Остальные гребки называются управляющими




Подтяжка. Корпус гребца максимально наклонен и слегка развернут во внешнюю сторону, другими словами гребец вывешивается за борт. Нижняя рука почти выпрямлена, верхняя согнута в локте до 90º, находится на уровне головы, предплечья обеих рук параллельны плоскости воды. Весло максимально выносится в сторону на уровне гребца. Лопасть параллельна оси поплавка. Проводка весла производится подъемом корпуса с одновременным сгибанием нижней и разгибанием верхней рук. Лопасть весла не перпендикулярна плоскости воды лишь в начальной стадии гребка. Для повторения гребка весло разворачивается в исходное положение двумя способами. В первом способе весло кистями проворачивают на 90º и не вынимая его из воды, ребром выносят его к началу гребка. Во втором способе весло движением нижней руки назад и вверх вынимают из воды и из этого положения возвращают к началу гребка. Гребок выполняется одинаково, как кормовыми, так и носовыми членами экипажа.

Отброс кормы. Корпус гребца максимально развернут и слегка наклонен во внешнюю сторону. Руки согнуты в локтях примерно на 90º. Верхняя рука находится на уровне пояса, нижняя, у основания бедра. Весло опускается в воду почти у кормовой оконечности поплавка. Гребок совершается тыльной стороной весла. Проводка весла осуществляется энергичным разворотом корпуса с выносом во внешнюю сторону и с частичным разгибанием нижней руки. Движение весла при этом происходит по дуге, максимально удаленной от баллона. Лопасть весла в течение всего гребка составляет с плоскостью воды угол немного меньший 90º, что создает угол атаки, обеспечивающий опору гребцу во время движения весла. Гребок заканчивается на уровне гребца или несколько раньше. Отброс кормы является наиболее эффективным управляющим гребком, выполняемым кормовыми членами экипажа.

Отлом. Гребок подобный отбросу кормы, но более резкий и мощный, но в то же время короткий. Служит для быстрого отбрасывания корпуса лодки. Весло используется как рычаг, упираясь при этом в корпус лодки.

Внутренний дугообразный гребок. Корпус гребца направлен вперед и максимально развернут во внутреннюю сторону катамарана. Нижняя рука выпрямлена, верхняя - почти полностью согнута в локте и находится на уровне плеча. Лопасть весла перпендикулярна плоскости воды и находится у оконечности противоположного поплавка катамарана, либо между поплавками. Проводка весла начинается разворотом весла из крайне внутреннего в крайне внешнее положение. Корпус в течении всего гребка наклонен вперед. Весло движется практически по окружности – вокруг носовой оконечности поплавка катамарана. Заканчивается гребок на уровне гребца или несколько раньше. Внутренний дугообразный гребок является одним из наиболее эффективных управляющих гребков, выполняемых носовыми членами экипажа.

 

Внешний дугообразный гребок. Корпус гребца наклонен и развернут во внешнюю сторону. Верхняя рука согнута в локте примерно на 90º и находится на уровне головы, нижняя слегка согнута и вынесена в сторону. Предплечья рук параллельны плоскости воды. Гребок начинается на уровне гребца. Начальный угол весла, относительно плоскости воды примерно 70º, в процессе гребка угол увеличивается. Проводка производится вращением во внутреннюю сторону и частичным подъемом корпуса, то есть в направлении к носу поплавка. Причем в течение всего гребка лопасть должна составлять с направлением движения весла некоторый угол атаки, задаваемый вращением кистей. Гребок заканчивается у носовой оконечности катамарана. Гребок выполняется носовыми членами экипажа.

Разновидностью внешнего дугообразного гребка можно считать зацеп, который для передних членов экипажа является средней фазой вышеописанного гребка. Зацеп – эффективный гребок для поворота катамарана, когда существует разница скоростей воды и судна. При зацепе весло фиксируется на некоторый промежуток времени, после чего обычно переходит в другой гребок, например в подтяжку или прямой гребок. При отрицательной разности скоростей, зацеп эффективен для кормовых членов экипажа. В этом случае корпус развернут во внешнюю сторону и слегка отклонен назад. Весло выносится в сторону и назад, лопасть образует угол атаки с набегающим на корму потоков, создающий тягу во внешнюю сторону.

 

Обучение технике управления катамараном желательно проводить под руководством тренера или инструктора. Как показывает практика, начинающим туристам без их помощи добиться правильного, технически грамотного выполнения гребков довольно сложно. Желательно, чтобы туристы до совершения походов на катамаранах имели опыт участия в походах и соревнованиях по ТВТ на байдарке. В этом случае обучение управлением катамараном проходит значительно эффективнее, поскольку в технике управления этими судами очень много общего. Переход с байдарки на катамаран полезен как в техническом, так и в тактическом плане. Участие в походах на байдарках учит туристов выбирать оптимальную линию движения на сложных участках. При применении этой же тактики в походах на катамаранах, сплав становится более безопасным и интересным в спортивном отношении.

 

Освоение вышеописанных гребков каждым членом экипажа – одна из составных частей техники управления катамараном. Главное, что требуется от каждого члена экипажа – это правильное выполнение необходимых действий в каждой конкретной ситуации, возникшей при сплаве. А это приходит с походным опытом и тренировками.

 

Оптимальным является вариант, когда в управлении катамараном принимают участие все члены экипажа. При этом следует отметить, что работа первых номеров более технична, а работа вторых номеров более ответственна. Движение катамарана на воде можно рассматривать как движение по плавной кривой или прямой и движение с крутыми поворотами.

 

При движении по плавной кривой экипаж по мере необходимости выполняет комбинированные гребки, то есть выполняются частично управляющий гребок, затем гребок вперед/назад или наоборот.

 

Если катамарану на положительной скорости необходимо совершить плавный правый поворот, то действия экипажа могут быть следующими:

 

1-левый делает частично внутренний дугообразный гребок, переходящий в гребок вперед; 1-правый делает подтяжку, вынося при этом весло вперед; 2-левый делает гребок вперед с подтяжкой кормы в конечной фазе; 2-правый выполняет гребок вперед с частичным отбросом кормы, если это необходимо.

 

Хорошим упражнением для отработки данной техники, является движение катамарана по прямой, даже не в возмущенном потоке. В этом случае каждый член экипажа комбинированным гребком должен упреждать отклонение судна от намеченного курса.

 

Действия, когда первые номера гребут только вперед, а вторые гребут и управляют судном – не допустимы, поскольку в этом случае вторые номера для поддержания курса вынуждены делать отбросы кормы, что ведет к потере скорости катамарана.

 

При движении с резкими поворотами, по команде капитана, экипаж выполняет управляющие гребки до тех пор, пока судно не развернется в нужном направлении.

 

Большое значение при движении катамарана имеет согласованная работа всего экипажа. Это один из главных факторов не только технического, но и безопасного прохождения препятствий. Любой экипаж в начале маршрута должен затратить время на то, чтобы добиться взаимопонимания членов экипажа, правильности выполнения команд, согласованности, то есть выработать единый, определенный стиль в прохождении препятствий.

 

С чего начинается отработка многих технических моментов? Перед прохождением препятствий или трассы соревнований экипаж выходит на просмотр. Выбирается линия движения, ориентиры, члены экипажа договариваются о командах, а в ключевых местах оговаривают действия каждого члена экипажа – вплоть до отдельных гребков.

 

Допустим, что линия движения выбрана правильно, что является особо важным для прохождения сложных препятствий. В большей степени критерием правильности работы экипажа будет выдерживание намеченной линии движения на данном участке. В любом случае, была ли выдержана линия движения или нет, после прохождения производится разбор действий членов экипажа с указанием ошибок. Причем с берега должны следить за действиями экипажа и так же участвовать в разборе. Необходимо добиться понимания каждым членом экипажа своих действий и возможных последствий ошибок. Линия движения, там, где это разумно, в учебных целях может усложняться. Это будет хорошей тренировкой перед более сложными препятствиями.

 

Большая роль в управлении катамараном принадлежит капитану, который, как правило, является наиболее опытным и квалифицированным членом экипажа. Наиболее удобное место для капитана – на корме, отсюда ему легче контролировать судно, а экипажу лучше слышно его команды.

 

На капитана ложится большая и ответственная нагрузка. Так при сплаве ему надо оценить обстановку, выбрать линию движения, отдавать команды и самому работать веслом. Кроме того он должен контролировать работу экипажа.

 

Немного о командах. Команды бывают как для указания начала маневра, так и для последующих действий. Эти команды обязательны для беспрекословного исполнения каждым членом экипажа. Претензии к капитану высказываются только на берегу. Кроме того команда капитана имеет еще и организующее начало, повышая уверенность в своих действиях.

 

Наиболее распространенная ошибка не только начинающих, но и опытных капитанов – несвоевременные подачи команд и частые взаимоисключающие команды, которые приводят к нервозности экипажа. Эти ошибки приводят к тому, что члены экипажа, не зная, что им делать, начинают работать вразнобой. Катамаран может оказаться неуправляемым, а это в свою очередь, становится причиной возможной аварии.

 

В заключение хочется сказать, что грамотное прохождение препятствий, овладение техникой управления судном, подчинение его своей воле делает сплав наиболее спортивным и приносит не с чем не сравнимое моральное и эмоциональное удовлетворение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: