Стиль поведения участников группы




Вести наблюдение за динамикой изменения стиля поведения участников группы можно с помощью протокола. Протокол конструируется по принципу семантического дифференциала и состоит из шкал, включающих в себя полярные качества.

Ведущий выставляет оценку каждому участнику группы на интервале от 0 до 10 баллов.

Балл «5» показывает отсутствие явной выраженности каче­ства. Баллы 0, 1 и 9, 10 задают систему отсчета, символизируют гипервыраженность качества, и поэтому обычно не выставля­ются.

В качестве примера конструкции Протокола приводим детс­кий вариант с рекомендациями по обработке.

Шкалы Протокола

Агрессивность — миролюбие. Шкала характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребенка. Если ребенок прояв­ляет по отношению к другим разрушительные или запугиваю­щие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, броса­ется песком, унижает — Вы можете поставить «X» (крест или точку) рядом с одной из цифр «2, 3, 4». Баллы «5 и 6» показывают ситуативную агрессив­ность: ребенок проявляет агрессивные действия только в ответ на обиду, агрессию и пр. Баллы «7 и 8» символизируют натуру миролюбивую, готовность

уладить конфликт. Ребенок не всегда агрессивно реагирует на агрессивные действия окружающих. Крайнее проявление ми­ролюбия: «бьют по щеке — подставь другую», страх конфликта, беззащитность.

Конформизм — лидерство. Шкала отражает тенденцию быть ведомым или лидером. Баллы «2, 3, 4» символизируют степень зависимости от мнения окружающих, тенденцию к подчинению, неспособность отстоять собственное мнение, потребность в опе­ке, легкость отказа от своего желания или идеи и пр. Баллы «5 и 6» соответствуют ситуативному проявлению лидерских ка­честв: в зависимости от ситуации, задания, состояния, настрое­ния, самочувствия. За этим иногда скрывается неформальный лидер. Баллы «7 и 8» отражают явную выраженность лидерс­ких качеств: стремление быть первым, «пробивать» свои идеи, подчинять себе, желание, чтобы все слушали только его и пр. Балл «9» или даже «10» можно поставить только в том случае, если Вы столкнулись с деспотом, упрямо, иногда истерично, на­вязывающим свою волю другим.

Отстраненность — вовлеченность. Шкала «Отстраненность — вовлеченность» показывает уровень мотивации по отношению к занятиям, интерес к работе группы, пассивность или актив­ность участия в групповом процессе. Если ребенку неинтерес­но, он не участвует в групповой работе, просится домой, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, вял и бе­зынициативен, то Вы можете поставить в этой шка­ле знак «X» рядом с одной из цифр «2; 3;» (в зави­симости от выраженности качества). Такая реакция ребенка, если она не вызвана его болезнью, может говорить о том, что для него данный подход или мало эффективен, или задания сложны, или это его личностная особенность. Если ребенок больше скло­нен наблюдать за процессом, чем участвовать, но, вместе с тем, Вы чувствуете его определенный инте-

рес, можно поставить баллы «4», «5». Балл «6» отразит доста­точную вовлеченность в процесс и «осторожное» проявление активности. Если Вы видите, что ребенок активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то можно поставить знак «X» около цифр «7» или «8». Активность или пассивность во многом зависят от состоя­ния ребенка в данный момент. Даже самые активные и под­вижные дети, когда заболевают или оказываются в непривыч­ной обстановке, могут проявлять вялость или пассивность. А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда им интересно. Поэтому важно накапливать серию наблюдений в разные дни при разных обстоятельствах. Шкала «Отстранен­ность — вовлеченность» является одним из серьезных показа­телей эффективности Вашей работы. Если в начале курса сказ­котерапии у ребенка были низкие показатели по этой шкале, а по мере Вашей работы они повышались — это означает, что Вы смогли увлечь ребенка, и занятия пошли ему на пользу.

Стереотипность — креативность. Шкала отражает динамику развития у ребенка творческих процессов. В начале занятий некоторые дети могут иметь низкие оценки по этой шкале. В ходе занятий по мере развития творческого мышления и вооб­ражения результаты по этой шкале будут повышаться. Прояв­лением стереотипных действий могут считаться хорошо извест­ные ребенку модели поведения, суждения, идеи. Проявлением творческих действий (креативности) могут считать­ся нестандартные оригинальные предложения, аргу­менты, повороты сказочного сюжета, приводящие к успешному результату.

Индивидуализм — сотрудничество. Шкала иссле­дует коммуникативные навыки ребенка. Если он стремится быть обособленным, неохотно участвует в совместной деятельности, предпочитает индивиду­альные задания, проявляет враждебность при вов-

лечении его в общее дело или при «покушении на его террито­рию», можно присвоить баллы «2», «3». Если он «тянется» к другим, но все же неохотно сотрудничает — баллы «4» или «5». Балл «6» покажет тенденцию к сотрудничеству, совместной деятельности. Баллы «7» и «8» — символизируют тенденцию к преимущественно групповому способу взаимодействия.

Отметки на шкалах можно соединить ломаной линией. Эта линия — личностный профиль участника группы на данный момент времени. Полезно каждому участнику группы произ­вольно присвоить цвет, тогда Протокол будет представлять со­бой несколько разноцветных ломаных линий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: