Аннотация
Рабочей программы учебной дисциплины
Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога
1.Общая трудоемкость 4 ЗЕТ
2Место дисциплины в структуре образовательной программы «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога» относится к блоку дисциплин базовой части Б.1 «Дисциплины (модули)».
Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин учебного плана: Качественные и количественные методы исследований в психологии, Актуальные проблемы теории и практики современной психологии
Изучение дисциплины является предшествующим для освоения следующих дисциплин / прохождения практик: Планирование практических и прикладных исследований, Научно-исследовательская работа.
Цель и задачи изучения дисциплины
Цель: формирование у обучаемых информационно-коммуникационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, информационно-коммуникационного мировоззрения, необходимых в профессиональной деятельности;
Задачи:
· изучение основных видов информационно-коммуникационных и интернет-технологий;
- формирование навыков поиска и оценки профессиональных интернет-ресурсов;
- организация системы группового взаимодействия на основе социальных сетей;
формирование этики коммуникативного поведения в деловой электронной переписке.
Содержание дисциплины
Лекции
№ п/п | Тема лекции | Краткое содержание |
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и Интернет в деятельности психолога. | История создания Интернета. Технологии Интернета: электронная почта, WWW, FTP, USENET, IRC, ICQ, интернет-телефония, видеоконференцсвязь. Конфигурация Интернета: организация доступа, базовая магистраль, протоколы, доменная система имен. История создания Рунета. Поиск информации. Информационно-поисковые системы (ИПС). Тематические каталоги. Поисковые инструменты. Технологии поиска: включение и исключение, поиск по группе, фразе, булевы операторы. Представление результатов поиска. Оценка интернет-ресурсов. Технологии Веб 2.0 (сетевые сообщества, системы хостинга, блоги/ журналы, форумы, закладки, подкастинг, интеллектуальные карты и др.). Облачные технологии. Онлайн-анкеты. | |
Проблемы использования ИКТ и ресурсов Интернета в профессиональных целях. | Правовые проблемы использования информационных ресурсов: плагиат, пиратское программное обеспечение. Проблемы делового использования электронной почты, непристойности и эротика, несанкционированный доступ. Сетевая этика: моральная дилемма, этические принципы пользователей и профессионалов. Защита информации: возможные проблемы, инструменты и технологии вторжения в информационные системы, компьютерные вирусы и вирусописатели, зоны риска. Компьютерные системы безопасности: системы бесперебойного питания, контроля доступа, шифрования, резервного копирования, брандмауэры, антивирусные программы, программные фильтры спама. Системы цифровой подписи. Защита авторских прав и конфиденциальности информации. |
Практические занятия
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание |
Работа с электронной почтой. | Составление, отправление, получение и пересылка сообщений и прикрепленных файлов. Управление почтовой системой. Электронная подпись. Автоответ. Почтовые списки групповой рассылки. Этика деловой переписки. | |
Поиск и оценка интернет-ресурсов и деловой информации. | Практическая работа 1. Оценка информационно-поисковых систем различных типов. Практическая работа 2. Оценка информационных ресурсов (веб-сайтов, полнотекстовых библиотечных баз данных, СМИ). Практическая работа 3. Оформление библиографической ссылки на информационный ресурс. | |
Использование современных сетевых технологий веб 2.0 для деловых целей. | Деловая коммуникация в социальной сети. Регистрация и групповая работа в специализированной группе сетевого сообщества. Размещение информации, комментирование, самопредставление. · Метод кейс-стади (обсуждение конкретных проблемных ситуаций и информации в социальной группе). Размещение релевантной теме курса информации и обсуждение ее в группе. Выявление критериев достоверности и качества информации. Индивидуальная или групповая работа над проектом с интеллектуальной картой и слайдами, размещаемыми на свободном хостинге. |
Лабораторные занятия
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание |
Интернет, как электронная библиотека психолога | При помощи поисковых систем найти в Интернете доступные материалы (ресурсы) по выбранной теме. Дополнительно к ресурсам Интернета включить в таблицу учебники и монографии, найденные в электронных библиотеках. | |
Классификация психологических тестов при помощи диаграмм связей. | Создать интеллектуальную карту по выбранной классификации психологических тестов в виде карты (диаграммы связей). | |
Создание онлайновых опросов и анкет в сети Интернет | Изучить возможности онлайновых сервисов для создания анкет и опросов, выберите сервис, отвечающий вашим запросам. Создать онлайновую анкету или опрос с применением одного из сервисов. |
Результаты обучения по дисциплине
Код компетенции | Содержание компетенции, формируемой в результате освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине |
ОПК-3 | способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения | Знать:информационно-поисковые системы различных типов Уметь: Оценивать информационно-поисковых систем различных типов Владеть:навыками использования информационно-поисковых систем различных типов |
ПК-2 | готовностью модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий | Знать:информационные ресурсы (веб-сайтов, полнотекстовых библиотечных баз данных, СМИ). Уметь: Оценивать информационные ресурсы (веб-сайтов, полнотекстовых библиотечных баз данных, СМИ). Размещение информации, комментирование, самопредставление Оформлять библиографической ссылки на информационный ресурс. Владеть:Поисковыми инструментами |
ПК-4 | готовностью представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения | Знать:сетевое сообщество, его ресурсы и опасности Уметь: Регистрироваться и управлять групповой работой в специализированной группе сетевого сообщества. Владеть: Оформлением библиографической ссылки на информационный ресурс. |