Занятости инвалидов в РФ.




 

Прежде всего, необходимо отметить, что у нас в стране отсутствует чётко обозначенная национальная государственная политика в отношении людей с инвалидностью. Точнее, формально она присутствует в Федеральном Законе № 181 от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который, по своей сути является очень прогрессивным. Этот Закон определил, что задачей российского государства является предоставление инвалидам равных с другими гражданами прав и возможностей. К сожалению, эти положения так и остались декларативными, и все дальнейшие практические шаги наших государственных структур свидетельствуют скорее об обратных тенденциях. Ведь со стороны власти не только не предпринимаются конкретные действия по интеграции людей с инвалидностью в общественную жизнь, но высказывания политиков, свидетельствующие о государственной позиции, на ближайшие годы не дают инвалидам никаких перспектив реализации своих прав на достойную жизнь.

Во времена Советского Союза единственной государственной программой в области занятости людей с инвалидностью было создание специализированных предприятий, где инвалиды в изолированных условиях могли заниматься неквалифицированным трудом (клеить коробки, собирать розетки и т.д.) Не слишком много изменилось и сейчас.

В Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были заложены механизмы решения этой проблемы. Впервые инвалидность стала классифицироваться не только по трудовым возможностям, но и по другим факторам ограничения жизнедеятельности. Была введена система квотирования рабочих мест для инвалидов, применены понятия «специальные рабочие места для инвалидов» и «специальные условия труда для инвалидов». К сожалению, практика оказалась далека от столь прогрессивных замыслов.

Основными проблемами стало отсутствие эффективных государственных программ и квалифицированных специалистов, способных решать эти проблемы. Результатом чего осталась ситуация, когда на сегодняшний день не более 10 % людей с инвалидностью имеют работу. А в последнее время со стороны власти наметился отход и от этих, пусть небольших, но всё-таки «завоеваний» общественного движения инвалидов.

Прежде всего, в качестве негативных факторов нужно отметить перевод выплаты государственных социальных выплат (пенсии и компенсаций за отменённые льготы) в зависимость от нового критерия инвалидности – степеней ограничения способности к трудовой деятельности. Во-первых, этим шагом государство отняло закреплённое в конституции право распоряжаться своим трудом у большого количества инвалидов, так как третья степень стала означать понятие «нетрудоспособен». Во-вторых, практически лишило людей с инвалидностью стимула к труду. Разница в размере выплат между разными степенями получилась весьма значительной (доходит до 1500 рублей) и, конечно, большинство людей с инвалидностью предпочтут всяческими способами добиваться третьей степени и иметь более высокую пенсию, чем потерять в выплатах за небольшую вероятность трудоустройства, как на открытом рынке труда, так и через госструктуры. Но, и это оказалось не всё, совсем недавно стал окончательно ясен замысел Правительства. Вся эта комбинация с переводом размера государственных социальных выплат с прежних групп инвалидности на степени ограничения способности к трудовой деятельности проводилась с целью сократить расходы нашего бюджета на инвалидов. Теперь, с переводом службы медико-социальной экспертизы под единое федеральное управление, повсеместно стали занижать степени ограничения способности к трудовой деятельности, а соответственно уменьшать размер пенсии и компенсаций за отменённые льготы. Доходит до того, что если инвалид работает, то ему при очередном освидетельствовании вообще снимают степень ограничения способности к трудовой деятельности (своего рода «нулевая» степень) и практически полностью снимают с государственной поддержки. А то, что он может потерять работу, а значит полностью потерять средства к существованию, и то, что инвалидность не замыкается только на факторах трудоспособности, но и на многих других (ограничения в свободе передвижения, самообслуживании и т.д.) в расчёт нашей властью не принимается. Получается, что человеку уменьшают пенсию по инвалидности только за одно разрешение инвалиду работать. Такой несправедливой системы не было даже во время советского периода развития нашего государства.

Всё это происходит на фоне того, что Правительство не только не развивает программы по трудоустройству, но и сворачивает те небольшие гарантии для инвалидов, которые были до этого. Федеральным Законом № 122 были утверждены положения, что весь малый бизнес выводиться из-под действия норм квотирования рабочих мест для инвалидов. А также были отменены обязательные платежи со стороны работодателя за каждого нетрудоустроенного в счёт квоты человека с инвалидностью. Получилось, что в регионах, где до этого действовала система квотирования, количество зарезервированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов резко сократилось, плюс ещё местные власти лишились возможности создавать специальные рабочие места для инвалидов за счёт ранее собираемых денежных средств от работодателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: