третий спикер — Сидорова Ольга».

В качестве иллюстрации приводим стенограмму игры в Шек-снинской спецшколе. Отметим: играли взрослые, ребята были болельщиками и зрителями.

Ведущий: Слово предоставляется первому спикеру команды Ут­верждения.

1 спикер: Мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоро­вым, ребенку надобно уметь играть. Что же такое игра в нашей жизни?

Прежде всего, это движение. Рука новорожденного потяну­лась за игрушкой, и это движение; глаза следят за игрой — мани­пуляцией взрослого с погремушкой — и это движение. Полза-нье — ничто иное, как первые игры в разведчика и путеше­ственника. И это есть движение, а движение — путь к здоровью.

Еще игра — это способ познания себя. Своих сил, возможно­стей и желаний.

В игре ребенок понимает, что многое может, многое умеет, ведь он берет на себя тот груз, к которому внутренне и физичес­ки готов. А значит в игре ребенок, как правило, успешен. «А ес­ли что-то не так, не так Я ловок, не так силен, как хотелось бы, то и это не беда, ведь завтра можно игру повторить», — думает ребенок. Игра всегда дает право на ошибку, а значит, сохраняет психи­ческое здоровье, при этом направляя ребенка, по­казывает ему различные пути к достижению цели. Игра развивает у ребенка положительное представ­ление о себе. А это — дорога к счастью, успешной адаптации в социуме и здоровью. Наше здоровье,

дорогие друзья, зависит и от успешного взаимодействия с окру­жающим нас миром. А где, как не в детской игре, впервые от­крываются таинства песка (игры в песочнице); воды (беганье по лужам и пускание корабликов); земли и ее таинственных обитателей (помните, дорогие друзья, свой восторг от встречи с дождевыми червями, муравьями и прочими жителями нашей планеты); воздуха (о, эти яркие воздушные шары, самолетики, воздушные змеи...); огня (романтичные ночные костры, бенгаль­ские огни и прочее). Здесь и радость открытий, и, конечно же, первые знания о технике безопасности, так необходимой для со­хранения здоровья и жизни.

Как прожить без стрессов, на которые нас порой обрекает взаимодействие с себе подобными? Умению жить в коллективе, подчинять себе и подчиняться самому, быть социально гибким — всему этому ребенок может научиться в коллективных играх. Как непросто в наше время быть человеком команды — найти в ней свое достойное место. Что получается у меня лучше всего, кто я таков? Лидер-организатор, или генератор идей, или талан­тливый исполнитель?

Какое тестирование ответит на эти вопросы более полно и точно, чем игра?

Наше здоровье и наше счастье зависят и от того, какой жиз­ненный путь мы себе выберем. Кем будем, будет ли наша про­фессия приносить нам радость и удовлетворение? Как здесь не ошибиться? А очень просто, надо лишь наиграться в конструкторов, градостроителей, учителей, врачей, космонавтов, разбойников и полицейских. И тогда пусть отдыхают психологи, занимающиеся профо­риентацией, зачем нам их выводы и советы. Мы принимаем решение сами, уже испытав себя в на­ших играх и найдя дело себе по душе, в котором мы и будем наиболее успешны.

Еще наше здоровье и счастье зависят от выбора партнера, с которым нам идти по жизненному пути, растя своих наследни­ков. Как нам не ошибиться и в этом?

В играх дети и формируют идеал своего спутника, помощни­ка и единомышленника, с которым хотелось бы играть, дру­жить и жить. А уже имея конкретные представления о желае­мом партнере, можно приступать и к выбору, который навер­няка будет удачным.

Таким образом, мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровыми, детям надо уметь играть.

Ведущий: Спасибо большое первому спикеру команды Утверж­дения, слово предоставляется второму спикеру команды Отрицания.

2 спикер команды Отрицания: С большим удовольствием мы выслушали это блистательное выступление. Разрешите ос­порить лишь некоторые Ваши положения.

Итак, если я правильно поняла, то вы утверждаете, что основ­ной путь к здоровью — это движение. Любое ли движение яв­ляется таковым? Отнюдь!

Ведь важно знать, куда двигаться, в каком направлении, ка­кие опасности могут подстерегать нас на этом пути, что там, за поворотом? Как может игра дать ответ на этот вопрос? Да никак! Выбрать направление движения вам поможет карта или схема, которую, извините меня пожалуйста, надо внимательно рассмот­реть и прочитать. Но и этого мало. Чтобы выбрать свою дорогу, надобно знать и о многих других, а все их не прошагаешь и не проиграешь. Но об этих дорогах можно прочитать в приключенческой ли­тературе, волшебных сказках, энциклопедиях и справочниках. Итак, движение — это путь к здоро­вью, но выбор этого движения надо предоставить все-таки чтению.

Далее в своей речи Вы, многоуважаемый спикер, говорили о том, что игра дает возможность ребенку познать себя, свои силы и возможности. Я и с этим согласна, но... Вспомните свою пер­вую, самую дорогую победу! Когда же это было, когда вы удачно спрятались от приятеля или запятнали его; или когда сами, без посторонней помощи, прочитали слово, затем предложение, стра­ничку, книгу? Ответьте мне, уважаемые коллеги! Вот это откры­тие, вот это перспектива личностного роста!

Но Вы продолжали утверждать и то, что игра позволяет Вам открывать таинства Вселенной, ковыряясь в песке, барахтаясь в луже, разрывая несчастных червяков и поджигая леса — досто­яние человечества. Ну, что ж, как говорится, каждому свое! Я же приглашаю вас всех проникнуть в удивительные миры прошло­го и будущего, лишь открыв книгу. Книгу, которая поведет вас по доселе нехоженым тропам, заставит покорять океан, отпра­вит за поиском истины и мечты. Книга станет вашим учите­лем, другом, тактичным и мудрым попутчиком. И, немаловаж­ная деталь, совсем недокучливым. Когда вас что-либо утомит, вы просто свою книгу закроете.

Уважаемый первый спикер, как я поняла, Вы говорили и о том, что для полноценного здоровья, необходимо найти свое призвание, выбрав профессию по душе. И в этом, смею Вас уверить, Вам помо­гут книга, журналы, газеты. Именно из них вы почерпнете знания о великих открытиях, выдающихся личностях, их благородном и гуманном труде. Познакомясь с их трудами, вы смо­жете выбрать то дело, которое и будет вам по душе. А что касается выбора спутника жизни, то читайте сказки и испытывайте своих избранников так, как это предписано делать лицам королевской крови!

Спасибо всем, благодарю за внимание! Ведущий: Благодарим за выступление второго спи­кера команды Отрицания. Слово предоставляется первому спикеру команды Отрицания.

1 спикер команды Отрицания: Я очень рада, уважаемые колле­ги, вашему искреннему участию в нашей полемике. Раз­решите мне ознакомить вас с основными положениями команды Отрицания.

Мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровым, ребенку надобно уметь читать.

Следует отметить, что мы понимаем здоровье как сово­купность интеллектуального, эмоционального, психичес­кого и физического развития.

Рассмотрим роль чтения в каждом из вышеперечис­ленных аспектов развития личности.

Интеллектуальное развитие немыслимо без активного участия в нем второй сигнальной системы — речи. Наша речь не что иное, как «ее величество Слово».

Мы можем совершенствовать свое слово, лишь посто­янно расширяя свой словарный запас, тем самым фор­мируя образную, четкую, эмоциональную и грамотную речь. А образцы такой речи мы сможем взять только из книг — наших великих учителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: