Понятие и типы партийных систем




 

Парт. Система – это конфигурация политического пространства, составленное из независимых эл-ов (партий) и определяемое их кол-вом, параметрами (численность избирателей, тип структуры и др.) и коалиционными возможностями. Большинство из предлагаемых типологий парт. систем носит колич. х-ер, их гл. критерием явл. кол-во партий. Таковы типологии Дж. Сартори, кот. в работе «Партии и партийные системы» выделяет 7 типов партийных систем, руководствуясь критерием движения от властного монизма к все большему полит. плюрализму и учитывая при этом только крупные партии, обладающие либо «потенциалом для коалиции», либо «потенциалом для шантажа».

1. «Однопартийные» системы (СССР, Куба), где фактич. партия «срастается с гос-вом».

2. Системы «партии-гегемона» (Китай), где наряду с правящей партией сущ. партии-сателлиты, признающие «рук. роль правящей партии» и реально не влияющие на процессы принятия решений.

3. Системы с доминирующей партией (Мексика, Япония до 1993 г.), где долгие годы, несмотря на наличие основных демократич. процедур и множества партий, одна партия регулярно побеждает на выборах и доминирует во властных структурах.

4. Системы «простого плюрализма» (2-хпартийная система – США, Великобритания), где две осн. партии сменяют др. др. у власти, лишая каких-либо шансов на победу «третью силу».

5. Системы «умеренного плюрализма», где нормальное кол-во партий – 3 или 4 (Бельгия, ФРГ, Швеция и др.).

6. Системы «крайнего плюрализма» (более 5 партий – это Италия, где до 1993 г. в парламенте было представлено 8 партий, Финляндия), где затруднено формирование устойчивых парт. коалиций и возможна поляризация партийного спектра.

7. Атомизированные системы (свыше 8 партий), где происходит распыление влияния и дисперсия ролей (Малайзия).

Для Дж. Сартори и двухпартийные, и умеренно многопартийные системы центростремительны, тогда как крайне многопартийные центробежны. Если в полит. системе преобладают центростремительные тенденции, то это означает, что проводимая политика явл. взвешенной, тогда как не отличающийся умеренностью или экстремистский полит. курс отражает преобладание центробежных сил, что приводит к полит. тупику и парализует де­ятельность правительства. Т. обр., по мн. зап. исследователей (Дж. Сартори, А. Лейпхарта, М. Тейлора, и др.) умеренная многопартийность явл. оптимальным усл. для стабильной демократии.

В типологии ам. социолога П. Ордешука вводится иной критерий – наличие (или отсутствие) одной, двух и более доминирующих на полит. пространстве партий (так называемых «партий большинства»), в рез. речь также идет о 3-х типах парт. систем:

1) двуполюсная система (США, Великобритания);

2) однополюсная система (Япония, Мексика);

3) многополюсная система (Нидерланды, Бельгия и др.).

Возможна и более подробная градация по этим критериям. Обычно же парт. системы в сравнительном плане исследуют по пяти гл. измерениям, предложенным Я.-Э. Лэйном и С. Эрсоном для европейских партий (на осн. факторного анализа 14 показателей).

1. Дробность, т. е. колебания в численности и силе единиц, составляющих парт. системы.

2. Функциональная ориентация, т.е. различия между традиционными классовыми партиями и партиями конфессиональными, этническими, региональными.

3. Поляризация, т. е. колебания в идеологич. предпочтениях между партиями по «лево-правой» шкале.

4. Радикальная ориентация, т. е. различия в ст. влияния крайне левых и правых партий.

5. Изменчивость, т. е. различия в суммарной мобильности между партиями.

Анализ изменений данных х-ик – осн. проблема в изучении парт. систем.

Парт. система есть рез. воздействия множества факторов, кот. М. Дюверже предложил разделить на:

- специфические для каждой страны – это нац. традиции и история, экономическая и социальная структура, тип полит. системы, наличие постоянного раскола об-ва, конфессиональные предпочтения населения, этнич. состав и др.;

- общие – ср. кот. наиб. важен избирательный режим, оказывающий воздействие на поведение избирателей, кол-во партий, их численность, специфику формирования парт. коалиций, размеры представительства в парламенте и т. д.

Не случайно, поэтому, наиболее разработанной теорией, рассматривающей парт. системы, является теория избирательных систем.

В совр. об-ве институту выборов как механизму формирования органов власти и управления с помощью выражения политической воли граждан придается особое значение, что связано с распространением представлений о необходимости формирования органов государственной власти с учетом мнений и представлений граждан. В этом плане выборы стали достаточно эффективным способом легитимизации полит. власти. Достаточно сложно в совр. мире найти гос-во (искл. составляют лишь нек. страны Востока) с республиканской формой правления, которое бы осущест­вляло полит. процесс без выборов и открыто признавало себя деспотическим или тоталитарным.

В международной практике оценка ур. развития демократии осуществляется целыми институтами (напр., Freedom House, OBSE), кот. уже используют др. критерии, но, тем не менее, внима­ние к выборам, процедуре их проведения и рез-там остается до­статочно высоким, поскольку конфигурация политической системы, расстановка полит. сил и направление развития политических процессов очень часто определяется рез-тами выборов.

Итак, именно изб. система, с институциональной точки зр., определяет процесс избрания лиц на гос. посты посредством введения правил, механизмов и процедур, на основании кот. осуществляется подсчет голосов. Упрощая, можно сказать, что избирательная система – это способ конвертации голосов избирателей в места в выборных структурах власти.

По сравнению с др. элементами ПС, электоральными правилами легче всего манипулировать в полит. целях. Имеется в виду не то, что избирательную систему легко изменить, а то, что остальные элементы системы изменить еще сложнее.

Процесс конструирования изб. системы обусловлен стремлением полит. элиты максимизировать отдачу от пребывания у власти и сделать это пребывание наиб. длительным. Данный вывод является резонным не только для стран т. н. «новой демократической волны», но и классической демократии, хотя и в меньшей степени, поскольку институциональные границы полит. процесса в этих странах уже давно устоялись, что не позволяет полит. элите делать достаточно резкие шаги в сторону их преобразования с целью увеличения личной или корпоративной полит. выгоды.

Обычно выделяют 3 осн. типа изб. систем, кот. могут быть подразделены на виды: плюральная, мажоритарная, пропорциональная, а также четвертаясмешанная. Пропорциональная система наиб. часто применяется на выборах в парламент. Мажоритарная – на выборах президента страны.

В сер. прошлого столетия, в 1945 г., М. Дюверже, касаясь взаимодействия электоральных и парт. систем, сформулировал т. н.е «законы Дюверже». В его книге «Конституцион­ное право и политические институты» 1955 г. эти законы звучат след. образом: «1) Пропорциональное представительство склонно вести к формированию многих независимых партий <...>, 2) мажоритарная система в два тура склонна вести к формированию многих партий, которые связаны друг с другом <...>, 3) правило плюральности склонно производить двухпартийную систему».

Действию законов Дюверже уделил внимание Уильям Райкер. Описывая действие закона связи плюральной системы выборов с наличием 2-х партий, он подчеркивал, что этот вывод базируется на теории рационального поведения и данных XIX в. Теория рационального выбора здесь включается предпосылкой рационального поведения индивида, когда он выбирает кандидата с наивысшей ожидаемой ценностью (стоимостью). В аспекте плюрального голосования это означает, что индивидуальный выбор не берет в расчёт третью партию и, таким образом, стабилизирует двухпартийную систему. Он предложил след. версию закона: «Правила плюральных выборов вызывают и устанавливают двухпартийную конкуренцию, за исключением стран, где третьи партии на нац. уровне явл. длительное вр. одной из двух партий на местном уровне, и стран, где одна партия среди некоторых почти всегда явл. победителем на выборах в смысле парадокса Кондорсе».

 

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Проблемы политических партий в трудах русского юриста М.Я. Острогодского.

2. Многопартийность в России: исторический опыт и современные проблемы.

3. Межпартийная борьба в современной России: особенности и перспективы.

Темы рефератов:

1. Партия как субъект политического процесса.

2. Функции, типология и социальная база политических партий.

3. Партии в политической системе общества.

4. Партийные системы: сравнительный анализ их функционирования.

5. Партийная система современной России.

Темы презентаций:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: