Элементы технологий дистанционной формы работы с обучающимися - членами школьных лесничеств




Дистанционные технологии в современном образовании широко используются как средство расширения информационного образовательного пространства. Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Академия леса» предусматривает использование трех типов дистанционных технологий: интернет-сетевую, учебно-вахтовую и интернет-консалтинговую.

Интернет-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами. Используется при реализации основной части дополнительной образовательной программы, складывается из следующих этапов:

1. Разработка содержательной части образовательной программы, подготовка учебно-методических материалов, включающих:

- теоретические материалы, опорные конспекты;

- методические разработки для проведения практических занятий;

- методические рекомендации для выполнения проектных и исследовательских работ;

- дополнительные информационные материалы.

2. Анализ методистами Ресурсного центра совместно с разработчиками дополнительной общеобразовательной программы «Академия леса» содержательной части модулей программы и определение в каждом модуле ключевых тем (наиболее важных, сложных для восприятия или же отражающих современные тренды в науке и практике).

3. Подбор лекторов из числа преподавателей вузов, ученых, и действующих специалистов-практиков, компетентных по обозначенным ключевым темам и способных на доступном для школьников уровне изложить проблемные вопросы. Проведение переговоров с лекторами, заключение договорных отношений.

4. Запись видеолекций, проведенных ведущими специалистами, на базе Ресурсного центра с использованием его материально-технических и кадровых ресурсов.

5. Обработка отснятого материала техническими специалистами Ресурсного центра, редакторская правка, подготовка видеолекций к размещению в сети Интернет. Вместе с видеозаписью в сети размещается опорный конспект лекции в текстовом формате и презентация к ней.

6. Размещение в сети интернет на сайте Академии леса подготовленных учебно-методических материалов, включая видеолекции.

7. Учебно-методические материалы, размещенные на сайте, используются обучающимися – членами школьных лесничеств при самоподготовке, написании рефератов, выполнении практических и лабораторных работ, исследовательских проектов по указанию руководителя школьного лесничества (ведущего педагога).

8. Работа с видеолекциями по заявленным темам осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом дополнительной общеобразовательной программы «Академия леса».

Видеолекцию совместно прослушивают обучающиеся и ведущий педагог. При этом педагог с материалом видеолекции должен быть ознакомлен заранее. Перед просмотром видеолекции педагог обращает внимание на вопросы, которые дети должны законспектировать во время просмотра видеоролика. Рекомендуется останавливать ролик в местах, вызвавших у детей вопросы или способных сподвигнуть их к дискуссии, обмену мнениями, комментариям. После завершения просмотра видеолекции необходимо провести обсуждение услышанного; повторно просмотреть прилагающуюся к видеоролику презентацию, задавая детям вопросы по материалам просушенного; убедиться, что обучающиеся восприняли услышанный материал.

При планировании учебного времени педагогу следует учесть, что хронометраж видеолекции не будет соответствовать хронометражу самого учебного занятия. Необходимо закладывать время на обсуждение услышанного, дискуссию, модератором которой будет выступать педагог. Работа с видеолекциями должна носить интерактивный характер. Пассивный просмотр видеоматериала с лекцией специалиста педагогически нецелесообразен.

 

Интернет-консалтинговая технология подразумевает проведение on-line и of-line (заочных) консультаций, вебинаров. Технология заочных консультаций с использованием сети Интернет описана в отдельном документе. Заочные консультации ориентированы на поддержку обучающихся школьных лесничеств при подготовке рефератов, выполнении исследовательских и проектных работ, а также на поддержку руководителей школьных лесничеств по различным организационным и теоретическим вопросам.

Организуемые в рамках реализации проекта вебинары и видеоконференции также имеют цель оказания консультационной поддержки, в первую очередь, руководителям школьных лесничеств и исследовательским командам школьников.

Вебинары проводятся на начальном этапе реализации проекта «Академия леса». Их тематика закреплена в дополнительной общеобразовательной программе и ориентирована на поддержку научно-исследовательской и проектной деятельности школьных лесничеств. Подготовку вебинаров осуществляет научный руководитель проекта совместно с методистами Ресурсного центра и привлекаемыми учителями из числа руководителей школьных лесничеств.

За неделю до проведения вебинара по электронной почте делается информирование руководителей организаций, при которых созданы школьные лесничества, и педагогов, руководителей школьных лесничеств, о предстоящем мероприятии, включая технические моменты проведения вебинара. За три дня и за день до начала вебинара информация дублируется.

Технически проведение вебинаров и видеоконференций возможно на базе Ресурсного центра и самих школьных лесничеств с использованием специальных онлайн-платформ (при наличии в образовательных организациях компьютерного оборудования соответствующего уровня, скоростного интернета и технической поддержки IT-специалистов).

При реализации настоящего проекта в рамках межведомственного взаимодействия был задействован сетевой ресурс ГБУ «Центр информатизации образования Тверской области» и сети информационных центров, существующих в базовых школах региона. К назначенному времени участники мероприятий собирались в территориально ближайших информационных центрах. Трансляция вебинаров велась с площадки ГБУ «Центр информатизации образования Тверской области» в Твери. Участники вебинаров, собравшихся в информационных центрах, могли принять участие в работе вебинара в интерактивном режиме. Кроме того, любой желающий мог участвовать в вебинаре в режиме трансляции с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

В ходе вебинара модератор делал 30-40 минутное сообщение. Далее в течение 20-30 минут отвечал на вопросы участников. Параллельно велась видеозапись вебинара, которая в дальнейшем обрабатывалась техническим специалистом и вместе с опорным конспектом основного сообщения и иллюстративными материалами размещалась на сайте Ресурсного центра «Академия леса» в открытом доступе.

В настоящий момент ресурсный центр приобрел необходимое оборудование для самостоятельной организации и проведения вебинаров.

В 2017 году запланировано проведение вебинаров на собственной электронной площадке.

Для организации лабораторных практикумов и поддержки исследовательской деятельности школьников реализовывалась учебно-вахтовая дистанционная технология, предусматривающая выезд специалистов Ресурсного центра в школьные лесничества для проведения занятий с использованием сетевого ресурса – «Лаборатории на колесах» (микроавтобуса с современным исследовательским оборудованием). Технология организации работы «Лаборатории на колесах» прописана в отдельном документе.

Дополнительная общеобразовательная программа «Академия леса» содержит самостоятельный модуль «Лабораторный практикум», в задачи которого входит формирование следующих компетенций:

- владеть основами исследовательской деятельности: уметь выполнять практические и лабораторные работы, несложные эксперименты, выделять причинно-следственные связи; сравнивать, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким признакам; различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому; отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности (ПК-1);

- иметь представление о современных методах исследования лесных сообществ; уметь в полевых условиях определять типы лесных экосистем; выполнять измерения деревьев; определять и оценивать количественные и качественные характеристики лесных насаждений; определять стадии возрастного развития лесных насаждений, этапы сукцессионной динамики; владеть простейшими методами оценки состояния лесных сообществ (ПК-4).

Модуль «Лабораторный практикум» - самостоятельная, независимая обучающая единица, которая может быть реализована на любом этапе освоения дополнительной образовательной программы. Реализация данного модуля осуществляется на базе опорных школьных лесничеств, куда выезжает передвижная учебно-практическая лаборатория согласно графику ее курсирования.

Помимо учебных целей передвижная учебно-практическая лаборатория обеспечивает техническую поддержку исследовательских проектов школьников. Для приезда «Лаборатории на колесах» в школьное лесничество руководитель школьного лесничества делает предварительную (не позднее чем за месяц) заявку, указывая в ней предполагаемую тематику исследования.

Частью учебно-вахтовой дистанционной технологии является реализация факультативных образовательных модулей – экологических школ, которые проводятся на первый и второй годы обучения в летний и зимний периоды соответственно.

К участию в экошколе приглашаются исследовательские команды всех школьных лесничеств (в составе руководителя и 2-3 детей из набравших максимальные рейтинговые баллы обучающихся). Базами проведения экошкол выступают районные колледжи и сельские школы-интернаты, где возможно размещение и организация питания участников экошкол. Полигонами служат лесные массивы, расположенные в окрестностях баз (в Западно-Двинском и Старицком районах Тверской области).

В рамках работы экошколы ведущие преподаватели МГУ, других высших учебных заведений России, сотрудники научно-исследовательских институтов и заповедников, высококвалифицированные специалисты-практики проводят лекции углубленного уровня, мастер-классы, полевые экскурсии, организуют работу исследовательских групп по различной тематике.

Организация экошкол осуществляется сотрудниками Ресурсного центра «Академия леса» совместно с некоммерческим партнерством «Птицы и люди» в рамках государственно-частного партнерства с привлечением ресурсов разных организаций - партнеров проекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: