Выгоды от специализации страны А на производстве товара S и страны В на производстве товара T (в случае сравнительного преимущества)




Выгоды от специализации страны А на производстве товара S и страны В

На производстве товара T (в случае абсолютного преимущества)

(в единицах товаров)

  Выгоды на единицу товара
  В производстве товара S В производстве товара T
В стране А +2 -1
В стране В -1 +3
В целом в мире +1 +2
Теория сравнительных (относительных) преимуществ: модель Д.Рикардо ПРИРОДА Сравнительное преимущество – страна обладает сравнительным преимуществом в производстве того товара, который имеет наименьшую относительную доторговую цену по сравнению с относительными доторговыми ценами аналогичных товаров, производимых в других странах. Вывод Д.Рикардо состоял в том, что в стремлении получить выгоду в международной торговле страны должны специализироваться на экспорте продукции, в производстве которой они обладают относительными преимуществами. Таким образом, страна, имеющая абсолютное преимущество по всем товарам, должна специализироваться на экспорте продукции, в производстве которой она имеет наибольшее абсолютное преимущество (товар S для страны А). Страна же, не обладающая абсолютным преимуществом в производстве ни одного из товаров, должна специализироваться на экспорте продукции, в производстве которой ее абсолютные непреимущества являются наименьшими (товар Т для страны В). Точный конечный уровень цен взаимной торговли будет зависеть от объема мирового спроса и предложения на каждый из этих товаров. Безусловным достоинством теории сравнительных (относительных) преимуществ Д.Рикардо является вывод о выгодности международной торговли для всех ее участников. Сформулированные им принципы, на которых строится внешнеторговый обмен между странами, являются универсальными, поскольку, как мы увидим впоследствии, практически все последующие теории международной торговли представляют собой лишь развитие теории сравнительных преимуществ. Наряду с этим теория Д.Рикардо не лишена недостатков. Во-первых, подобно теории А.Смита она исходит из применения в производстве лишь одного фактора – труда, оставляя без внимания воздействие других факторов производства – капитала, земли. Во-вторых, теория Д.Рикардо не содержит ответа на вопрос о природе относительных преимуществ.  

Пример преимущества одной страны по всем товарам

(пример сравнительного преимущества)

  Страна А Страна В
Товар S 3 ч 12 ч
Товар T 6 ч 8 ч

Относительная (альтернативная) цена – цена одного продукта, измеренная в единицах другого продукта.

Доторговая (автаркическая) цена – пропорции обмена товарами, складывающиеся в условиях автаркической (закрытой) экономики.

Относительные доторговые цены

Страна А Страна В
1 тов.S = 1/2 тов.T 1 тов.S = 1,5 тов.Т
1 тов.Т = 2 тов.S 1 тов.T = 2/3 тов.S

В условиях свободной торговли страны будут обмениваться товарами при таком соотношении цен, которое устанавливается в промежутке между существующими внутри каждой страны относительными ценами на товары, которыми они торгуют.

1/2 <PS< 1,5

2 > РT> 2/3

Выгоды от специализации страны А на производстве товара S и страны В на производстве товара T (в случае сравнительного преимущества)

(в единицах товаров)

 

  Выгоды на единицу товара
  В производстве товара S В производстве товара T
В стране А +2 -1
В стране В -1 +1,5
В целом в мире +1 +0,5
Теория сравнительной обеспеченности (наделенности) факторами производства Э.Хекшера и Б.Улина (Олина) Теория сравнительной обеспеченности факторами производства основана на двух принципиальных положениях: · страны–участницы внешнеторгового обмена различаются между собой по составу и величине факторов производства, которыми они наделены. Например, одни страны располагают относительным избытком трудовых ресурсов при относительном недостатке капитала, другие – избытком капитала при относительном недостатке трудовых ресурсов, необходимых для приведения его в действие; · товары различаются между собой по величине и структуре затрат разных факторов производства. Так, например, производство текстильных изделий требует большого количества затрат труда при относительно меньшей величине затрат капитала. В то же время для развития производства станков страна должна располагать значительными капитальными ресурсами. На смену однофакторной модели пришла двухфакторная модель, в которой наряду с рабочей силой (трудом), L, был использован капитал (машины, оборудование), К. Теоретически, вместо капитала может быть рассмотрена земля или природные ресурсы. При этом собственник капитала уплачивает арендную плату за использование (R), а работник получает заработную плату (W). Арендная плата рассматривается как цена капитала, заработная плата – как цена труда. Товар X(Y) является трудоемким (капиталоемким) относительно другого товара Y(X), если его производство требует больше затрат труда (капитала) на одну машину (рабочую силу). Капиталоемкий товар
Суммарные затраты факторов производства
Доля затрат капитала Доля затрат труда

Трудоемкий товар

Суммарные затраты факторов производства
Доля затрат капитала Доля затрат труда

Математически это выглядит следующим образом:

для трудоемкого товара X > ,

соответственно, для капиталоемкого товара Y > ,

Особо следует обратить внимание на то, что в определении трудо-(капитало)емкости речь идет об относительном значении этих показателей. Существенным является то, что при производстве товара Х требуется больше рабочих (затрат труда) на 1 машину, т.е. относительно, а не абсолютно больше работников. Таким образом, для определения того, является ли та или другая отрасль экономики трудо(капитало)емкой, решающее значение имеет величина показателя (), а не большого числа занятых в них работников или применения большого количества машин.

 

 

Пример

Страна А располагает рабочей силой численностью 80 млн. Работников и капиталом в 40 млн. машин

Страна B, соответственно, – 75 млн. Работников и 25 млн. машин

Товар К является капиталоемким, а товар M трудоемким

Производство какого товара выгодно для страны А и В и почему?

Решение:

1) Страна А: Рс/К=80/40=2; К/Рс=1/2

2) Страна В: Рс/К=75/25=3; К/Рс=1/3

3) Следовательно, для страны А выгодно производство капиталоемких товаров, тогда как для страны В – трудоемких

Теорема Рыбчинского – динамическая интерпретация теории Хекшера-Улина Теорема Рыбчинского – если при постоянной мировой цене в стране происхо-дит увеличение одного из факторов производства, то оно увеличит производство товара более емкого относительно данного фактора в ущерб другим товарам. Вывод Рыбчинского заключался в следующем: увеличение предложения одного из факторов производства, например, открытия новых месторождений полезных ископаемых или вовлечение в оборот новых земельных площадей, приведет к росту выпуска и увеличению экспорта товаров, преимущественно использующих данный фактор производства, и к сокращению выпуска других товаров. Следствием чего является ускоренное развитие одних отраслей промышленности и сокращение производства, а возможно и его стагнация, в других отраслях экономики. Явление, названное «голландской болезнью», является классическим примером, подтверждающим выводы теоремы Рыбчинского.
Голландская болезнь Голландская болезнь – последствия для национальной экономики, связанные с разработкой и экспортом в значительных объемах природного ресурса.Поступление зарубежной валюты всегда ведет к росту национальной: чем прочнее национальная валюта, тем хуже возможности экспорта. Рост добычи и экспорта природного газа → рост стоимости национальной валюты из-за увеличения валютных поступлений в страну → ухудшение экспортных возможностей национальных производителей традиционных товаров и услуг → перераспределение ресурсов (капитала, рабочей силы) в пользу отрасли по добыче природного газа → деиндустриализация экономики.   Явление, названное «голландской болезнью», является классическим примером, подтверждающим выводы теоремы Рыбчинского. Ускоренное развитие отрасли добывающего сектора национальной экономики (нефте- или газодобычи) вследствие растущих в ней заработной платы и величины прибыли вызывает отток ресурсов из других отраслей, в результате чего сокращается выпуск продукции обрабатывающей промышленности.
Парадокс В.Леонтьева В соответствии со сложившимися представлениями об экономике США, характеризующейся избытком капитала и недостатком трудовых ресурсов, в экспорте этой страны должны были преобладать капиталоемкие товары, а в импорте – трудоемкие. Расчеты, проделанные В.Леонтьевым, привели к противоположному выводу: в послевоенный период из США вывозились преимущественно товары, производство которых требовало относительно больше затрат труда, чем капитала, т.е. трудоемкие товары, а во ввозе в страну преобладали капиталоемкие товары. Одно из рациональных объяснений этого факта состояло в том, что США, располагая высококвалифицированной рабочей силой, специализируются на экспорте сложных изделий, воплощающих большие затраты сложного дорогостоящего труда американских работников. В то же время значительную часть американского импорта составляют сырьевые ресурсы. Отрасли добывающей промышленности относятся к числу капиталоемких отраслей производства, несмотря на то, что в развивающихся странах, откуда в США поставляется сырье, капитал не является избыточным фактором производства.  
Теории международной торговли, основанные на характеристиках компании
Название теории Суть Модели/примеры
Теория жизненного цикла продукта Р. Вернон в 1966 г. выдвинул предположение, что для многих промышленных товаров, являющихся объектами международной торговли, сравнительное преимущество может со временем перемещаться из одной страны в другую. Появление нового товара – первая стадияцикла – в подавляющем большинстве случаев связано с рынком промышленно развитых стран, поскольку для этого необходимы значительные ресурсы капитала и высококвалифицированной рабочей силы. На первой стадии новый продукт завоевывает рынок страны его возникновения, вывоз его за рубеж случаен, не носит целевого характера. На второй стадии по мере роста спроса на данный товар как отражение его растущего признания на внутреннем рынке возникает и растет спрос на новый товар на зарубежных рынках. Товар начинает экспортироваться. Наряду с этим массовый характер производства и спроса на данный товар стимулирует появление аналогичных производств в других странах, чему способствует также превращение производства данного товара из оригинального в стандартизированное. Таким образом, возникают первые ограничения экспорта товара. Приближаясь к третьей стадии – стадии зрелости, производители товара в промышленно развитых странах начинают сталкиваться с замедлением роста спроса на него. Поддержание прежнего уровня спроса возможно лишь при снижении цен на товар. Одновременно у производителей возникает проблема снижения издержек производства, поиска возможностей привлечения более дешевых факторов производства. Одним из выходов из сложившейся ситуации является перемещение производства данного товара в страны с более низкими издержками производства. Чаще всего это – развивающиеся страны, где благодаря более дешевой рабочей силе, небольшой арендной плате, низкому налоговому бремени товар выпускается по более низкой цене. Следовательно, на третьей стадии жизненного цикла экспорт товара из страны-новатора сменяется его ввозом из страны-имитатора. Как правило, параллельно с отказом от производства морально устаревающей модели и перемещением ее производства за рубеж в стране возникновения данного товара появляются первые образцы новой модели, т.е. наступает первая стадия жизненного цикла для нового образца выпускаемой продукции. На четвертой стадии – стадии спада, продукция окончательно устаревает, спрос на нее падает, несмотря на снижение цен. Если на первых двух стадиях жизненного цикла продукта страна-новатор имеет сравнительное преимущество в его производстве, то на третьей стадии оно переходит к стране-имитатору, куда перемещается производство устаревающей модели. Экспорт товара сменяется его импортом. 1) Возникновение товара (в условиях, которые позволяют ему возникнуть, в развитой стране), спрос не велик, спрос локализуется в стране происхождения (прожается только на внутреннем рынке), П (прибыльность) <0, ждемпризнанияпродукта в стране А (развитая), а в стране Б (развивающаяся) онещенепоявился 2) Стадия роста: Расширение спроса на местном рынке, диффузия (распыление) спроса за рубежом => рост экспорта => рост объема производства => создание условий для стандартизации (появляются конкуренты, производящие схожий продукт) =>рынокочнасыщенный => S>D => удешевление товара (в стране предложение уже некуда P падает) =>компании ищут новые возможности для прибыли =>нужно скоратить издержки =>компанияизразвитойстраныхочетперенестипроизводство в развивающуюся, таккактамресурсыдешевле = >возникновение условий для производства его за рубежом (слабо выражено, так как реализация будет только на след этапе, а на этом компания присматривается) 3) Переноспроизводства =>масштабный перенос производства за рубеж (дешевые факторы производства) => экспорт товаров + экспорт инвестиций (ПЗИ в страну производства)=> изменение географии товаропотока => импорт в страну происхождения 4) Сокращение производства => возможно изменение модификации (каким-то образом меняется продукт) => растет спрос на продукт (быдайфон 6s, стал 7)
Теория «технологического разрыва» (разрыва между развитыми и развивающимися странами) В результате неравномерности протекания научно-технического прогресса нововведения в одной из отраслей производства первоначально возникают в компании одной или нескольких ведущих странах. Благодаря возникшей ситуации эти страны в течение определенного времени занимают монопольное положение в мире в производстве и реализации продукта-новинки. Таким образом, преимущество, получаемое страной-новатором, является результатом возникшего технологического разрыва в уровнях развития между отдельными странами. Такая ситуация может внести изменения во внешнеторговую специализацию страны, поощряя ее к частичному или полному отказу от выпуска традиционной продукции, в которой она обладает относительными преимуществами, и к переходу к выпуску оригинальной, не имеющей аналогов в мире продукции. Однако в отличие от традиционной внешнеторговой специализации страны специализация, возникающая в результате технологического разрыва, – явление временное. К моменту преодоления технологического разрыва и исчезновения монополии на нововведение производство данного товара сосредоточивается в той стране, которая обладает сравнительными преимуществами. • возникновение инноваций (монополия) в компании из промышленно развитой страны → монопольной (до стандартизации) положение на рынке, торговля новым продуктом (на рынках развитых стран); • возможность торговли товаром с менее развитыми странами, когда его новизна исчезнет. Примеры: Сначала iPhone появляется в Штатах, а потом у нас (сначала компании продают на своем рынке, а потом выходят на рынок развивающихся стран, где спрос только сейчас пойдет)
Теория предпочтения сходства (теория Ст. Линдера) • особенность теории – определяется характеристиками спроса, а не предложения (как все предыдущие теории); • внутриотраслевая торговля развивается между странами, имеющими сходство в уровне доходов и структуре потребления;в торговле между промышленно развитыми странами преобладает внутриотраслевая торговля, во внешнеторговом (как между собой, так и с развитыми) обмене развивающихся стран – межотраслевая торговля • Почему страны торгуют между собой одними и теми же товарами (разные бренды, но товар один)? Ответ прост: потребитель зажрался =>уровень спроса растет =>хочется новенького =>нужна дифференциация Пример: Италия и Франция торгуют между собой винами и сырами
НоваятеорияКругмана РУКОТВОРНОЕ Страны торгуют с выгодой, не имея различий в обеспеченности факторами производства: · специализация на производстве конкретного товара (дифференциация товаров), · снижение издержек производства (экономия от эффекта масштаба), · монополия на рынке (наличие прав на интеллектуальную собственность), · приоритет в международной торговле (экспорте) в качестве первопроходца.   Эффект экономии от масштаба производства возникает как следствие массового производства конкретного товара, когда прирост выпуска опережает прирост затрат на производство (увеличение производства превосходит рост затрат на его осуществление). В результате происходит сокращение издержек производства единицы продукции (рост ее конкурентоспособности). Это обстоятельство побуждает компании к вывозу продукции, более дешевой, чем зарубежные аналоги, в другие страны. Выводы: Теория утверждает, что страны могут получать выгоды от торговли, даже не имея различий в обеспеченности ресурсами и в технологии. Торговля позволяет странам специализироваться на производстве конкретных товаров, получая экономию от эффекта масштаба и снижая издержки их производства, и при этом закупать не производимые у себя товары других стран, специализирующихся на выпуске такой продукции. Этот механизм обеспечивает разнообразие товарного ассортимента, доступного потребителям в каждой стране, и при этом снижает среднюю себестоимость этих товаров и цену на них и высвобождает ресурсы для производства других товаров. Кроме того, теория также предполагает, что страна может доминировать в экспорте какого-то товара просто потому, что ей удалось обогнать другие фирмы при его создании. Способность первопроходцев получать выгоды от нарастающей отдачи от ресурсов создает барьер проникновению других фирм.   Пример повышения разнообразия товарного ассортимента и снижения издержек: Фирмы в двух странах производят машины (спортивные и мини-вэны). Для каждого вида машин спрос должен быть как минимум 100000 для осуществления экономии от эффекта масштаба. Однако, спрос на спорт кары в каждой стране 55000, а на минивэны 80000. => странам нужно договориться специализироваться на производстве конкретного типа машин, дабы извлечь экономию от масштаба.     Пример первопроходца: Airbus пришлось затратить около 14 млрд $ на создание нового аэробуса «А380». Чтобы покрыть эти издержки и добиться безубыточности, Airbus должен прожать минимум 250 самолетов этой модели. Если компания сможет подать 350 ед продукции, то реализация этого проекта принесет прибыль. Однако, ближайшие 20 лет спрос на самолеты такого класса будет составлять от 400 до 600 единиц. Airbus стал первым прозводить эти самолеты и получать экономию от эффекта масштаба. Другие потенциальные производители как Boeing вынуждены уйти с рынка, так как не могут получать такую же экономию.
  Теория конкурентных преимуществ М.Портера Многообразие причин и обстоятельств формируют национальную среду, способствующую созданию конкурентных преимуществ. М.Портер обобщил их в четыре комплексных свойства, названных им детерминантами (определяющими моментами) конкурентного преимущества страны. Детерминанты конкурентного преимущества – характеристики наиболее значимых источников конкурентных преимуществ компаний обрабатывающих отраслей промышленности. В числе детерминантов М.Портер называет: · факторные условия, или параметры факторов; · условия спроса, или параметры спроса; · состояние родственных (связанных) и поддерживающих (обслуживающих) отраслей (кластеры); · состояние конкуренции в отрасли (5 сил конкуренции Портера) и стратегию фирмы (конкурентные стратегии портера).   Факторные условия, или параметры факторов, включают: · трудовые ресурсы (количество, квалификация и стоимость рабочей силы, нормальное рабочее время и трудовая этика); · физические (природные) ресурсы (количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэнергии, рыбных угодий, климатические условия страны, ее размер и географическое положение); · ресурс знаний (научно-техническая, коммерческая информация, влияющая на товары и услуги); · денежные ресурсы (количество и стоимость капитала, который может быть направлен в производство, здесь также учитывается уровень сбережений, норма накопления, структура национального рынка капитала); · инфраструктуру (транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей или средств из банка в банк в пределах страны или за рубеж, система здравоохранения и т.п.). Для достижения конкурентного преимущества важна в первую очередь не доступность факторов, а способность компании продуктивно их применять.   Иерархия факторов По степени развитости: · основные факторы – природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила, · развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высокообразованные кадры, исследовательские отделы учреждений, занимающиеся сложными науками.   По степени специализации: · общие факторы – сеть автомобильных дорог, дебетовый капитал, персонал с высшим образованием и т.п. Эти факторы универсальны и применимы в широком спектре отраслей, · специализированные факторы – персонал с узкой специализацией, инфраструктура специфических типов, базы данных в определенных отраслях знаний и другие факторы, применяемые в ограниченном числе отраслей или в одной, единственной.   Спрос на конкретные товары или услуги, предлагаемые отраслью на внутреннем рынке, оказывает определенное влияние на конкурентные преимущества, прежде всего посредством эффекта масштаба. Спрос характеризуется тремя важными чертами: · структурой спроса, включающей разбивку покупателей на основании того, как они используют конкурентный товар, или исходя из мотивов приобретения товара, а также исходя из демографических, социальных и иных признаков, наличия требовательных и разборчивых покупателей; · величиной и характером роста спроса, определяемыми емкостью внутреннего рынка, количеством независимых покупателей, скоростью, с которой растет спрос на внутреннем рынке; · интернационализацией спроса механизмами, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки.   Кластеры конкурентоспособных отраслей Кластер – сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, торговых объединений и пр.) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу. Согласно теории М.Портера обретение компанией конкурентного преимущества главным образом связано с состоянием конкуренции на отраслевом рынке, на котором она действует, и выбранной ею стратегией завоевания рынка.    


Политика протекционизма
+ -
+ Защита формирующихся отраслей экономики + Поддержка "старых" неконкурентоспособных на мировом рынке отраслей, чья структурная перестройка вряд ли возможна без государственного патронажа. + Борьба с демпингом и другими способами недобросовестной иностранной конкуренции — как ответная мера к стране или компании, проводящей дискриминационную торговую политику. + Снижение степени воздействия колебаний мировой рыночной конъюнктуры на национальную экономику. Этот фактор особенно актуален для стран — экспортеров сырья и природных ресурсов. + Увеличение доходной части бюджета — в переходных и развивающихся экономиках пополнение государственного бюджета во многом осуществляется за счет таможенных пошлин и других косвенных налогов как составных элементов протекционистской политики.   - Возрастание чистых потерь в уровне благосостояния населения. После введения импортных пошлин покупатели вынуждены платить за ввезенный товар более высокую цену. Это сокращает размер потребительского излишка, который мог бы пойти на инвестиции. - Возникновение так называемого международного множительного эффекта, который связан с цепной реакцией введения тарифных ограничений все большим числом стран. - Сохранение в национальной экономике неэффективных отраслей и предприятий. В условиях льгот, предоставляемых отечественным предприятиям, у производителей отсутствует стимул для сокращения издержек и создания конкурентоспособных товаров. - Распространение коррупции и других злоупотреблений в экономической сфере. "Закрытость" национальной экономики, как правило, создает питательную среду для криминализации ВЭД.  
Классификация таможенных пошлин
Классификация Тип Суть
Классификация таможенных пошлин по направлению движения товаров вывозные (экспортные) пошлины ими облагаются товары, которые вывозятся за пределы таможенной территории страны и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами
ввозные (импортные) пошлины представляет собой вид налогового платежа, который взимается в пользу государственного бюджета с товаров и грузов, ввозимых импортерами на таможенную территорию страны
транзитные пошлины взимается с иностранной продукции, следующей через территорию государства в третью страну
Классификация таможенных пошлин по способу их установления адвалорная пошлина определенный процент от таможенной стоимости товара; пример: лавровый лист – 5% от таможенной стоимости
специфическая пошлина в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.); пример: необработанные шкуры – 500 евро за 1000кг
смешанная или комбинированная пошлина это пошлина, при установлении размера которой сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара; пример: обувь (с верхом из резины) – 15% плюс 0,7 евро за 1 пару.  
альтернативная пошлина устанавливается и адвалорная и специфическая ставки пошлин с указанием, что по усмотрению таможенного органа, ответственного за взимание пошлин, применяется большая из них в данный момент. пример: макаронные изделия – 15%, но не менее 0,6 евро за 1 кг
Классификация таможенных пошлин в зависимости от страны проис-хождения товара минимальная (базовая или предельная) ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования
максимальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения товара неизвестна
преференциальная ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, которые происходят из развивающихся стран
нулевая ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран, а также из стран СНГ

 

Последствия политики протекционизма
+ -
+ Защита формирующихся отраслей экономики + Поддержка "старых" неконкурентоспособных на мировом рынке отраслей, чья структурная перестройка вряд ли возможна без государственного патронажа. + Борьба с демпингом и другими способами недобросовестной иностранной конкуренции — как ответная мера к стране или компании, проводящей дискриминационную торговую политику. + Снижение степени воздействия колебаний мировой рыночной конъюнктуры на национальную экономику.Этот фактор особенно актуален для стран — экспортеров сырья и природных ресурсов. + Увеличение доходной части бюджета — в переходных и развивающихся экономиках пополнение государственного бюджета во многом осуществляется за счет таможенных пошлин и других косвенных налогов как составных элементов протекционистской политики.   - Возрастание чистых потерь в уровне благосостояния населения. После введения импортных пошлин покупатели вынуждены платить за ввезенный товар более высокую цену. Это сокращает размер потребительского излишка, который мог бы пойти на инвестиции. -Возникновение так называемого международного множительного эффекта, который связан с цепной реакцией введения тарифных ограничений все большим числом стран. - Сохранение в национальной экономике неэффективных отраслей и предприятий. В условиях льгот, предоставляемых отечественным предприятиям, у производителей отсутствует стимул для сокращения издержек и создания конкурентоспособных товаров. -Распространение коррупции и других злоупотреблений в экономической сфере. "Закрытость" национальной экономики, как правило, создает питательную среду для криминализации ВЭД.  

 

 

Нетарифное регулирование
Административные меры Экономические меры
лицензирование (лицензии); Эта нетарифная мера в международной торговле отличается большим разнообразием.Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных государственных органов на ввоз определенного объема товара. В лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товара. Лицензирование толкуется в международной практике как временная мера, которая осуществляется на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков. Оно практикуется в случаях временного ограничения нежелательных объемов импорта. В современной зарубежной практике в основном применяются генеральная и индивидуальная лицензии. Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Иногда в лицензии указываются товары, запрещенные к ввозу. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях. Индивидуальная лицензия выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда дву- мя-тремя видами, но одной и той же товарной группы). В ней указываются также сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (как правило, до одного года). внутренние (уравнительные) налоги и сборы – НДС, акцизы;
квотирование (квоты); Это лимитирование размера импорта с помощью так называемых глобальных, индивидуальных, сезонных и других видов процентных ограничений. Глобальная квота, на долю которой приходится две трети всех случаев, устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Общая величина допустимого квотой импорта по странам не разбивается. Индивидуальная квота предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты учитываются встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе. Сезонные квоты устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода представляют неконкретизированные квоты. Квотирование вводится для сбалансирования внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах. меры валютного регулирования – изменения валютного курса, множественный валютный курс;
эмбарго; наложение государством запрета на ввоз другими странами или вывоз из страны золота или иностранной валюты, отдельных видов товаров — оружия, современных технологий и других субсидии и финансовые льготы
добровольное ограничение экспорта – квота, вводимая страной-экспортером! С начала 70-х годов широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта -добровольные экспортные ограничения, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В принципе добровольные количественные ограничения представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носят еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Примером может служить добровольное ограничение российского экспорта в США неочищенного урана и стали.   особые пошлины:
технические меры В числе мер нетарифного ограничения в зарубежной практике значатся специальные требования к импортным товарам, устанавливаемые для обеспечения безопасности и охраны природной среды, роль которых сегодня значительно возросла. Они предполагают соблюден


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: