Несколько приемов, которые помогут выйти из состояния острого стресса




Тема 3. Поведение в экстремальных ситуациях

Психологическая стрессоустойчивость: понятия стресса, причины стресса в дол, эффективные способы выхода из стрессовых состояний, правила поведения в экстремальных ситуациях.

Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс: микробы и вирусы, яды, температура, травма, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям - все эти факторы могут стать стрессорами.

Стрессы человеку нужны. Без них человек становится безынициативным. Стресс - это источник энергии, своеобразное творчество. Но есть правило - не дать стрессовому состоянию приобрести длительную непрерывную форму. Стресс должен носить эпизодический характер. Нужно уметь вовремя переключаться, тогда механизмы саморегуляции вернут все измененные стрессом функции к норме.

Наибольшая причина для стресса, это человеческие взаимоотношения. Чтобы понять его природу, необходимо в первую очередь рассмотреть динамику развития стресса. Принято выделять три стадии развития стресса:

а) Стадия тревоги. Эта стадия называется также «предстартовой готовностью».

Ресурсы организма на этой стадии максимально мобилизуются. Ребенок находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически ребенок чувствует себя комфортно, может даже пребывать в приподнятом настроении. Его поведение на этой стадии удивляет окружающих своей неадекватностью по отношению пережитой накануне ситуации.

Удивительным образом «проходят» хронические соматические заболевания: гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.д. Это очень опасное и обманчивое затишье. Это штиль перед бурей.

Б) Стадия резистентности (стадия сопротивления).

Подъем, который наблюдался на первой фазе, спадает. Наблюдается некоторая усталость. Хотя в целом самочувствие не плохое, но организм уже начинает заявлять о себе. Внутренние ресурсы на этом этапе расходуются более оптимально. Происходит некоторое «врабатывание» в эту ситуацию, психика словно готовится к длительному преодолению трудностей. Энергия расходуется более разумно, приспособляясь к сложившимся обстоятельствам.

В) Стадия истощения.

Сил на борьбу больше нет. Защитные механизмы не могут выполнять свою функцию. И физически и психически, ребенок выжат. Энергия исчерпана. Психосоматические заболевания возвращаются с утроенной силой. Пережитое разрушает привычный образ жизни. Снижается аппетит. Возникают проблемы со сном. Часто снятся кошмары - ребенок боится заснуть и увидеть снова этот сон, и этот страх, в свою очередь, порождает бессонницу. Бессонница или прерывистый сон могут также быть обусловлены повышенной тревожностью, невозможностью отвлечься от навязчивых мыслей и расслабиться. Ребенок может стать раздражительным, преувеличенно реагировать на окружающие звуки и события – вздрагивать, вскрикивать начинать плакать, пугаться. Пытаясь себя защитить от новой беды, ребенок становится сверхбдительным, но вместе с этим, ухудшается концентрация внимания, сужается сознание. Могут наблюдаться необоснованные спонтанные вспышки гнева.

На этой фазе требуется неотложное вмешательство специалистов, необходимо обязательно прибегнуть к срочной психологической помощи.

ДЛЯ ВОЖАТЫХ

Основные причины профессионального стресса:

· § общеорганизационные проблемы (нет четкого разделения обязанностей между сотрудниками; плохая внутрилагерная коммуникация);
· § неопределенность положения человека в лагере (расширение или сокращение состава персонала, вызванное изменением видения руководителя; абстрактные прогнозы, обещания руководства);
· § недостаточные и неправильно подобранные люди на конкретные должности;
· § сверхурочные, неудобные часы работы;
· § зарплата;
· § ненужные ритуалы;
· § личность руководителя (авторитарный стиль руководства; взаимоотношения руководителя со своими подчиненными по типу “родитель — ребенок”; манипулирование; личные особенности руководителя);
· § конфликты (вертикальные и горизонтальные);
· § личные проблемы сотрудников.

Отметим следующие производственные экстремальные ситуации, которые могут вызвать стресс:

§ Беспокойство по поводу потенциально неприятных наступающих событий:

- опоздание на работу и как следствие недовольство руководства и снижение рейтинга среди сотрудников;

- некачественное выполнение заданий с теми же последствиями;

- боязнь штрафа, лишения премиальных или выговора;

- перевод на нижеоплачиваемую работу;

- увольнение.

§ Внезапные проверки своих руководителей и/или государственных контролирующих органов.

§ Участие в неинтересной, монотонной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе.

§ Навязывание руководством методов и стиля работы, имиджа (внешний вид, униформа и т.п.).

§ Сложные межличностные отношения с руководством и другими сотрудниками.

§ Ощущение постоянной нехватки времени: слишком много надо сделать за данный промежуток времени.

§ Общение и обслуживание клиентов с неадекватным поведением.

§ Риск при принятии решения.

Экстремальные ситуации

Ситуации, несущие угрозу безопасности или жизни сотрудников, воспитанников и посетителей, называются экстремальными. Чтобы свести опасность к минимуму, разработаны правила поведения в экстремальных ситуациях, позволяющие проверить наличие всех людей в лагере и быстро и организованно справиться с создавшейся опасностью.

Каждый сотрудник лично отвечает за то, чтобы быть полностью проинформированным в вопросе техники безопасности и знать свои действия во время экстремальных ситуациях. Описание действий в экстремальных ситуациях находится в приложении. Действовать следует быстро, без всяких исключений, даже, когда вы принимаете душ. Во время практической отработки действий в экстремальных ситуациях не должно быть места шуткам и развлечениям. Требуется стопроцентное участие. Все действия во время этой тренировки должны быть выполнены менее чем за три минуты.

"Первая помощь" при остром стрессе

Реакция на стрессовые ситуации, заложенная природой в наш организм много веков назад, направлена на то, чтобы при опасности моментально подготовить организм к взрывным действиям: сражаться с врагом или убегать от него. Потому лучший способ выйти из состояния острого стресса - выполнить назначенное природой, а именно - дать выход мышечной энергии.

Первое и главное: соберите волю в кулак и скомандуйте себе "СТОП!", чтобы резко затормозить развитие шока. Научитесь оставаться спокойным в самой острой ситуации. Не позволяйте оппоненту разозлить вас. Пусть злятся и нервничают другие! Проявляя сдержанность в самом принципиальном конфликте, вы не становитесь слабой стороной. Напротив: вы берете себе роль невозмутимого и сильного Слона из известной басни Крылова, а вашему оппоненту достается роль Моськи.

Несколько приемов, которые помогут выйти из состояния острого стресса

§ Противострессовое, успокаивающее дыхание. Медленно глубоко вдохните через нос; на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Постарайтесь представить, что с каждым выдохом напряжение, стресс, злость выходят из вас, а с каждым вдохом входят спокойствие и уверенность.

§ Вдохи делайте короткие, а выдохи длинные – кислорода станет меньше, возникнет реакция торможения и вы успокоитесь.

§ Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, затем все мышцы лица. Увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Измените "язык лица и тела" путем расслабления мышц и глубокого дыхания, чтобы окружающие не увидели вашего напряжения, стрессового состояния. Расслабляйтесь в любых ситуациях, как только почувствуете, что дело идет не так, как вам хочется.

§ Оглянитесь вокруг, внимательно осмотрите помещение. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже хорошо вам знакомые. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этом. Говорите мысленно: "Черное кожаное кресло, угловой светло-коричневый письменный стол, серый телефон, синяя шариковая ручка" и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направите мысли на рациональное восприятие окружающей обстановки.

§ Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, выйдите на улицу, останьтесь наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (окружающие дома, природу) "по косточкам", как описано в предыдущем пункте.

§ Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное, медленное, глубокое. Задержитесь в таком положении 1-2 минуты, затем очень медленно поднимайте голову (чтобы не закружилась).

§ Займитесь какой-нибудь работой, лучше физической (стирка, мытье посуды, уборка...). Любая деятельность, а особенно физический труд, в стрессовой ситуации помогает снизить внутреннее напряжение.

§ Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней. Концентрация на чем-то одном, приятном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

§ Поговорите на любую отвлеченную тему с находящимся рядом человеком (соседом, товарищем по работе). Если рядом никого нет, позвоните приятелю по телефону. Это вытеснит из вашего сознания мысли и переживания, связанные с вызвавшей стресс ситуацией.

§ Не позволяйте ситуации затягиваться. Разрешайте конфликты и недоразумения как можно быстрее.

§ Высказывая свое неудовольствие, не обобщайте; говорите о конкретном случае, который вызвал ваше недовольство. Ссорясь, выражая гнев и негодование, не вспоминайте прошлое, говорите только о текущей ситуации.

§ Постарйтесь осознать свои эмоции. Если это гнев или обида, скажите другому человеку: "Я зол" или "Я обижен". Это будет честным и ответственным поведением зрелого человека, позволит избежать неприятных последствий некорректного выплеска ваших эмоций.

§ Если человек хочет объясниться с вами, выслушайте его; если он приносит извинения, примите их. Когда вы пытаетесь завершить конфликт "чистой победой", настаивая на своем, это не избавляет вас от злости.

§ Если невозможно быстро изменить ситуацию, измените свое отношение к ней. Спросите себя: "А так ли страшно, неприятно происходящее?". Постарайтесь найти положительные стороны в любом событии.

§ Как можно быстрее переключите мысли с переживаний по поводу неприятной ситуации на поиск путей и способов выхода из нее. Выработайте навык в любой стрессовой ситуации моментально начинать искать варианты решения возникших проблем.

§ Смейтесь! Улыбайтесь! Как можно чаще! Смех - лучшее лекарство, которое особенно хорошо действует против стресса. Умение увидеть смешное, забавное в собственных трудностях - лучший способ изменить отношение к проблеме.

Тестовый контроль:

1. Стресс - это …:

a) напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое;

b) психическая перегрузка состояние организма человека;

c) последствие психотравмирующих ситуаций с шоковым компонентом.

2. Расположите в хронологическом порядке стадии развития стресса:

a) Стадия тревоги;

b) Стадия резистентности;

c) Стадия истощения.

    1. В ДОЛ Экстремальной считается ситуация:

a) несущая угрозу безопасности или жизни сотрудников, воспитанников и посетителей ДОЛ;

b) пожара, массового отравления, пропажи денег;

c) несущая угроза материальным и нематериальным ценностям ДОЛ.

Игра «Подводная лодка»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: проводить с детьми, достигшими 14 лет, ближе к концу смены, учитывая их жизненные ситуации/страхи/травмы. Рефлексия – самый важный и долгий этап.

Цель – «осознание ребенком себя в этой жизни» и развития навыков взаимодействия в коллективе в рамках стрессовой ситуации, а не просто эмоциональная реакция в виде слез/смеха/ступора.

Перед тем как мы начнем, просьба перевести все телефоны в беззвучный режим.

Мы — экипаж подводной лодки, и, к сожалению, мы тонем. У нас произошла авария, мы не ясно на какой глубине, и лодка медленно погружается. На поверхности находится корабль, который для спасения экипажа подводной лодки спускает батискаф, рассчитанный на 1 человека, с небольшим интервалом. Батискаф может спуститься ограниченное количество раз и на очень небольшой промежуток времени, так как наверху шторм и промедление приведет к гибели сразу 2 экипажей: нашего и экипажа корабля. Нас — … человек, … мужчина и … девушек. Это значит, что вышедшие первыми спасутся почти наверняка, а последние почти так же наверняка погибнут, так как лодка уже погрузится глубоко. Шанс спастись зависит ТОЛЬКО ОТ ПОРЯДКОВОГО НОМЕРА выхода из люка. Он не зависит от здоровья и физических особенностей человека, и слабый, но 4-й спасется скорее, чем гигант, но 5-й. Друг другу помочь при всплытии ничем нельзя, а наверху помощь не нужна: там всплывших ждет корабль. Большинством голосов вы должны установить порядок выхода из подлодки. Сейчас у вас есть некоторое время, чтобы принять решение: кого спасти в первую очередь.

Вводная – 5 минут

1 обсуждение – 5 мин

30 сек

2 обсуждение – 5 мин

30 сек

3 обсуждение – 3 мин

30 сек

Пистолет – 5 мин

30 сек

5 обсуждение – 3 мин

30 сек

Обсуждение на корабле – опускать батискаф или нет

6 обсуждение – 3 мин

30 сек

7 обсуждение – 3 мин

30 сек

8 обсуждение – 3 мин

30 сек

9 обсуждение – 3 мин

30 сек

10 обсуждение – 3 мин

30 сек

11 обсуждение – 3 мин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: