Методические рекомендации по решению отдельных задач




МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

Дисциплина «СТАТИСТИКА»

Домашняя самостоятельная работа

И методические указания по её выполнению

Для студентов заочной формы обучения

 

по специальности 080109.65 «Финансы и кредит»

 

Мурманск

Норицына О.В.

 

 

Статистика: Домашняя самостоятельная работа и методические указания по её выполнению для студентов заочной формы обучения по специальности 080109.65 «Финансы и кредит»– Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2012.- 32 с.

 

Рассмотрено и одобрено кафедрой «Экономика». Протокол № __ от «______» _________20__ г. Для студентов заочной формы обучения Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического инститиута.

 

Оглавление

 

Содержание домашней самостоятельной работы

Методические указания по выполнению работы

Методические рекомендации по решению отдельных задач

Задания домашней самостоятельной работы

Список литературы

Содержание домашней самостоятельной работы

 

Домашняя самостоятельная работа состоит из ряда конкретных задач и двух теоретических вопросов, которые ориентированы на отдельные, последовательно изучаемые разделы дисциплины и охватывают включенный в нее программный материал. Предполагается их выполнение студентами по заданным вариантам с внесением в задачу соответствующих числовых данных, что указывается применительно к каждой включенной в работе задаче.

Выполнение письменной работы имеет большое значение в учебном процессе, поскольку способствует не только углубленному изучению студентом-заочником важнейших методологических вопросов теории статистики, но и приобретению практических навыков в расчетах статистических показателей, построении таблиц, графиков. Это достигается лишь при самостоятельном выполнении задания.

 

Методические указания по выполнению работы

 

Задания к домашней самостоятельной работе составлены в десяти вариантах, выбор варианта зависит от начальной буквы фамилии студента.

 

Начальная буква фамилии студента   Вариант задания  
А, Б, В Первый
Г, Д, Е Второй
Ж, З. И Третий
К, Л, М Четвертый
Н, О, П Пятый
Р, С, Т Шестой
У, Ф, Х Седьмой
Ц, Ч Восьмой
Ш, Щ Девятый
Э, Ю, Я Десятый

 

Выполнение домашней самостоятельной работы не своего варианта не засчитывается.

Самостоятельную работу над курсом следует начинать с изучения учебника в той последовательности, в которой курс изложен в программе. Экзаменационную работу целесообразно выполнять по мере изучения учебной литературы.

При выполнении домашней самостоятельной работы следует руководствоваться следующими требованиями:

1) работу необходимо выполнять и представлять в срок, установленный графиком представления работ.

2) работа должна выполняться в той последовательности, в которой указаны номера задач.

3) перед решением необходимо полностью привести условия задач.

4) решение задач следует сопровождать необходимыми формулами, развернутыми расчетами, краткими пояснениями. Задачи, в которых даны только ответы без расчетов, будут считаться нерешенными.

Результаты решения некоторых задач целесообразно оформить в таблицы. Каждая статистическая таблица, приведенная в работе, должна иметь заголовок, наименование подлежащего и сказуемого, т.е. соответствовать всем требованиям, предъявляемым к статистическим таблицам.

При использовании статистических формул следует применять общепринятую символику и объяснять смысл символов. Если в основной формуле показатель в свою очередь является результатом последующего расчета необходимо привести и формулу его расчета.

Вычисление индексов, доли необходимо производить с точностью до 0,0001; процентов, средних, показателей вариации и абсолютных величин - до 0,01.

На теоретические вопросы необходимо представить развёрнутые ответы.

В конце работы надо поставить подпись и дату, а также указать перечень использованной литературы, который необходим для того, чтобы при рецензировании преподаватель мог дать студенту конкретные указания по дальнейшему изучению дисциплины со ссылкой на учебник или учебное пособие.

Методические рекомендации по решению отдельных задач

 

Домашняя самостоятельная работа по общей теории статистики имеет для заочной подготовки студентов большое значение. Она содержит необходимый минимум упражнений, выполняя которые, студент закрепляет знания теоретических положений курса, осваивает методологию расчета статистических показателей. При обработке и анализе статистических данных студент познает условия применения математических методов и одновременно приобретает практические навыки по квалифицированному изложению в таблицах и на графиках результатов экономических разработок.

Работу целесообразно выполнять по мере изучения соответствующих разделов учебника. Необходимо также ознакомиться с изложенными ниже методическими указаниями по решению задач (по отдельным темам курса).

К задаче № 1

(Сводка и группировка статистических материалов)

 

Сводка и группировка - это важное звено в статистическом исследовании. Можно располагать прекрасным статистическим материалом, но испортить его неумелой сводкой. При группировке с равными интервалами (h) применяется формула:

,

где h – величина (размер) интервала, или размах интервала, или шаг;

Xmax – максимальное значение группировочного признака;

Xmin – минимальное значение группировочного признака.

 

Необходимо учесть, что в задаче №1 контрольной работы часто допускаются ошибки при построении рядов распределения и статистических таблиц. Эти вопросы изложены в учебнике по общей теории статистики в главе «Сводка и группировка статистических материалов. Статистические таблицы».

К задаче № 2

(Абсолютные и относительные показатели)

 

При выполнении данной задачи рекомендуется уделить внимание принципам выбора конкретной формы статистических показателей в зависимости от имеющихся данных и поставленной задачи.

Выделяют следующие основные виды относительных статистических показателей (величин).

 

1.Относительный показатель динамики (ОПД):

 

ОПД = _________ Текущий уровень ______________.

Предшествующий или базисный уровень.

 

2.Относительные показатели плана и реализации плана (ОПП и ОПРП):

 

ОПП = Уровень, планируемый на (i+l)-й период ;

Уровень, достигнутый в i-м периоде

ОПРП = Уровень, достигнутый в (i+1)-й период _.

Уровень, планированный на (i+1)-й период

 

Между относительными показателями плана, реализации плана и динамики существует взаимосвязь: ОПП х ОПРП = ОПД.

 

3. Относительный показатель структуры (ОПС):

ОПС = Показатель, характеризующий часть совокупности .

Показатель по всей совокупности в целом

 

4. Относительный показатель координации (ОПК):

 

ОПК = Показатель, характеризующий 1-ю часть совокупности .

Показатель, характеризующий часть совокупности,

выбранную в качестве базы сравнения

 

5. Относительный показатель интенсивности (ОПИ):

ОПИ = Показатель, характеризующий явление А .

Показатель, характеризующий среду распространения

явления А

К задаче № 3

(Средние величины)

 

Средние величины широко применяются для характеристики статистических совокупностей по варьирующим признакам. В задаче следует обратить внимание на оформление общего объема признака. В некоторых задачах содержатся открытые интервальные варианты, у которых верхняя или нижняя границы точно не определены и сама граница остается открытой. В этих случаях предварительно требуется перейти к закрытым интервалам.

К задаче № 4

(Ряды динамики)

В теме излагается методология изучения развития социально-экономических явлений во времени. Эта тема имеет актуальное значение в связи со стратегическим курсом ускорения во времени социально-экономического развития нашей страны.

При выполнении контрольной работы необходимо уяснить познавательное значение и условия применения показателей, характеризующих изменения уровней ряда динамики (у) абсолютный прирост (∆у), темп роста (Тр) и темп прироста (∆Т) и др.

Студентами допускаются ошибки при определении среднего уровня ряда динамики. Надо уяснить, что в интервальных рядах динамики (с равными интервалами) средний уровень определяется по формуле:

В моментных рядах динамики (с равноотстоящими датами времени) средний уровень определяется по формуле:

.

При определении среднего (среднегодового) темпа роста по абсолютным уровням ряда используется формула:

,

где уn – конечный уровень ряда;

y 0 – базисный уровень ряда;

m – число субпериодов в изучаемом ряду динамики.

Для определения среднего (среднегодового) абсолютного прироста () по цепным (погодовым) приростам () используется формула:

,

где n – число цепных (погодовых) абсолютных приростов.

Средний (среднегодовой) абсолютный прирост можно определить и по абсолютным уровням ряда динамики:

,

где уn – конечный уровень ряда динамики;

y 0 – базисный уровень ряда динамики;

m – число субпериодов в изучаемом интервале времени.

 

К задаче № 5

(Индексы)

При решении задач данного типа необходимо, прежде всего, уяснить особенности применения индексного метода в статистике. После ознакомления с сущностью индексного метода и сферой его применения, надо изучить конкретные виды и формы индексов.

Ошибки в решении задач № 5 допускаются, как правило, из-за недостаточного изучения по учебнику тем «Индексы» и «Абсолютные и относительные величины».

Часто в задачах о выпуске продукции в денежном выражении данные об объеме выпуска отчетного периода в фактических ценах (q1p1) ошибочно принимаются за физический объем продукции в натуральных (физических) измерителях (q1).

При вычислении общего индекса цен по формуле средней гармонической важно правильно определить индивидуальные индексы .

Например, если цена на товар А повышена в отчетном периоде (р1) по сравнению с базисным 0) на 3%, то индивидуальный индекс вычисляется так:

= (100 + 3) / 100 = 1,03.

При определении индексов полезно использовать систему взаимосвязанных индексов товарооборота:

.

На основе этой системы по двум известным индексам определяется значение третьего неизвестного индекса.

Например, по данным о росте в отчетном периоде (по сравнению с базисным) товарооборота в фактических ценах на 9% и снижении цен на 3% можно вычислить индекс физического объема товарооборота:

Iq = Iqp Ip = 1,09 0,97 = 1,1236 или 112,4%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: