Информационные технологии в специальном образовании




ПЛАН:

I. Архитектура персонального компьютера (ПК).

II. Определение «информационные технологии», их функции, свойства осуществления, принципы компьютерных технологий.

III. Инструментарий информационных технологий (ИТ).

IV. Преимущества ИТ перед традиционными методами обучения.

 

I. Архитектура компьютера — логическая организация и структура аппаратных и программных ресурсов вычислительной системы. Архитектура заключает в себе требования к функциональности и принципы организации основных узлов ЭВМ.

Персональный компьютер, персональная ЭВМ — компьютер, предназначенный для личного использования, цена, размеры и возможности которого удовлетворяют запросам большого количества людей. Созданный как вычислительная машина, компьютер, тем не менее, всё чаще используется как инструмент доступа в компьютерные сети.

ВНЕШНЯЯ АРХИТЕКТУРА ПК

Внешняя архитектура современного персонального компьютера представляет собой системный блок, монитор и различные устройства ввода-вывода.

Системный блок - функциональный элемент, защищающий внутренние компоненты ПК от внешнего воздействия и механических повреждений, поддерживающий необходимый температурный режим внутри системного блока, экранирующий создаваемые внутренними компонентами электромагнитное излучение и является основой для дальнейшего расширения системы.

В системном блоке расположены:

Материнская плата с установленным на ней процессором, ОЗУ, картами расширения (видеоадаптер, звуковая карта).

Отсеки для накопителей —жёстких дисков, дисководов CD-ROM и др

Монитор, дисплей — универсальное устройство визуального отображения всех видов информации. Различают алфавитно-цифровые и графические мониторы, а также монохромные мониторы и мониторы цветного изображения — активно-матричные и пассивно-матричные ЖКМ.

Клавиатура компьютера — одно из основных устройств ввода информации от пользователя в компьютер. По своему назначению клавиши на клавиатуре делятся на шесть групп:

функциональные;

алфавитно-цифровые;

управления курсором;

цифровая панель;

специализированные;

модификаторы.

Двенадцать функциональных клавиш расположены в самом верхнем ряду клавиатуры. Ниже располагается блок алфавитно-цифровых клавиш. Правее этого блока находятся клавиши управления курсором, а с самого правого края клавиатуры — цифровая панель.

Манипулятор «мышь» — одно из указательных устройств ввода, обеспечивающих интерфейс пользователя с компьютером.

Принтер — устройство печати цифровой информации на твёрдый носитель, обычно на бумагу.

Принтеры бывают струйные, лазерные, матричные и сублимационные, а по цвету печати — чёрно-белые (монохромные) и цветные.

Сканер — устройство, которое, анализируя какой-либо объект (обычно изображение, текст), создаёт цифровую копию изображения объекта.

Акустическая система - устройство для воспроизведения звука.

ВНУТРЕНЯЯ АРХИТЕКТУРА ПК

Материнская плата — это сложная многослойная печатная плата, на которой устанавливаются основные компоненты персонального компьютера (центральный процессор, контроллер ОЗУ и собственно ОЗУ, загрузочное ПЗУ, контроллеры базовых интерфейсов ввода-вывода).

Оперативная память - также оперативное запоминающее устройство, предназначена для временного хранения данных и команд, необходимых процессору для выполнения им операций.

Центральный процессор — исполнитель машинных инструкций, часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера, отвечающий за выполнение операций, заданных программами.

Видеокарта — устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.

Звуковая плата — это плата, которая позволяет работать со звуком на компьютере. В настоящее время звуковые карты бывают как встроенными в материнскую плату, так и отдельными платами расширения или внешними устройствами.

Накопитель на жёстких магнитных дисках или НЖМД — устройство хранения информации, основанное на принципе магнитной записи. Является основным накопителем данных в большинстве компьютеров.

Модем — устройство, применяющееся в системах связи и выполняющее функцию модуляции и демодуляции.

Компьютерный блок питания — блок питания, предназначенный для снабжения узлов компьютера электрической энергией.

Дисковод — электромеханическое устройство, позволяющее осуществить чтение/запись информации на цифровые носители имеющие форму диска. При этом носитель может быть съёмным или встроенным в устройство.

ТВ-тюнер — род телевизионного приёмника (тюнера), предназначенный для приёма телевизионного сигнала в различных форматах вещания с показом на мониторе компьютера.

II. Современный период образования характеризуется процессом информатизации, который предполагает реализацию возможностей информационных технологий для совершенствования методов обучения, воспитания. Информатизация обучения требует от учителей профессиональной компетенции, которая выражается, прежде всего, в умении использовать средства изучения и обучения ребенка, основанные на ИТ.

Информационные технологии открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Понятие «Информационные технологии (ИТ)» в широком смысле подразумевает способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. К ним относятся создание письменности, изобретение книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютерные технологии и т. д. В узком смысле информационная технология (теория обработки информации) [information technology] – это система методов производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, накопление, хранение, поиск, обработку отображение и выдачу информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Еще более узким понятием, входящим в состав понятия информационные технологии, являются компьютерные технологии. Это область высоких технологий, отвечающая за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации.

Все ИТ можно разделить на две большие группы - традиционные и современные ИТ. Такое деление связано с тем, что все предшествовавшие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации. Специфика же современных ИТ заключается в том, что они проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием. Средствами осуществления современных ИТ являются компьютерные, мультимедиа, телекоммуникационные и другие технологии.

Функции: культурогенная функция - современные ИТ проникают во все механизмы массовой коммуникации, образование, воспитание и оказывают влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностного общения и т. д. Гносеогенная функция современных ИТ заключается в совокупности осуществляемых с их помощью процедур и операций, влияющих на познание и содействующих приросту новых знаний. В связи с данным определением следует выделить когнитивные информационные технологии –технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека, таких как воображение и ассоциативное мышление.

Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:

предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные (информация);

целью процесса является получение информации;

средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;

процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;

выбор управляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение;

критерии оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.

Основными принципами компьютерных технологий являются:

- наличие дружественного интерфейса в работе пользователя и компьютера;

-интерактивный режим работы с компьютером (интерактивность – это обеспечение возможности взаимодействия компьютерной программы и человека, возможности диалога “партнеров” в решении определенной задачи [17]);

- качественная индивидуализация [20];

- интегрированность программных продуктов;

- гибкость процесса изменения постановок задач и данных.

III. Инструментарий информационной технологии – это один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного компьютера, технология работы с которыми позволяет достичь создателем или пользователем данного продукта поставленную цель.

Типизация инструментария информационных технологий - выделим следующие виды программного обеспечения находящие своё применение в специальном образовании.

Исходя из имеющихся, разрабатываемых и теоретически обоснованных программных продуктов, можно обозначить основные области, где информационные технологии становятся важным инструментом и находят своё применение.

Инструмент диагностики

Инструмент обучения детей

Инструмент социальной и трудовой адаптации

Инструмент педагога и психолога

Комплексное обследование для установления вида и степени дисфункции

(экспертные системы и системы диагностики)

Развивающие программы как средство познавательно – исследовательской деятельности.

Коррекционные технологии.

Извлечение информации для своих нужд (Интернет и телекоммуникационные технологии), досуговая среда развития и обучения и достижения социальной полноценности

Инструмент получения (тесты) и накопления психолого – медико – педагогического опыта (базы данных, информационные порталы, объединяющие научные центры и школы), объект обучения,

Ранняя диагностика и обследования детей различными специалистами

Освоение пользовательских азов и специальных программ (screen reader, jaws,) ЭВМ – посредник - вспомогательное средство установки коммуникативного контакта, средство обеспечения канала связи с внешним миром

Профессиональная реабилитация

Использование специализированных компьютерных программ в преподавании различных учебных предметов.

Выявление влияния обучения на развитие ребенка

Индивидуализация в рамках группового обучения

Инструмент связи педагогики и психологии Интеграция информатики и специальной педагогики

IV. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают:

- большую информационную емкость (что позволяет представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях);

-·интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика – повышается работоспособность, активизируется познавательная деятельность детей;

-·создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника – мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;

-·создание благоприятного психологического климата - создание правильной реакции на ошибку;

- учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами;

- качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений;

- возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;

- изменение ситуации взаимодействия «учитель – ученик»: ситуация меняется на «учитель–ученик– компьютер», происходит смена акцента взаимодействия;

- насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.

Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями.

 

 

Литература:

1. В.П. Беспалько Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон.ст. – Режим доступа к ст.: https://ise.edu.mhost.ru/almanah/

2.Крючкова О.Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения. https://festival.1september.ru/articles/415766/

3.Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.03 Москва, 2005 381 с. РГБ ОД, 71:05-13/308https://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/160430.html

4.Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. https://pedsovet.org/forum/topic405.html

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: