Положение
О реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования
«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Брянска
Общие положения
1.1.Настоящее Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - Положение) является локальным актом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Брянска (далее – Центр туризма г. Брянска), который устанавливает порядок организации и регулирует реализацию дополнительных общеобразовательных программ (далее - ДОП) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий(далее - ЭОиДОТ).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;
- Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
1.3. Под электронным обучением и обучением с использованием дистан-ционных технологий понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно - телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (e-mail, дистанционные конкурсы и олимпиады; дистанционное обучение в режиме online, видеоконференции, вебинары, online - тестирование, интернет-занятия, облачные сервисы, авторские дистанционные модули, онлайн-платформы социальных сетей (чат-занятия) и др).
1.4. ЭОиДОТ в Центре туризма г. Брянска применяются в случаях:
- реализации ДОП, подразумевающей применение ЭОиДОТ;
- в случаях отмены очных занятий в период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- в иных случаях, в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами Брянской области.
2. Цель и задачи организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
2.1. Основной целью применения ЭОиДОТ является предоставление обучающимся Центра туризма г. Брянска доступа к качественному образованию, обеспечение возможности изучать выбранные образовательные дисциплины с использованием современных информационных технологий.
2.2. Использование ЭОиДОТ способствует решению следующих задач:
- повышение качества и доступности дополнительного образования;
- улучшение эффективности организации учебного процесса;
- формирование у обучающихся мотивации к познанию и развитие творческих способностей;
- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
2.3. Основными принципами организации обучения с применением ЭОиДОТ являются:
- принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания;
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, Интернет-конференции, он-лайн занятия);
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
- принцип модульности, позволяющий обучающемуся и педагогу использовать необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.
Условия реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
3.1. Необходимыми условиями для реализации ДОП с применением ЭОиДОТ являются:
- наличие соответствующего программно-методического обеспечения;
- наличие у (администрации, методистов и педагогов) (убрать скобки) Центра туризма г. Брянска, занятых в организации данной деятельности, необходимого технического оснащения, в том числе, доступа в интернет;
- наличие у обучающихся необходимого материально-технического оснащения для дистанционного обучения;
- сформированность у (администрации, методистов и педагогов) Центра туризма г. Брянска, занятых в организации данной деятельности компетенций, необходимых для организационно-методического сопровождения данной деятельности.
Содержание и организация обучения по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
4.1. Основными элементами системы дистанционного обучения являются: цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype-общение; e-mail; онлайн-платформы социальных сетей (чат-занятия); облачные сервисы; электронные наглядные пособия, разработанные с учетом требований законодательства об образовании и настоящего Положения.
4.2. Формы дистанционных образовательных технологий, используемые в образовательном процессе, находят отражение в дополнительных общеобразовательных программах и календарном планировании педагогов. В обучении с применением электронных ресурсов и дистанционных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:
- лекция;
- консультация;
- практическое занятие;
- самостоятельная работа;
- викторина;
- игра;
- исследовательская работа;
- проектная деятельность;
- семинары;
- лабораторная работа;
- контрольная работа;
- практикумы.
4.3. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов (далее - ЦОР):
4.3.1. ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе:.
4.3.2. ЦОР по образовательно-методическим функциям делятся на электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы и электронные издания контроля ЗУН-ов.
Электронный учебник – это продукт образовательного характера, отличие которого от традиционного учебника в том, что просмотреть его можно только с помощью компьютера. Электронный учебник так же, как и обычный, соответствует всем нужным учебным программам.
Под электронным (компьютерным) учебным пособием понимается учебное пособие, поддерживающее компьютерную технологию обучения, где основным средством обучения является компьютер.
Учебно-методические комплексы или УМК дисциплины - это совокупность учебно-методических материалов, способствующих освоению учащимися дисциплины в соответствие с программой учебного плана. УМК может включать в себя конспекты лекций, учебные пособия, методические указания, виртуальные лабораторные работы, электронные учебные курсы, тестовые задания для самостоятельной проверки знаний, дополнительные материалы для самостоятельного изучения дисциплины, а также информационное и программное обеспечение, необходимое для работы.
Электронные издания контроля ЗУН-ов: различные тестирующие системы.
4.4. Руководители методических объединений Центра туризма г. Брянска, ответственные за организационно-методическое сопровождение реализации ДОП:
- предлагают педагогу формы дистанционного взаимодействия в ходе образовательного процесса;
- оказывают методическую помощь педагогам в формировании комплектов цифровых образовательных материалов к программе;
- планируют мероприятия по мониторингу образовательных результатов.
4.5. Педагог дополнительного образования Центра туризма г. Брянска, реализующий ДОП:
- использует в ходе реализации ДОП комплект цифровых образовательных материалов к программе, представленные цифровые образовательные ресурсы;
- обеспечивает участие обучающихся в дистанционных обучающих занятиях, мероприятиях по мониторингу образовательных результатов.
- обеспечивает реализацию дополнительных общеобразовательных программ или их частей с применением дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий в полном объеме.