Анализ результатов исследования




 

Результаты экспериментов оформлены графически: вначале начерчены четыре концентрические окружности, после чего их необходимо разделить диаметром пополам. Справа располагаются мальчики (треугольники), слева – девочки (кружки). Размещение детей на социограмме соответствует числу полученных ими выборов. Так, в централь­ной окружности будут расположены дети, которые получили 5 и больше выборов – 1 статусная группа, второй круг – 2 статусная группа – 3-4 выбора; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора. Далее, соединяя линиями выбора детей, можно увидеть характер связей, после этого осуществляется подсчет выборов, которые получены каж­дым ребенком, и после чего находим взаимные выборы:

 


Рисунок 2.1 Карта групповой дифференциации

- девочки выбор

 

 
 


- мальчики взаимный выбор

 

Следующим этапом работы является определение диагностических показателей социо­метрического исследования, а также их интерпретация. Статус ребенка при этом определяется числом выборов, которые он получил; 1 и 2 статусные группы - благоприятные. Исходя из этого, можно узнать, благоприятность статуса каждого ребенка в группе.

В результате подсчетов статусные категории каждого подростка:

- лидеры – 7 человек.

- предпочитаемые – 7 человек.

- пренебрегаемые – 7 человек.

- отверженные – 4 человек.

Исходя из полученных данных сделан вывод: более 14 подростков, а это составляет более 50%, имеют благоприятный статус, т.е относятся к первой и второй статусным группам, а 11 испытуемых (44%) принадлежат к третьей и четвертой статусным группам.

Методика Т.Дембо-С.Рубинштейна для определения уровня самооценки подростков предполагается составление сводной таблицы данных:

 


 

Таблица 2.1

Сводная таблица данных

Поряд­ ковый № Качества личности Сред­- ний балл Уро- вень
Добро-та Чест­ность Сообра­зитель­ность Трудо- любие Щед-рость Любо- знатель- ность Общитель- ность
  4,5 4.5     4,5 3,7   4,6 В
    3,5 2.3   3.5 0,5 4.3 3,3 С
  2,5     2.3 1,3   3,5 2,5 Н
  3.5       2.5   4.5 3,5 С
  3.5 4,2 2,5 4,5 4.3   4,7 4,1 В
  4.5   2,6 4,5 4.5     4.3 В
  3.5       2,5 3,2   3,6 С
                3.8 С
      2,5 2,6 1,5   2,4 2.4 Н
  2.5           3.5 2.5 Н
    2.5 2,5   2.5     3.2 С
  4,5   2,5   4.5 4.5   4.1 В
  3.5 4.5       4.5   4.5 В
    3.5 2.5 4.5 4.5 3.5 4.5   С
  3.5     4.5 4.5   4.5 3.7 С
  3,5 4,6   4.5 2.6 3,5   4,1 В
  3.5 2.5 2.5 4.5 4.5   3.5 3.7 С
  3.5   2.7 4.5       4.1 В
  4.5 2.3     4.5     3.9 С
    2.5     4.5     3,1 С
  3.5   3.5 4.5 4.5       В
  3.5 2.5     2.5     3.4 С
      2,5 3.5 2.5 4.5   3.7 С
  3.5 2.5     4.5 4.5 2.5 3.5 С
    2.5   4.5   3.5   3.8 С

 

В результате исследования по методики Т.Дембо-С.Рубинштейна, было установлено, что в данной группе учащихся дети имеют различный уровень самооценки:

- 9 учащихся, что составляет 36%, - высокий уровень самооценки;

-13 учащихся (52%) – средний уровень самооценки;

-3 учащихся(12%) имеют низкий уровень самооценки.

Сопоставляя статус каждого ребенка из группы с его уровнем самооценки, мы получаем следующие результаты:

- из общего количества детей статуса «лидеры» 71% обладают высоким уровнем самооценки и 29% - средним уровенем самооценки;

- из детей, которые находились в статусе «предпочитаемые» 57% обладают высоким уровнем самооценки и 43% - средним уровнем самооценки;

- из всех детей третей статусной категории «пренебрегаемые» 100% обладают средним уровнем самооценки;

- из детей, которые находились в четвертой статусной категории «отверженные» 25% обладают средним уровнем самооценки и 75% имеют низкий уровень самооценки.

Таким образом, в результате проведённого исследования связи самооценки подростка с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.

 

Выводы по 2 главе

 

Важной стороной самосознания личности и показателем высокого уровня его развития является формирование личностной самооценки, отражающей особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.

У подростков необходимо сформировать обобщенный положительный образ «Я», который послужит основой для саморегуляции его поведения и деятельности, который актуализирует его активность, поможет лучше реализовать свои возможности. Данные многих исследований свидетельствуют о том, что плохая успеваемость детей, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом объясняются отрицательным отношением ребенка к себе, заниженной самооценкой. Высокий уровень притязаний и самооценки должен стать стимулом к проявлению подростком инициативы, самостоятельности, а также даст возможность сохранить веру в себя, свои силы и способности при неудаче.

 

 

Заключение

 

 

В результате изучения данной темы. Были сделаны следующие выводы:

-Личность в социологии рассматривается как носитель определенных общественных отношений, при этом неизбежно рассмотрение личности человека в рамках его принадлежности к определенной социальной группе.

- Особенностью социально-психологического подхода к изучению личности является то, что в данном случае личность рассматривается с двух сторон: социальной и психологической. Социальная психология рассматривает личность с точки зрения субъект-объектного подхода.

- Исследование проблем личности в социальной психологии необходимо проводить исследуя социально-психологические качества конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп.

Гипотеза эмпирического исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.

Таким образом, в результате проведённого исследования связи самооценки подростка с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.

 

 

Список использованной литературы

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. - М., 2004

2. АбульхановаК.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) // Избр. психол. труды. - М., Воронеж, 2006

3. Битянова М.Р. Социальная психология/ Учебное пособие – М.: Знание 2006

4. Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости-М.: 2008

5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 2009.

6. Кулагина И., Колюцкий В. Возрастная психология. М.: Тц Сфера, 2009

7. СтолинВ.В.Самосознание личности. - М., 2005

8. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 2007

9. Овчинникова Ю.Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности // Мир психологии: научно-методический журнал. – № 2 (38). – М; Воронеж: Московский психолого-социальный институт РАО, 2008

10. Страхов В.И. Внимание в социально-личностном контексте // Вопросы социальной психологии личности. Вып. 2. – Саратов, 2007

11. Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности. – М., 2007

12. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М.,2008.

13. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 2005

 


Приложение 1

Список детей 8 «А» класса

1. Артем Б. 2. Григорий Б.

3. Светлана В. 4. Егор Д.

5. Елена Д. 6. Ольга Е.

7. Юлия Ж. 8. Татьяна З.

9. Игорь И. 10. Любовь К.

11. Дмитрий К. 12. Жанна Л.

13. Денис Л. 14. Марина М.

15. Александр Н. 16. Владимир О.

17. Мария П. 18. Андрей П.

19. Александр Р. 20. Юрий С.

21. Юлия С. 22. Светлана Т.

23. Екатерина Т. 24. Андрей Ч.

25. Юлия Ч.

 

 

Приложение 2

Опросный лист №1

Инструкция: Выбери из вашего класса трёх учеников в порядке твоего предпочтения и укажи их фамилии в прямоугольниках, расположенных после задания.Через тире укажи номер причины, по которой ты делаешь свой выбор (на другой стороне опросного листа написаны 14 причин). Напиши внизу листа свою фамилию и имя.

1. Напиши 3 фамилии учеников из Вашего класса (мальчика или девочку) с кем бы Ты больше всего хотел дружить и заниматься интересным делом.

 
 

 

 


2. Напиши через запятую фамилии тех, кто тебе больше всего ненравится в твоем классе.

 
 

 

 

Дата заполнения ________________

Класс__________

Имя ___________________________

Отвечать нужно искренне и точно. Гарантируем неразглашение ваших ответов.

 


Приложение 3

Опросный лист № 2

Доброта Честность Сообразительность Трудолюбие Щедрость Любознательность Общительность

 

Дата заполнения ________________

Класс__________________________

Имя ______________________________________

 


[1] Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 2005

[2] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. - М., 2004. С.154

[3] СтолинВ.В.Самосознание личности. - М., 2005.С.154

[4] АбульхановаК.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) // Избр. психол. труды. - М., Воронеж, 2006. С.312

 

[5]

[6] Страхов В.И. Внимание в социально-личностном контексте // Вопросы социальной психологии личности. Вып. 2. – Саратов, 2007

[7] Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности. – М., 2007

[8] Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М.,2008.С 143

[9] Битянова М.Р. Социальная психология/ Учебное пособие – М.: Знание 2006



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: