XIV-XV (зодчество и архитектура)




1. Средневековое зодчество было тесно связано с княжеской властью. Только у богатого и сильного князя находились деньги, чтобы строить каменные храмы и укрепления. В конце XIV в. в Москве насчитывались тысячи домов, особенно выделялись хоромы великого князя, бояр, дворян, высшего духовенства. Они частью располагались в Кремле, частью — вокруг него и в подмосковных селах. Москва строилась по традиционному для средневекового русского города радиально-кольцевому принципу. (К началу XV в. город занимал территорию внутри нынешнего Бульварного кольца, а в XVI в. — в границах современного Садового кольца.) При Дмитрии Донском в 1367г. Кремль обнесли стеной из белого камня, а при Иване III были возведены стены из красного кирпича. В 1485 г. была заложена первая кремлевская башня — Тайницкая. Завершилось строительство кремлевских укреплений и башен к 1516 г., они существуют и поныне. Строительство велось под руководством итальянских мастеров Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевизе Миланце.

2. В 1475 г. итальянец Аристотель Фиораванти по приглашению Ивана III начал строить в Москве главный собор Российского государства — Успенский. За образец был взят Владимирский Успенский собор, но использовалась новая техника. В 1479 г. Успенский собор был закончен. Здесь находилась знаменитая икона Владимирской Божией Матери. Успенский собор воплотил в своих величавых формах мощь молодого Российского государства.

3. Псковские зодчие возвели замечательные церкви: Благовещения и Ризоположения. В 1481—1491 гг. архитекторы Руффо и Солари построили Грановитую палату для приема иностранных послов. А в начале XVI в. возведен был Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей.

4. В XVI в. получает распространение строительство каменных церквей с шатровым завершением. Подлинным шедевром шатрового стиля стала церковь Вознесения в селе Коломенском(1532). она господствовала над местностью, была видна издалека, “чудна высотою и красотою” (построена в честь рождения будущего царя Ивана Грозного).

Выдающимся памятником этого периода является собор Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Он был построен в 1561 г. по приказу Ивана Грозного на Красной площади в честь взятия Казани. Строили его зодчие Барма и Постник Яковлев. Храм представляет собой соединение девяти высоких храмов-башен, увенчанных куполами, все они связаны между собой внутренними переходами и окружены обходной галереей. Ни один купол не повторяет другой. Все купола как бы сливаются в одно целое. Девятиглавый собор увенчан шатром. Внутри храм невелик. Интересен Софийский собор в Вологде, который является упрощенным подражанием Успенскому собору в Москве.

Заключение.

Значительные успехи, достигнутые в исследовании русского зодчества данного периода, дали возможность достаточно полно и ярко обрисовать этот этап истории русской архитектуры.

Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием архитектуры Византии. Искусство Константинополя импонировало русским князьям, оно было взято за образец, из Византии приглашали мастеров. До конца 10 века были развитые традиции деревянного зодчества, затем появились и каменные постройки. Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году.

В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами. Первым европейскую каменную технику в Залесье начал использовать Юрий Долгорукий. При нём были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. До нашего времени дошли две из них — церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасский собор в Переславле-Залесском. Оба храма датируются 1152 годом. Во время правления Андрея Боголюбского владимиро-суздальская архитектура получила дальнейшее развитие. Во Владимире развернулось активное строительство, город был застроен монументальными сооружениями. До настоящего времени сохранились такие памятники архитектуры Владимира, как Успенский собор и Золотые ворота. Одним из самых заметных памятников зодчества владимиро-суздальской школы является церковь Покрова на Нерли. Своего расцвета архитектура Владимира и Суздаля достигла в конце XII века при великом князе Владимирском Всеволоде Большое Гнездо. Всеволод значительно расширил владимирский Успенский собор и построил Дмитриевский собор — шедевр белокаменной резьбы и самый показательный в архитектурном плане белокаменный храм. При сыновьях Всеволода в 1220—1230-е годы созданы последние крупные памятники Владимиро-Суздальской Руси — Рождественский собор суздальского кремля и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы Новгорода - эпохи политической раздробленности - уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198)-храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на данной территории. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими. Успенский собор на Городке в Звенигороде — один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершенных закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени. Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В 1485 году началось строительство новых кремлёвских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия III в 1516 году.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Не подлежит сомнению основополагающая роль византийской художественной традиции для русского зодчества.

2. Чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.

3. В данный период была создана яркая, самобытная и многообразная архитектура, оставившая глубокий след в истории русской культуры.

 

 

Определения в архитектуре

Фре́ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей.

Моза́ика— декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.

Галере́я (фр. galerie, от итал. galleria) — вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями. В галерее обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы.

Хо́ры (греч. χορός — хор, древнерусское наименование — пола́ти) — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале

Закома́ра (от др. русского комара — свод)[1] — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Пря́сло — в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями

Аркатурно-колончатый пояс-(арх.2) архитектурное украшение в виде небольших арок из колонн, прилегающих к стене.

Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Лопа́тка (лизе́на) — вертикальный плоский выступ стены.

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией

Бараба́н — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: