VI. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ




ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОрганизациИ работы учителя-дефектолога
В ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТе

I. общие положения

1.1 Настоящее положение определяет организацию деятельности учителя-дефектолога ОГБОУ «Архангельская школа-интернат» Рязанской области (далее ОУ).

На современном этапе должность учителя-дефектолога вводится в ОУ для обеспечения специальной (коррекционной) помощи детям, испытывающим трудности в обучении в условиях коррекционно-развивающего обучения, в том числе при наличии коррекционных групп и классов.

 

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

2.1.Целью работы учителя-дефектолога является:

- своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;

- коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.

2.2.Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:

- выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;

- определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;

- разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (логопед, психолог, учитель, воспитатель);

- динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка;

- проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом;

- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

2.3. Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.

 

 

III. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

3.1. В соответствии с целями и задачами определены основные направления работы учителя-дефектолога:

3.1.1. Диагностическоенаправление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.

3.1.2. Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.

3.1.3. Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.

3.1.4. Консультативно-просветительское и профилактическоенаправление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

3.1.5. Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя-дефектолога (формы прилагаются).

IV. ВРЕМЯ РАБОТЫ

4.1. Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю, которые направлены:

- на проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);

- изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;

- консультативную работу с педагогами и родителями;

- участие и подготовку ПМП-консилиумов, методических объединений, педсоветов.

4.2. Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий (1–2 чел.) – 20–25 минут; продолжительность группового занятия (4 чел.) 35–40 минут. Периодичность занятий – не менее 2–3 раз в неделю.

 

V. УЧАСТНИКИ ЗАНЯТИЙ

5.1. В первую очередь для занятий с учителем-дефектологом рекомендуется зачислять детей, имеющих снижение или нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием обучения. Классификация нарушений разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, ранний детский аутизм. Данный перечень является открытым и обусловлен спецификой коррекционного учреждения.

5.2. Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога, не более 20 человек.

5.3. Зачисление осуществляется на основе комплексной диагностики и изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности с 1.09–15.09. Итоговое диагностическое обследование проводится с 10.05–25.05 ежегодно. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка.

 

VI. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

6.1. Учитель-дефектолог ведёт следующую документацию:

- индивидуальная карта развития (заполняется 2 раза в год) (см. приложение 1);

- журнал учёта обследуемых детей, журнал движения ребёнка (см. приложение 2);

- журнал посещаемости занятий;

- расписание коррекционных занятий, утверждённое директором;

- перспективный план работы (по направлениям) (см. приложение 3);

- перспективные планы по группам, имеющим однородность дефекта;

- календарные планы групповых и индивидуальных занятий;

- индивидуальная программа развития на каждого ребёнка;

- аналитический отчёт о результатах коррекционно-развивающего обучения за учебный год (см. приложение 4);

- методическая тетрадь, отражающая посещения дефектологом занятий, семинаров, педсоветов;

- тетрадь для консультаций с родителями, педагогами;

- паспорт кабинета (перечень оборудования и дидактических материалов).

 


Приложение 1

Индивидуальная карта развития ребёнка,
зачисленного на занятия к учителю-дефектологу

Фамилия, имя, отчество ____________________________________

Дата рождения ___________________________________________

Школа ______________класс (группа) ________________

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявление негативизма, реакция на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций) _______________________________________________

Развитие общей и мелкой моторики __________________________

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает) __________________________________________________________

Обучаемость:

– восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь) ______________________________________________

– способность переноса на аналогичные задания ________________

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность, инертность действий, самоконтроль) ______________________

__________________________________________________________

Темп работы (на учебном и внеучебном материале) ______________

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях) __________________________________________________________

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация

Сформированность пространственно-временных представлений

__________________________________________________________

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация, стереогноз) ______________________________________

Особенности внимания ____________________________________

Особенности памяти ______________________________________

Особенности мышления:

– уровень развития наглядных форм мышления ________________

– словесно-логическое мышление ___________________________

Особенности конструктивной деятельности ___________________

Общая характеристика речевого развития _____________________

Сформированность учебных навыков:

Математика:

– сформированность понятий числа, числовой последовательности __________________________________________________________

– вычислительный навык __________________________________

– навык решения задач ____________________________________

– характерные ошибки ____________________________________

Русский язык:

– навык каллиграфического письма __________________________

– навык орфографического письма под диктовку _______________

– списывание текста ______________________________________

– выполнение грамматических заданий _______________________

– характерные ошибки ____________________________________

Чтение:

– темп чтения ___________________________________________

– способ чтения _________________________________________

– понимание прочитанного ________________________________

– навыки работы с текстом ________________________________

– характерные ошибки ____________________________________

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы) ___________________________________________

Дополнительные сведения: ________________________________

Заключение: ____________________________________________

Планируемые мероприятия специалиста: _____________________

Дата обследования _______________________________________

Подпись _______________________________________________

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: