Кафедра экономики и управления на предприятии
нефтяной и газовой промышленности
МЕТОДЫЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ: БКГ-АНАЛИЗ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономический анализ и управление производством»
Студент гр. МТП-21-16-01 М.Т. Минхайрова
(подпись, дата)
Руководитель канд. экон. наук, доц. О.А. Александрова
(подпись, дата)
Оценка при защите
________________
________________
(подпись)
«__»________20__г.
Уфа
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Теоретическое обоснование анализа.. 3
1.1 Анализ Бостонский консалтинговый группы.. 3
1.2 Общий вид матрицы Бостонской консалтинговой группы.. 6
1.3 Основные квадранты модели Бостонской консалтинговой группы.. 8
1.4 Расширенный вид матрицы Бостонской консалтинговой группы.. 10
1.5 Траектории развития согласно матрице Бостонской консалтинговой группы 10
1.6 Маркетинговые стратегии развития по матрице Бостонской консалтинговой группы.. 12
1.7 Преимущества и недостатки анализа Бостонской консалтинговой группы 13
2 Практическое обоснование анализа Бостонской консалтинговой группы.. 15
Библиографичекий список. 17
Приложение А.. 18
Теоретическое обоснование анализа
Анализ Бостонский консалтинговый группы
Под анализом (греч. слово «ἀνάλυσις» - разложение, расчленение) подразумевают расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренние присущие данному объекту составляющие. При этом экономический анализ (как одна из разновидностей анализа в общем) – это систематическая совокупность аналитических процедур, имеющих целью получение заключений, выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторых (определенных) объектов, предметов, явлений или процессов [1].
Для наглядного отображения результатов анализа часто используют двухмерный график, оси которого соответствуют выбранным критериям. По каждой из осей график делится на несколько зон. В зависимости от того, в какую зону попадает ситуация, к ней применяют определенную стратегию. Такие графики, разбитые на несколько зон, называют матрицами. Границы зон в матрице играют роль критериальных ограничений, т.е. значений критерия в оптимизационной задаче, которые приемлемы для лица, принимающего решение. Объекты с худшим значением исследуемого критерия отбрасываются, с лучшим – остаются для дальнейшего рассмотрения. В общем случае критериальные ограничения могут применяться при использовании более двух критериев. Однако в этом случае утрачивается возможность наглядного отображения процедуры многокритериального отбора при помощи матрицы. Для отображения динамической ситуации используют трехмерные матрицы, демонстрирующие изменение показателей во времени [2].
Модели предназначены для разработки стратегий в условиях растущего рынка. При рассмотрении расхождения между реальным и планируемым развитием предприятия, возникает необходимость корректировки целей, или поиска новых стратегических путей, зависящих как от ресурсов предприятия, так и готовности к риску.
Первой моделью корпоративного стратегического планирования принято считать так называемую модель БКГ (Boston Consulting Group сокращенно - BCG), иногда модель "роста-доли". Эта модель представляет из себя своеобразное отображение позиций конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве, определяемом двумя координатными осями, одна из которых используется для измерения темпов роста рынка соответствующего продукта, а другая - для измерения относительной доли продукции организации на рынке рассматриваемого продукта.
Данная модель является многомерной (матричной) и предназначена для моделирования ситуаций на основании построения и анализа многомерных матриц, моделей поведения. Использование многомерного (матричного) метода позволяет определить позицию предприятия на рынке, отражающую комбинацию сложившейся рыночной ситуации и собственных возможностей [3].
Модель БКГ, разработанная в 1960-х гг., является заключением исследовательской работы, проведенной специалистами компании. В процессе изучения различных организаций, производящих 24 основных вида продуктов в семи отраслях промышленности (электроэнергетике, потребительских товаров длительного пользования, потребительских товаров недлительного пользования, производстве пластмасс, производстве бензина, промышленности цветных металлов, производстве электрооборудования), была установлена эмпирическая зависимость, свидетельствующая о том, что при удвоении объема производства переменные издержки на производство единицы продукции уменьшаются на 10-30 % [4]. Исследования показали, что такая зависимость имеет место практически на любом рыночном сегменте. Эти факты и стали основанием для вывода, что снижение переменных издержек производства является одним из основных факторов делового успеха и предопределяет конкурентные преимущества одной организации перед другой.
Используя анализ БКГ, предприятие может определить такие существенные факторы как: ведущее подразделение на рынке по сравнению с конкурентами; динамика рынков (развитие; стабилизация или сокращение).
Модель обладает набором стратегических решений, позволяющие достичь основные коммерческие цели фирмы, как рост нормы и массы прибыли, который ограничивается следующими вариантами:
- повышение доли бизнеса фирмы на рынке (увеличение сегмента рынка, удерживаемого фирмой);
- борьба за сохранение доли бизнеса фирмы на рынке(сохранение величины сегмента рынка, удерживаемого фирмой);
- максимальное использование положения бизнеса фирмы на рынке (максимальная обработка сегмента);
- освобождение от данного вида бизнеса (уход с данного сегмента рынка).
В основе Бостонской модели положен жизненный цикл товара. В модели используются две переменные: относительная доля рынка (отношение между собственной абсолютной долей рынка и общей величиной рынка) и темп роста. Основное внимание в модели BCG сосредоточивается на потоке финансовых средств фирмы (в англоязычной литературе - Cash Flow), который либо направляется на проведение операций в отдельно взятой бизнес-области, либо возникает в результате таких операций. Теоретическая база модели основывается, прежде всего, на концепции жизненного цикла товара (ЖЦТ) и вытекающей из нее концепции кривой опыта. Из всех рассмотренных концепций, наибольшее практическое значение получила модель "Относительный темп роста рынка - относительная рыночная доля". В рамках модели считается, что уровень дохода или расхода финансовых средств находится в тесной функциональной зависимости от темпов роста рынка и относительной доли фирмы на этом рынке. Темпы роста бизнеса фирмы определяют темп, в котором она будет использовать финансовые средства [2]. При этом с ростом доли рынка в результате действия эффектов масштаба и опыта увеличиваются прибыль и капиталы, т.е. наблюдаются явления снижения себестоимости продукции за счет больших объемов производства и накопления опыта в процессе производства.