Критерии оценки вступительного дистанционного испытания




Часть I. Профильный модуль: тест (60 баллов).

Часть II. Мотивационный модуль. Структурированное интервью «Почему я хочу поступить на магистерскую программу «Нейропсихологическое сопровождение в образовании» по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование»? (максимальное количество баллов 40)

 

Оценка ответов абитуриента

 

№ п/п Содержание оценивания Критерии оценивания и количество баллов
  Мотивационное интервью «Почему я хочу поступить на магистерскую программу «Нейропсихологическое сопровождение в образовании» по направлению подготовки 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»?
№ п/п Критерии оценивания Баллы
  Содержательность и полнота ответа 0-1-2-3
  Свободное владение специальной терминологией 0-1-2-3
  Логичность, последовательность и грамотность изложения 0-1-2-3
  Наличие авторской позиции по вопросу 0-1-2-3
  Обоснована мотивация поступления именно на данный профиль подготовки 0-1-2-3
  Обоснована позиция автора и его отношение к профессиональной деятельности 0-1-2-3
  Обоснована связь обучения по магистерской программу с предшествующим обучением 0-1-2-3
  Понимание и определение планируемого результата собственного профессионального роста 0-1-2-3
  Макс. кол-во баллов  

 

  Направление научного исследования
№ п/п Критерии оценивания Баллы
  Мотивация к исследовательской деятельности 0-1-2-3
  Наличие авторской позиции в исследовательской деятельности 0-1-2-3
  Владение научной терминологией 0-1-2-3
  Логичность в изложении содержания и выводов исследовательской деятельности 0-1-2-3
  Макс. кол-во баллов  

 

     
  Исследовательская активность: участие в научных конференциях (должно подтверждаться тезисами/публикациями, социально-ориентированной деятельности студенческих олимпиадах (дипломы, именные стипендии (сертификат), выигранные гранты (сертификат/свидетельство о выигранном гранте), 4 балла
     
  Итого максимальное количество баллов – 40

 

Порядок вычисления итогового балла: итоговый балл начисляется путем суммирования полученных абитуриентом баллов за мотивационный и профильный модули. Максимальное количество баллов по двум модулям – 100

 

Баллы Критерии оценивания
88-100 Абитуриент логично излагает материал при ответе на вопрос. Дает полный, исчерпывающий ответ на вопрос. Ответ абитуриента грамотно оформлен. При ответе грамотно использована специальная терминология и категориальный аппарат. Абитуриент мотивирован на обучение по данной программе.
60-87 В ответе абитуриента представлены отдельные аспекты рассматриваемой проблемы. Абитуриент представляет ответ вне логического плана, но определяет логику ответа по просьбе экзаменатора. Абитуриент испытывает незначительные трудности при подборе терминов.
40-59 Абитуриентом не полностью раскрыта проблема, обнаруживаются пробелы в его знаниях. Абитуриент плохо владеет специальной терминологией. В ответе на вопрос абитуриент затрудняется в установлении логики изложения материала.
0-39 Абитуриент не способен раскрыть проблему, обнаруживаются серьезные пробелы в его знаниях. Абитуриент не владеет специальной терминологией. В ответе на вопрос абитуриент затрудняется в установлении логики изложения материала.

 

 

Содержание программы вступительного испытания

Программа состоит из 3-х частей: психологии развития и возрастной психологии, специальной психологии и педагогики.

Часть I. «Психология развития и возрастная психология»

1. Объект, предмет, задачи и принципы психологии развития и возрастной психологии

История развития и актуальные проблемы. Теоретические и прикладные задачи психологии развития и возрастной психологии. Структура современной возрастной психологии. Ее взаимосвязь с другими науками. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии: «онтогенез», «психическое развитие», «возраст», «возрастная периодизация». Методологические принципы исследований в психологии развития и возрастной психологии. Формы использования исследовательских методов: продольные (лонгитюдные) и поперечные (возрастные) срезы. Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

2. Основные зарубежные подходы в исследовании психического развития в онтогенезе.

Биологический подход: теория рекапитуляции С. Холла, теория созревания А. Газелла, теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Поведенческий подход: проблема психического развития в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), теории социального научения (А. Бандура, Р. Сирс). Когнитивно-генетический подход: концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Теоретическая и экспериментальная критика теории Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии.

3. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития.

Проблема специфики психического развития человека. Проблема возраста и периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского. Стабильные и критические возрасты, механизм их смены. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразование». Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С. Выготского. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Особенности обучения и развития в дидактических системах Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Проблема ведущей деятельности в отечественной психологии развития и возрастной психологии. Разработка Д.Б. Элькониным возрастной периодизации психического развития. Психологические основы теории учебной деятельности В.В. Давыдова.

4. Особенности психического развития в онтогенезе.

Роль органических и средовых факторов в развитии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Становление структурно-функциональной организации мозга и психики в онтогенезе. Генез психических функций. Соотношение развития и влияния среды. Связь формирования психических функций с созреванием мозга.

Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные новообразования в младенческом, раннем, дошкольном и школьном возрастах. Условия, факторы и движущие силы психического развития ребенка. Понятие сензитивных периодов развития ребенка. Закономерности психического развития, тип ведущей деятельности. Понятие возрастной периодизации. Критерии возрастной периодизации. Кризис новорожденности. Комплекс оживления. Период младенчества. Особенности развития познавательных функций. Период раннего детства. Кризис трех лет. Формирование образа - Я. Ведущий тип деятельности – игра. Период дошкольного детства. Кризис семи лет. Доминанта речевого развития. Развитие мелкой моторики руки — как основа развития мозговых структур, отвечающих за внимание, память. Формирование слухо-речевой памяти и качества слухо-речевой переработки информации. Игра как ведущий тип деятельности. Функции игры. Виды игры и их особенности. Основное содержание игры и ее смысл. Готовность ребенка к школе – психологическая, познавательная, мотивационная. Период младшего школьного возраста. Учение – ведущий тип деятельности. Мотивация учения. Самооценка и оценка. Школьная отметка как регулятор мотивации учения. Развитие познавательных процессов, проявление способностей, индивидуализация обучения и успеваемости. Подростковый период. Полоролевая идентификация. Эмоциональное общение со сверстниками – ведущий тип деятельности при сохранности мотивации учения. Кризис подросткового возраста. Ранняя юность. Профориентация, профессиональные предпочтения и профессиональное самоопределение. Кризис юности. Переход во взрослую жизнь.

Часть II. Специальная психология

1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии

История становления специальной психологии. Понятие среднестатистической и функциональной нормы развития. Условия для нормального развития ребёнка. Факторы риска недостаточности психофизического развития. Содержание основных параметров, направления и классификация видов психического ди-зонтогенеза. Категории детей с нарушениями в развитии. Принципы и методы специальной психологии.

2. Основные категории специальной психологии

Диагностика в специальной психологии. Учение Л.С. Выготского о компенсации. Общие вопросы теории и практики специальной психологии. «Первичные» и «вторичные» нарушения развития. Проблема компенсации в развитии ВПФ при разных вариантах органической патологии: перспективы и ограничения.

3. Психология лиц с интеллектуальными нарушениями

Основные понятия психологии лиц с умственной отсталостью как науки (олигофрения, сложная структура дефекта, зона ближайшего развития). Раннее развитие умственно отсталого ребенка. Особенности психических процессов: внимания, восприятия и представлений, памяти, мышления. Особенности поведения, эмоционального и личностного развития лиц с умственной отсталостью. Роль взрослого в психическом развитии ребенка с ранним органическим поражением ЦНС. Особенности психического развития умственно отсталых детей в учреждениях интернатного типа.

4. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Терминология, используемая для описания данной категории детей отечественными и зарубежными специалистами. Гармонический психофизический инфантилизм и дисгармонический инфантилизм. Классификация детей с ЗПР. ЗПР церебрально-органического генеза. Проблемы психолого-педагогической диагностики задержки психического развития. Особенности психического и социального развития детей с разными формами ЗПР. Основные тенденции в психическом и социальном развитии детей с ЗПР на протяжении дошкольного и школьного возраста.

5. Психология лиц с нарушениями слуха

Задачи и методы сурдопсихологии. Особенности познавательного развития детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. Особенности личностного развития лиц с нарушениями слуха. Психолого-педагогическое изучение лиц с нарушениями слуха. Методы изучения познавательной деятельности (восприятия, мышления, памяти, внимания). Выявление особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка.

6. Психология лиц с нарушениями зрения

Изучение истории развития ребенка с нарушениями зрения. Методики обследования уровней развития восприятия, представлений об окружающем, мышления, продуктивных видов деятельности, эмоционального реагирования, волевых усилий, межличностных отношений и социального поведения.

7. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

Этиология и патогенез детского церебрального паралича. Характеристика двигательных нарушений при ДЦП и состояниях, сходных с ним. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения

Часть III. Специальная педагогика

1. Коррекционная педагогика как наука об изучении, обучении и воспитании лиц с различными отклонениями в развитии

Определение предмета, методов и задач разных отраслей коррекционной педагогики. Выявление связей между разными отраслями коррекционной педагогики и их связь с педагогикой. Формирование представлений об основных категориях аномальных детей и о системе специальной помощи (содержании и формах) аномальным детям. Основные категории аномальных детей. Сложность структуры аномального развития. Закономерности и особенности воспитания и обучения различных категорий аномальных детей. Понятие о реабилитации и коррекции дефекта. Коррекционно-развивающий характер воспитания и обучения аномальных детей.

 

2. Педагогические технологии обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

Олигофренопедагогика в аспекте исторического развития. Значение научного наследия Л.С.Выготского в развитии олигофренопедагогики. Современное состояние коррекционно-педагогической помощи умственно отсталым лицам в нашей стране. Особенности работы с родителями, имеющими ребенка с отставанием в умственном развитии. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения. Социальная адаптация подростков и взрослых с нарушением интеллектуального развития.

3. Педагогические технологии обучения и воспитания детей с задержками психического развития

Современное состояние коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития в нашей стране. Организация, содержание и методы коррекционной помощи детям с задержкой психического развития. Социально-личностное развитие ребенка с задержкой психического развития в процессе коррекционно-педагогической работы. Особенности работы с родителями, имеющими ребенка с задержкой психического развития, эмоционально-личностными отклонениями и особенностями социального поведения.

4. Педагогические технологии обучения и воспитания лиц с детским церебральным параличом

Система помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Характеристика задач, основных направлений работы специальных учреждений для детей с церебральным параличом (учреждения социального обеспечения, здравоохранения, образования). Содержание, методы и приемы физического, интеллектуального, речевого, личностного развития лиц с церебральным параличом. Социальная реабилитация и адаптация лиц с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работа с семьей.

5. Педагогические технологии обучения и воспитания лиц с нарушениями речи

Классификация речевых нарушений. Недостатки звуковой стороны речи: нарушения или несформированность звукопроизношения (физиологические несовершенства, функциональные и механические дислапии), недостатки голоса (афония, дисфония, фонастения, ринофония); нарушения звукопроизношения и голоса (ринолалия), нарушение всей звуковой стороны речи (дизартрия), нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия, заикание, запинки). Недостатки слово - и фразообразования: задержка речевого развития, алалия, афазия. Недостатки чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Влияние речевых нарушений на формирование личности человека. Речь и мышление. Коммуникативная функция речи. Речь и деятельность. Психологические особенности лиц с нарушенной речью. Структура дефекта при речевой патологии.

6. Педагогические технологии обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха

Предмет и задачи сурдопедагогики. Задачи, принципы, методы воспитания и обучения лиц с нарушениями слуха. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения.

7. Педагогические технологии обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения

Принципы, задачи и методы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Содержание лечебно-восстановительной и коррекционнопедагогической работы. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения.

Мотивационное интервью

Примерные темы интервью:

1. Связь программы магистратуры с предшествующим образованием.

2. Проблематика в рамках обучения детей, имеющих трудности в обучении, которая Вас интересует больше всего.

3. Тематика, связанная с предполагаемым (реальным) местом работы. С какими трудностями в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Вам придется сталкиваться в Вашей работе?

4. Охарактеризуйте профессионально-важные качества специалиста для работы с детьми, имеющими трудности в обучении?

5. В чем Вы видите основную миссию профессиональной деятельности по выбранному направлению?

6. Есть ли у Вас какие-либо предпочтения (пожелания, планы) в выборе тематики исследовательской работы?

7. Какие Вы видите трудности, ограничения в осуществлении Вашей профессиональной деятельности.

8. В чем для Вас смысл обучения по выбранной программе и предполагаемой будущей работы с детьми, имеющими трудности в обучении

 

Перечень литературы и информационных источников для подготовки к вступительным испытаниям

Основная:

1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: учеб. пос. / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2014. - 306 с.

2. Зейгарник, Б.В. Патопсихология: основы клинической диагностики и практики: [учебное пособие] / Б.В. Зейгарник. Междунар. образоват. проект Психология без границ.2-е изд.,перераб. и доп. - Москва: Эксмо, 2009.- 364 с.

3. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Г. И. Колесникова – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 – 250 с.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1973 – 1-е изд.; 2001.

5. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы // Авт.-сост. Е.Ю. Балашова, М.С. Ковязина. – М.: Генезис, 2010.

6. Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Флинта: НОУ ВПО "МПСИ", 2014. - 376 с.

7. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями /Под ред. проф. Б.П. Пузанова – М.: Владос, 2011.

8. Олигофренопедагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Л. М. Шипицына и др.]; под ред. Л. М. Шипицыной – Москва: Академия, 2011 – 334 с.

9. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2008.

10. Поливара, З. В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учеб. пособие / З. В. Поливара. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 140 с./

11. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья [Электронный ресурс]: учеб. пособие /Е.М. Старобина, Е.О. Гордиеская, И.Е. Кузьмина. – М.: ФОРУМ:ИНФРА – М, 2013. – 352 с.

12. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 400 с.

13. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / [Ассоц. дет.психиатров и психологов; [В.В. Абраменкова, к. психол. н. и др.]; Под ред. С.Ю. Циркина.-2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Питер, 2004.- 895 с.

14. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей, М., 2002

 

Дополнительная литература:

1. Елецкая О. В. Тараканова А. А. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития: учебно-методическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 160 с.

2. Основы формирования здоровья детей: учебник / Р. Р. Кильдиярова, В. И. Макарова, Ю. Ф. Лобанов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 328 с.

3. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сфере: Учебное пособие / Под ред. И.А. Липского - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012.

4. Черкасова А. В. Особенности дифференциальной диагностики расстройств мышления на примерах клинической практики: Учебно-методическое пособие / Черкасова А.В., Яничев Д.П. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 144 с.

5. Шматко, Н.Д., Пелымская, Т.В. Если малыш не слышит. – М.: Просвещение, 2013 – 213 с.

 

 


 

Лист согласования программы вступительных испытаний

 

Разработчики программы:

зав.каф.психологии и педагогики специального образования А.И. Ахметзянова

доцент каф.психологии и педагогики специального образования Т.В. Артемьева



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: