Анализа деталей и их синтеза.




Группа игр №1.

Упражнения на развитие способности к воссозданию мысленных образов (визуализация понятий).

Упражнение №1. «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно». Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям сложной удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-ом этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Взрослый говорит детям: «Попробуйте к каждый из названных мной слов сделать какой-либо рисунок». Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.

Примерный перечень возможных серий:

Серия №1
Грузовик Умная кошка
Гнев Мальчик-трус
Весёлая игра Капризный ребенок
Дерево Хорошая погода
Наказание Интересная сказка
Серия №2
Темный лес Болезнь
Отчаяние Быстрый человек
Смелость Печаль
Глухая старуха Теплый ветер
Серия №3
Сомнение Зависть
Сила воли День
Успех Страх
Скорость Сильный характер
Справедливость Хороший товарищ

2-ой этап – представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.

 

 

Группа игр №2.

Упражнения, направленные на развитие

Осознанного восприятия и концентрации внимания.

 

Упражнение №2. Побуждение «чувства деталей».

Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите детям для начала четыре абстрактные фигуры.

Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

 

Упражнение №3. «Осознание словесного материала» (используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой).

Цель этого упражнения – заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: «Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п.

Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно».

В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе «только в уме».

 

Упражнение №4. «Оживление».

К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т.к. оно требует сформированности умения переводить информацию в зрительный образ (навыка визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия.

 

Предложите детям представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросите «оживить» картинку, т.е чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображение.

 

После упражнений с живыми существами можно переходить к «оживлению» предметов. Упражнение выполняется с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных занятиях предлагается для достижения хорошего результата оживить 50 живых и 100 предметов. Можно провести это упражнение в качестве игры в волшебника: ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, с что угодно. Например, он касается в своем воображении предмета, и тот оживает, затем «волшебник» рассказывает всем, что он видит; после роли меняются.

 

Группа игра №3.

Упражнения на развитие операций установления сходства и различий,

анализа деталей и их синтеза.

Упражнение №5. Все анализируемые предметы исследуются по одной и той же схеме: от эмоций к логике. Приведем план такого анализа.

 

  1. Эмоциональное восприятие предмета.

«Посмотри, какое он производит на тебя впечатление? Как тебе нравится его цвет, форма, те предметы, которые его окружают, выделяются на общем фоне?»

Подобные вопросы взрослого должны натолкнуть ребенка на анализ его эмоциональных реакций. Задача ведущего – вовлечь ребенка в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти. Постарайтесь выяснить, что произвело на ребенка самое яркое впечатление.

 

  1. Анализ вызванных эмоций.

«Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?»

Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют закреплению следов в памяти.

 

Логическая часть. Простая стратегия анализа позволит сосредоточиться на главных, особо значимых аспектах.

 

  1. Установление общего смысла.

«Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?»

 

  1. Рассматривание с точки зрения композиции.

«Посмотрите, какие использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? и т.д.»

Постарайтесь своими вопросами вовлечь ребенка в пространственное восприятие.

 

  1. Анализ деталей.

Теперь вы должны найти с детьми наиболее значимые элементы, дающие специфическую информацию о предмете. Углубитесь в описание, сосредоточиваясь на отдельных деталях. Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от количества детей, которые должны запомнить детей.

 

  1. Синтез.

«Закройте глаза и попробуйте мысленно представить себе исследованный объект. Скажите, что вы четко видите на своей картинке? Возьмите карандаш или краски и нарисуйте, как вы его запомнили».

В заключении можно сравнить полученные рисунки. Для упражнений в приведенном выше анализе используются предметы, доступные в ваших условиях:

- фрукты или овощи; начните с одного объекта, постепенно переходя к сравнению нескольких одного и того же семейства;

- цветы и растения;

- деревья; исследуйте с детьми их общую форму, крону, ветки листья, цветки, плоды или сережки (если имеются);

- животные (например, кошки, собаки, птицы);

- близкие окрестности (близлежащие улицы, парки и т.д.);

- люди; лица, голоса, привычки своих друзей, товарищей.

Упражнение №6.

Ребенку предлагается запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки.

Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.

 

Описанные выше упражнения помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо «ушко», или «ниточка», за которую ее можно вытаскивать. Таким инструментом является ассоциации.

 

Группа №4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: