IV. Человек и язык (речь)




Человек и природа

1 Проблема бездумного, жестокого отношения к миру природы А.С.Пушкин «Анчар». Человек не должен вмешиваться в жизнь природы. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров считал природу мастерской, а писатель показал, что она есть храм); «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Шарикова. Распутин «Прощание с Матерой» (остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.);
2.Как уберечь мир от экологической катастрофы? Человек не должен бездумно использовать природные ресурсы (использовать материал предыдущего блока, сделав акцент на необходимости защиты природного мира) А. де Сент Экзюпери “Маленький принц» (необходимо заботиться об окружающем мире, как герой произведения ухаживает за своей маленькой планетой). Булгаков «Роковые яйца» (эксперименты профессора Персикова, задумавшего «улучшить» то, что создано природой, могли привести к катастрофе, к гибели всех людей)
3.Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»(сон Раскольникова об избиении лошадки, писатель показывает, насколько отвратительна человеческая жестокость) И.С.Тургенев «Муму» (Герасим спас Муму и трогательно ухаживал за ней, а затем собака была уничтожена из-за прихоти барыни) Бунин «Господин из Сан-Франциско»(стрельба богатых бездельников по голубям); В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (лирический герой стихотворения любит все живое, он искренне озабочен тем, что упала лошадь, и искренне радуется, когда она нашла в себе силы подняться)
4.Влияние природы на человека А.С.Пушкин «Осень» (поэт пишет, что красота природы помогает пробудиться вдохновению: «И пробуждается поэзия во мне…») Гончаров «Обломов»(годы, проведенные на лоне природы, оказали воздействие на формирование личности Ильи Ильича: он вырос человеком с чистой душой и нежным сердцем) И.С. Тургенев. «Отцы и дети» (именно созерцание красоты природы успокаивает Николая Петровича, дает ему силы не огорчаться из-за конфликта с сыном) Ю.Нагибин «Зимний дуб» - под влиянием красоты старого дерева молодая учительница поняла, что учитель должен не только давать знания, но и воспитывать в детях любовь к окружающему миру.
6.Взаимоотношения человека и природы А.С.Пушкин «Анчар» (человек добыл яд анчара, чтобы принести гибель людям). Нельзя бездумно вмешиваться в жизнь природы А.Солженицын «Утенок»(человек не должен считать себя хозяином природы, которая сильнее и мудрее его)
5.Почему не каждый человек воспринимает красоту природы? М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (странствующий офицер восхищается красотой окружающего мира, Максим Максимыч равнодушен к красоте природы, для него важна не живописность тучки, а то, что грядет буран; любит природу Печорин, который часто чувствует себя слитым с ее миром воедино; в романе гармония природы противопоставлена несовершенству мира людей) Л.Н.Толстой «Война и мир» (умение видеть красоту окружающего мира, наслаждаться величием природы – один из критериев, по которым Толстой оценивает своих героев; любимые герои: Пьер, Наташа, князь Андрей – близки к природе) И.С. Тургенев. «Отцы и дети»(герои романа делятся на тех, кто любит природу: Николай Петрович, Аркадий, Катя, и на тех, кто равнодушен к ней: естествоиспытатель Базаров, который считает, что природа «не храм, а мастерская», Павел Петрович, Одинцова; можно вспомнить сцену, когда Базаров и Одинцова во время объяснения закрывают окно, за которым теплая лунная летняя ночь: им не дано насладиться ее красотой, им не дано познать счастливую любовь.)

II Человек и человек

1. Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми)   А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». (Онегин не прислушался к голосу своей совести и принял вызов Ленского, не попытавшись с ним объясниться; результатом этого стала трагедия: Ленский погиб, а Онегин а терзают угрызения совести). М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин считает для себя возможным вмешиваться в судьбы других людей, ставить над ними эксперименты, он полагает, что счастье – это «насыщенная гордость», но жизнь опровергает его точку зрения. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Соня чувствует свою ответственность за судьбу детей Катерины Ивановны, она идет по желтому билету, чтобы спасти их от голодной смерти) А.Фадеев «Разгром»(Мечик струсил и тем самым погубил отряд, а Морозка ценой собственной жизни предупредил товарищей о приближении врага) Распутин «Живи и помни». Дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти мужа, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен, равнодушен к тому, что будет с его женой.
2.Проблема «отцов и детей». Можно ли избежать конфликта поколений? А.С.Пушкин «Станционный смотритель»(Дуня Вырина бросила старого отца, долгое время не интересовалась его жизнью, лишь став матерью, она решила его навестить, но уже поздно) И.С.Тургенев «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Отношения Аркадия с отцом (в конечном итоге они оказались духовно близкими людьми, разногласия их были временным явлением)Евгений Базаров чувствует себя чужим по отношению к своим родителям. Хотя, по собственному признанию, он любит их, приносит им огорчения. Л. Н. Толстой.Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их, например, он огорчает любящую его Наталью Саввишну Л.Н.Толстой «Война и мир»(Болконский строг с детьми, но нежно их любит; князь Курагин равнодушен к своим детям, ему нет дела до их счастья: выдает Элен замуж за Пьера, т.к. ему надо занять у него деньги)
3.В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(старик Гринев направляет сына служить не в гвардию, а в провинцию, чтобы тот стал настоящим офицером, а не научился «мотать и повесничать» в столице, это решение оказалось для сына очень важным) А.Островский «Гроза»(Кабаниха любит своих детей и хочет научить их жить по правилам, поэтому она угнетает домашних, не дает им спокойно жить (отриц. пример)) Л.Н.Толстой «Война и мир»(см. выше + Наташа заботой и любовью спасает мать, погибающую от отчаяния после гибели Пети) В.Астафьев «Конь с розовой гривой»(мальчика-сироту воспитывают бабушка и дедушка, они не столько наказывают его за проступки, но учат добру и справедливости; чтобы получить подарок, Витя обманул бабушку: добавил в лукошко с ягодами травы, чтобы оно казалось полным; был разоблачен, но раскаивался в своем проступке, и бабушка простила его и отдала подарок) Паустовский «Телеграмма». (см)
4.Проблема любви и евности А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин, не верящий в настоящую любовь, не сумел обрести счастье с Татьяной; Татьяна, любя Онегина, отказывается от счастья во имя супружеского долга, она не может предать мужа, которого уважает) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(Гринев нарушил присягу, самовольно покинул Оренбург, чтобы спасти Машу; Швабрин из ревности готов оклеветать Машу, потом пишет донос на Гринева, и того обвиняют в предательстве) М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин не умеет любить, поэтому он приносит несчастье всем женщинам, с которыми сталкивает его судьба; Бэла ради него отказывается от своей семьи, жертвует всем; готова на все ради него и княжна Мери; Вера понимает суть его личности, однако не может не любить его) (Грушницкий из ревности порочит доброе имя княжны Мери) И.А.Гончаров «Обломов» (Обломова любят Ольга, которая хочет перевоспитать его, заставить стать энергичнее, заняться делами, и Агафья Матвеевна, чувство которой - слепое обожание, сродни материнскому; писатель считает, что любовь «с силой Архимедова рычага движет миром») М.Булгаков «Мастер и Маргарита»(Маргарита – воплощение верной и вечной любви)
5. Проблема дружбы А.С.Пушкин «Евгений Онегин»(Онегина и Ленского нельзя назвать настоящими друзьями: Ленский увидел в поступке Онегина с Ольгой предательство, а Онегин не нашел в себе мужества поговорить с другом перед дуэлью и все ему объяснить) И.С.Тургенев «Отцы и дети»(Базарова и Аркадия нельзя назвать настоящими друзьями, Аркадий восхищается личностью старшего товарища, тот относится к нему снисходительно) И.А.Гончаров «Обломов»(Обломов и Штольц – абсолютно разные люди, но, тем не менее, они дружат; Штольц ценит чистую душу Обломова, помогает другу избежать разорения)
6. Проблема предательства А.С.Пушкин «Евгений Онегин»(Ленский, ошибочно считая, что Онегин предал его дружбу, вызывает Евгения на дуэль и погибает) «Капитанская дочка»(Швабрин предал своих товарищей, чтобы сохранить себе жизнь) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»(Андрий предал родину ради любви) И.А.Гончаров «Обломов»(Штольц убедил Ольгу, что она не могла по-настоящему полюбить Обломова. Можно ли это трактовать как предательство по отношению к другу?) Распутин «Живи и помни»(см. выше)
7. Проблема взаимоотношений подростков В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Сын судьи Вася дружит с живущими в страшном подземелье Валеком и Марусей. Эта дружба оказывает благотворное влияние на душу Васи.
6. Проблема одинокой старости А.С.Пушкин «Станционный смотритель»(Дуня Вырина уехала от старика отца и не навещала его, а он тосковал, затем спился и умер. Когда Дуня приехала, было уже поздно) Паустовский «Телеграмма» (девушка не приезжает навестить мать, и та умирает в одиночестве)
7. Проблема милосердия   А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(в произведении поднимается проблема милосердия: Пугачев помиловал Гринева, хотя тот отказался ему присягнуть, затем Екатерина II по просьбе Маши отдает приказ о помиловании Гринева). Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Соня - истинная христианка. Она готова пожертвовать собой ради ближнего. М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита просит помиловать Фриду, хотя сама больше всего на свете хочет узнать о судьбе своего возлюбленного)
8. Любовь к «малой родине» В.Распутин «Прощание с Матерой» (маленький клочок земли для Дарьи, героини повести, важнее всего на свете: здесь она родилась, здесь прошла ее жизнь, мучительно расставаться с родиной навсегда)

III Человек и общество

1.Проблема несправедливости социальных отношений в обществе   Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин умирает, когда генерал ему устроил разнос. И. С. Тургенев. «Муму». Барыня разлучила Герасима с любимой им Татьяной, выдав ее замуж за пьяницу.
2.В чем заключается смысл жизни человека?   А. С. Пушкин.«Евгений Онегин». Поиск смысла жизни молодым героем, который, «условий света свергнув бремя», не смог найти истинную цель. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, состоит в том, что не понял он своего предназначения, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть свою апатиюя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Для Сони Мармеладовой главное – приносить людям добро, помогать им. Она спасает детей своей мачехи от голода, едет за Раскольниковым на каторгу, ее уважают даже закоренелые разбойники.
3.Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности?   А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».Первая глава романа посвящена рассказу о юности Онегина. Поверхностное воспитание сделало из него человека, который неспособен трудиться. И А. Гончаров. «Обломов».В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка. В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.
4.Проблема формирования духовно развитой личности   Влияние детских впечатлений на дальнейшую жизнь ребенка Гончаров «Обломов»(годы, проведенные в Обломовке, оказали воздействие на всю дальнейшую жизнь Ильи Ильича: он вырос человеком пассивным, ленивым, но в то же время благородным, думающим, честным, имеющим чистую душу и нежное сердце) Л.Н.Толстой.«Детство», «Отрочество», «Юность» (см. выше).
5.Проблема обучения. Какова истинная цель обучения?   И.А.Гончаров «Обломов». Родители Обломова не понимали истинной цели обучения, им нужно было только свидетельство, что их сын прошел курс наук; поэтому и сыну они не смогли привить тяги к получению знаний. Штольц был воспитан совсем иначе: его с детства приучали к труду, к тому, что он несет ответственность за свои поступки
6. Каким должен быть хороший учитель (или ученик). Часто учителями становятся люди, у которых нет к этому склонности и специальных знаний.Д.И.Фонвизин «Недоросль»(Вральман, служивший раньше кучером)А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(учитель-француз, который пьянствовал, вместо того чтобы обучать Гринева) А.П.Чехов «Человек в футляре»(учитель не должен быть таким, как Беликов, который стремится все на свете заключить в футляр) В. Г Распутин «Уроки французского». (см. выше)
7.Какое влияние оказывает личность на ход истории?   Л. Н. Толстой.«Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Писатель считает, что нет величия там, где нет простоты, добра и правды. По Толстому, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
8.Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Проблема нравственного выбора   Н. Толстой.«Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. 2. Ф. М. Достоевский.«Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на Героев, и материал, «тварей дрожащих». Личность, по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих» по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода состоит в подчинении своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.
9.Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?   М.Булгаков «Мастер и Маргарита».В тоталитарном государстве все люди несвободны. Единственный истинно свободный человек – Иешуа, который не боится говорить правду. Получив возможность летать, Маргарита проходит испытание абсолютной свободой. Она стала громить дом Драмлита, но потом опомнилась и прекратила погром, т.к. поняла, что не может причинить зла ребенку.
10. Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича» А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Написана по личным впечатлением (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с родными заключенных.
11. Проблема патриотизма   Н.В.Гоголь «Мертвые души»(Гоголь говорит, что истинными патриотами являются не те люди, что строят дачи в русском вкусе, а те, кто имеет мужество бороться с пороками своего отечества) Л. Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, проявляют простые русские люди, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино. А высший свет лишь играет в патриотизм: дамы отказываются говорить по-французски и ездить во французский театр.
12. Проблема героизма. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный героизм. Долохов, совершив подвиг, сразу же докладывает об этом начальству. Толстой осуждает этот поступок. Он показывает, что настоящие подвиги часто бывает не замечены. Например, капитан Тушин, настоящий герой, вместо награды получает выговор от начальства. Большинство книг о войне: М. Шолохов «Судьба человека» (история Андрея Соколова)
12. Проблема выбора профессии   Л.Н.Толстой «Война и мир» (очень часто молодой человек не представляет, чем хотел бы заниматься, как Пьер Безухов, который в начале романа никак не мог решить, кем стать: кавалергардом или дипломатом) А.П.Чехов «О любви» (часто человек вынужден заниматься не тем, к чему лежит душа, тогда его жизнь складывается несчастливо, как это произошло с героем рассказа Алехиным) Маяковскийстихотворение «Кем быть?»(говорится о том, как подчас трудно сделать выбор)
13.Значение труда в жизни человека   Труд умственный и физический И.А.Гончаров «Обломов». Родители Штольца с детства приучали сына к труду. В результате он многого достиг в жизни. У его друга Обломова все сложилось по-другому. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»(помещик, не умевший трудиться, превратился в дикого зверя: оброс шерстью, обзавелся когтями, разучился говорить) А. И. Солженицын«Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой праведницей. М.Пришвин «Кладовая солнца» (трудовая жизнь двух детей-сирот: Митраши и Насти)
14. Проблема карьеризма Грибоедов «Горе от ума»(в комед6ии представлены два беспринципных карьериста: Молчалин и Скалозуб; они готовы на все ради продвижения по службе) Гончаров «Обломов»(Судьбинский, один из гостей Обломова, озабочен только своей карьерой, герой называет его несчастным человеком) Толстой «Война и мир»(Николай Ростов, Денисов, Тушин, Андрей Болконский служат своему отечеству, Берг, Друбецкой и другие озабочены лишь продвижением по служебной лестнице)
15. Проблема технического прогресса + проблема клонирования А.Солженицын«Крохотки», рассказ «Утенок» (человек не в состоянии достичь совершенства: он не может в полной мере повторить то, что сотворила природа + мы научились клонировать, но клон – это слепок, а не единственное и неповторимое творение природы)  
16. Проблема подлинного и мнимого прогресса А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(Гринев пишет, что самые лучшие изменения – это те, которые происходят от «исправления нравов», т.е. духовное обогащение личности важнее всяческих насильственных потрясений)
17. Пагубные пристрастия людей (алкоголизм, наркомания, игромания и т.п.) Это важная социальная проблема. Достоевский «Преступление и наказание».Все беды семьи Мармеладовых проистекали оттого, что ее глава был одержим пороком пьянства.

IV. Человек и язык (речь)

1. Проблема сохранения и развития русского языка Как сохранить чистоту речи (борьба за язык есть борьба за сохранение культуры)? Соблюдение норм литературного языка (язык нужно бережно сохранять как высшую ценность). А.С.Грибоедов «Горе от ума»: автор смеется над теми представителями дворянства, кто искажает родной язык, говорит на «смеси французского с нижегородским». Гоголь «Мертвые души»: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».
2. Язык и общество (в языке отражаются изменения, происходящие в обществе) Толстой «Война и мир» (во время войны 18112 года многие дворяне отказывались говорить по-французски; Толстой не считает это проявлением патриотизма, но факт остается фактом) Булгаков «Собачье сердце» (после революции возникли новые реалии и, соответственно, новые слова: «контрреволюция», «уплотнение», «жилтоварищи» Алексей Николаевич
3. Что такое хорошая речь? Проблема культуры речи. В чем опасность штампов в нашем языке?   Речь человека – отражение его внутреннего мира) Речевая характеристика – важнейший способ изображения внутреннего мира человека (бедна речь Акакия Акакиевича, героя «Шинели» Гоголя.Это знак скудости его духовного мира.)  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: