Вопросы для обсуждения
1. Цель, задачи и условия проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.
2. Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках: этапы и инструменты.
3. Результаты оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках и их практическое использование.
Понятия:
Взаимозаменяемые товары, релевантный рынок, рыночная концентрация, товар, товарный рынок, хозяйствующие субъекты, уровень концентрации.
Темы докладов
1. Виды барьеров доступа на рынок и их оценка.
2. Особенности поведения хозяйствующих субъектов на рынках с различным уровнем развития конкуренции.
Литература
1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
3. Распоряжение Правительства РФ от 19.05.2009 №691-р «Программа развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 годы» // СПС «Консультант Плюс».
4. Приказ ФАС от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» // СПС «Консультант Плюс».
5. Белокрылова О. С., Бережной И. В., Вольчик В. В. Эволюция институциональных ограничений конкуренции в переходной экономике. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003.
6. Доклад о состоянии конкуренции и социально-экономических последствиях реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации в 2009 году. URL: https://www.economy.gov.ru.
7. Князева И.В. Изменение формы и характера конкуренции на инновационных рынках и мер антимонопольного регулирования // Инновации. 2009. №11.
8. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учебное пособие. М.: Омега-Л, 2006.
9. Мальцева О.В. Управление барьерами входа на рынок как инструмент государственного стимулирования конкуренции // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. №3.
10. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К. Ю. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. М.: Научный эксперт, 2008.
Задания для самостоятельной работы
Самостоятельная работа к теме 1. Антимонопольное регулирование как элемент государственного регулирования хозяйственных взаимоотношений
1. Представьте характеристику основных подходов, определяющих содержание категории «конкуренция». Перечислите основные условия функционирования конкуренции и прокомментируйте их.
2. Охарактеризуйте монополию, систематизируйте виды монополий и приведите примеры каждого вида.
3. Систематизируйте факторы, усиливающие конкурентное или монопольное поведение на товарном рынке, и обозначьте общие принципы поведения фирмы на монопольном и конкурентном рынках.
4. Назовите специфические черты, характеризующие преимущества и издержки конкуренции и монополии для общества, потребителей и субъектов рынка.
5. Дайте определение понятиям: картель, конкурентная политика, конкуренция, многоотраслевой концерн, монополия, монополистическая деятельность, синдикат, трест.
Самостоятельная работа к теме 2. Рынок товаров (услуг) как сфера реализации антимонопольной политики государства
1. Дайте определение экономической концентрации и охарактеризуйте количественные и качественные признаки экономической концентрации.
2. Составьте систему показателей, оценивающих экономическую концентрацию рынка, и охарактеризуйте их.
3. Дайте характеристику потенциальной конкуренции и поясните содержательную сущность барьеров входа на рынок.
Тесты
1. Антимонопольное регулирование – это комплекс антимоно- польных мер и механизмов их реализации (методов, средств и институтов) с целью:
1) обеспечения условий для развития рыночной конкуренции и ограничения монополистической деятельности;
2) комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации
(методов, средств и институтов) с целью борьбы с картелями
и монополиями;
3) комплекс антимонопольных мер и механизмов их реализации
с целью содействия развитию рыночных структур.
2. Становление и развитие антимонопольного законодательства и практики антимонопольного регулирования связано с принятием закона:
1) Клейтона;
2) Робинсона-Патмэна;
3) Шермана.
3. К целям антимонопольной политики не относят:
1) создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов;
2) предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти в функционирование рынков;
3) определение (установление) и применение цен (тарифов) субъектов естественных монополий.
4. Федеральный закон «О защите конкуренции» соответствует нормам:
1) американского законодательства;
2) европейского законодательства;
3) японского законодательства.
5. К основным направлениям государственной антимонопольной политики не относят:
1) предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) контроль размещения заказов на поставку товаров,
работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
3) регулирование деятельности инновационных предприятий.
6. К целям проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках не относят:
1) определение доминирующего положения;
2) включение в реестр хозяйствующих субъектов с долей рынка более 35%;
3) определение уровня благосостояния общества.
7. Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является:
1) объем выручки;
2) объем производства;
3) объем продаж.
8. Временной интервал исследования товарного рынка не должен быть менее:
1) 1 года;
2) 6 месяцев;
3) 2 лет.
9. Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром требуется:
1) более года;
2) более 6 месяцев;
3) менее 2 лет.
10. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма:
1) долей на товарном рынке, выраженных в процентах, всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;
2) квадратов долей на товарном рынке, выраженных в процентах, крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;
3) квадратов долей на товарном рынке, выраженных в процентах, всех хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.