Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии




Данная методика применима как для начального озна­комления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в про­цессе совместного обучения или деятельности. Обязатель­ным условием социометрического исследования выступает включенность каждого из опрашиваемых в систему межлич­ностных отношений данной группы

Важным моментом социометрического исследования яв­ляется тщательный подбор вопросов (социометрических критериев), которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы.

Социометрический критерий должен удовлетворять об­щим требованиям, предъявляемым к формулировке вопро­сов в любом исследовании:

1) вопрос должен быть конкретным, общепонятным;

2) вопрос не должен содержать слов с двойным значением;

3) вопрос должен указывать место, время и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;

4) формулировка вопроса и его смысл должны учиты­вать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос.

Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хотим выявить студентов, способных возглавить груп­пу (например, выбрать старосту, профорга), то на выяснение этого и должны быть направлены отобранные критерии. При изучении взаимных симпатий критерии будут иными.

Варианты социометрических критериев и соответствую­щие им вопросы:

1. Ролевой критерий. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы включили в состав группы для выполнения ответст­венного задания?

2. Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Ва­шему мнению, может быть старостой

3. Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе, если группа будет переформирована?

4. Эмоциональный критерий. К кому из товарищей по группе Вы бы обратились в трудную минуту?

5. Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести свои каникулы?

Шаг 1. Инструкция

В соответствии с количеством участников исследования должны быть заранее подготовлены социометрические кар­точки, куда вносятся и вопросы-критерии.

Заполнение социометрических карточек каждый участник производит самостоятельно. Участие в социометрическом ис­следовании носит анонимный и добровольный характер.

Результаты опроса полностью не сообщаются опрашива­емым. Следует помнить, что раскрытие всей системы нефор­мальных связей может привести к нежелательным измене­ниям в структуре взаимоотношений группы.

Исследование начинается с подробного разъяснения условий проведения, порядка заполнения социометриче­ской карточки.

При заполнении социометрической матрицы следует помнить, выбор в первую очередь — 3 балла, во вторую — 2 балла, в третью — 1 балл.

Социометрическая карточка

ФИО_________________

_группа_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы и задания Фамилии членов группы и показатели оценки
С кем из членов группы Вы бы хотели провести свои канику­лы? Назовите в порядке пред­почтения 1.
2.
3.
 
Кто из членов группы, по Ва­шему мнению, мог бы возгла­вить группу для выполнения ответственного задания? Назо­вите в порядке предпочтения 1.
2.
3.
 
Если бы Вам представилась возможность переформиро­вать Вашу группу, то с кем Вы хотели бы остаться? Поставьте одну из следующих оценок: +2 — Безусловно хочу остаться с этим человеком в группе + 1 — Скорее хочу, чем не хочу, остаться с ним в группе 0 — Мне все равно, будет ли он со мной в одной группе - 1 — Скорее не хочу, чем хочу, остаться с ним в группе -2 — Безусловно не хочу, что­бы он был в группе 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
и т. д.
Оцените Вашу группу по пя­тибалльной шкале (обведите в кружок соответствующий балл)

Шаг 2. Обработка результатов

Для анализа ответов на первый вопрос строят социомет­рическую матрицу, отражающую картину межличностных отношений и партнерства в группе.

Микрогруппы определяются по матрице исходя из количе­ства взаимных выборов. При этом считается несуществен­ным то, каким по порядку был этот выбор: первым, вторым или третьим. В микрогруппу входят члены группы, взаимно выбравшие друг друга. Окончательный результат можно изобразить в виде схемы, представленной на рис. 11.

Рис. 11. Схема группы по данным социометрического исследования

Определение неофициального лидера производится при помощи ответов на вопрос, стоящий в социометрической карточке вторым, простым подсчетом количества получен­ных выборов для каждого члена группы. Дополнительным фактором является степень предпочтительности выбора, т.е. в какую очередь его выбирают: в первую, вторую или третью.

Определение социометрического статуса членов группы (St) (табл. 7) производится на основании оценок, полученных в результате ответов на третий вопрос, при помощи формулы

St = -

Групповой коэффициент взаимности (Кв) определяется по данным матрицы взаимных выборов при помощи фор­мулы

Кв=-

(5)

где Vв —число взаимных выборов в группе;

п — число членов группы.

Групповой коэффициент коммуникативности (Кк) опре­деляется по матрице взаимных выборов при помощи фор­мулы

п

(6)

где пк — число членов группы, вошедших в микрогруппы; п — число членов группы.

Удельный вес изолированных (Ки) определяется по матрице взаимных выборов при помощи формулы

п

(7)

где пи — число изолированных, т.е. членов группы, не полу­чивших ни одного выбора; п — число членов группы. Коэффициент самооценки группы (Кс) рассчитывается как

средний показатель уровня удовлетворенности группой всех

ее членов. Определяется по ответам на четвертый вопрос и

рассчитывается по формуле

5>

Кс = ^-, (8)

п

гДе

— сумма оценок удовлетворенности группой всех ее

членов;

п — число членов группы.

Суммарный коэффициент благоприятности психологиче­ского климата (Кбпк) рассчитывается как среднее значение между коэффициентами Кв и Кк

Кбпк-

Кв+Кк

(9)

где Кв — групповой коэффициент взаимности, вычисляе­мый по формуле (5);

Кк — групповой коэффициент коммуникативности, вы­числяемый по формуле (6).

Шаг 3. Интерпретация результатов

 

Микрогруппы. Наличие микрогрупп, как и количество в них членов, не говорит однозначно о положении дел в груп­пе. Однако если микрогруппы велики, то следует особое внимание обратить на лидеров этих образований, на их со­циальную роль. Идеальный вариант — абсолютно взаимный выбор. Существование микрогруппы свидетельствует о кон­тактной сплоченности: чем больше взаимных выборов, тем больше сплоченность группы.

Лидер. Это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные реше­ния, затрагивающие их интересы и определяющие направле­ния и характер деятельности всей группы. Таким образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально иг­рает центральную роль в организации совместной деятель­ности и регулировании взаимоотношений в группе. Едва ли не важнейшая характеристика лидера связана с предпочте­ниями, которые он получает от членов группы, выделяющих его среди всех по каким-либо признакам. Что же лежит в основе этого выбора? Экспериментально доказано, что здесь все зависит от уровня развития группы. Чем выше группа по уровню развития, чем в большей степени межличностные отношения в ней опосредованы содержанием и ценностями совместной деятельности, тем более вероятно, что появле­ние лидера в группе происходит как реализация именно этих отношений. По существу, лидер — это наиболее референтное

к?

для группы лицо в плане совместной деятельности, оказыва­ющее влияние на эффективность ее деятельности'.

Неправильно отождествлять понятия «лидер» и «руково­дитель». Между ними определены следующие различия:

  Руководитель Лидер
Назначается официально Выбирается спонтанно, в резуль­тате межличностных отношений
Имеет определенные права и пол­номочия Не обладает системой санкций, используя которые он мог бы воз­действовать на членов группы
Представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее отноше­ниями с другими группами Ограничен в сфере своей деятель­ности рамками внутригрупповых отношений
Несет ответственность за состоя­ние дел в группе, за результаты ее деятельности Не несет персональной ответствен­ности за состояние дел в группе

Социометрический статус. Указывает положение челове­ка в системе межличностных отношений и отражает степень его признания членами группы, меру личного предпочте­ния, определяемую числом выборов, полученных от других. Высокий статус (более 0,55) является благоприятным факто­ром развития личности, поскольку он предоставляет поло­жительные психологические условия: положительную оцен­ку окружающих, которая, в свою очередь, положительно влияет на самооценку; интенсивность личных контактов и т. д. Низкий статус (менее 0,3) тормозит или делает проти­воречивым развитие личности: повышается тревожность, складывается неадекватная самооценка, постепенно форми­руется отчужденный стиль отношений с окружающими.

Если в группе преобладают высокие статусы, можно предположить, что большинство членов группы имеют бла­гоприятные условия для развития личности, положительное социальное самочувствие. Если же в группе преобладают 1 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982. — С. 124—134.

низкие статусы — это говорит о неблагополучном социаль­ном самочувствии большинства ее членов, которые лишены преимуществ активного общения.

Коммуникативность. Этот термин в данном случае используется для характеристики структуры деловых и меж­личностных взаимосвязей (например, структуры внутри-группового общения).

Коммуникативность включает в себя обмен представле­ниями, интересами, настроениями, чувствами в ходе сов­местной деятельности членов в группе. Чем ближе величина показателя коммуникативности к 1, тем лучше может быть охарактеризована группа. Если он меньше или равен 0,2, то -можно предположить возможность коммуникативного барьера как следствие противоречивых отношений между членами группы, социальных, нравственных и других инди­видуальных противоречий.

Психологический климат. Это социально-психологиче­ское понятие эмоционально-оценочного и социально-оце­ночного плана, характеризующее психологические явления в группе.

Психологический климат — относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в кото­ром отражаются настроения людей, их душевные волнения и переживания, отношение друг к другу, к работе и к окружаю­щим событиям. Он может быть благоприятным и неблаго­приятным, здоровым и нездоровым. Если коэффициент бла­гоприятности психологического климата больше 0,65, то можно говорить о преобладании атмосферы взаимного вни­мания, уважения, духа товарищества, высокой внутренней дисциплины, принципиальности и ответственности, требо­вательности к себе и другим.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!