Удивительный мир аксаковской природы




Рогожина Людмила Дмитриевна

МБУК г.о. Самара СМИБС библиотека № 18

Главный библиотекарь

ЭССЕ

Удивительный мир аксаковской природы


 

Осень властно вступила в свои права и захандрила. За окном какой уж день льет, не переставая, дождь, барабаня своими тяжелыми каплями в заплаканные окна. Тоскливо… Дождь будто бы похитил солнце, отменил прогулки по осенним аллеям и стер своими мокрыми косыми штрихами все осеннее великолепие природы. Обидно...

В доме царит полумрак, который словно усиливается от невозможности выйти за порог дома. Рука скользит по книжным корешкам и наугад вынимает один из томов. Не глядя на название, раскрываем книгу, - все равно ведь она не излечит от дождливой хандры.

«Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом, вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе»[1].

- Мысль интересна, а что же дальше? – пальцы начинают перелистывать страницы.

«Все хорошо в природе, но вода – краса всей природы». Через несколько страниц «Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом»[2].

- Особенно если она с неба уж который день без продыху льет, - невольно проскальзывает мысль.

Однако прочитанное уже задело сердце и вместо возврата на полку книге суждено быть до конца прочитанной. И в ее сюжетной линии, среди жизнеописаний главного героя стелется извилистая, но увлекательная дорожка в мир природы.

По мере продвижения по ней, словно воочию видим, как огненным зигзагом пронзает наэлектризованный воздух молния, либо же с ворчанием и уханьем вступает в разговор гром, или облака, словно распушённая ветром вата, строят особые воздушные замки.

А тут еще пчелы, муравьи и в особенности бабочки со своим необычным превращением из «яичек в червячка, из червячка в хризалиду и, наконец, из хризалиды в красивую бабочку»[3] увлекают в пока еще неразгаданный мир, отличный от человеческой жизни.

Или же на ночном небе рассыпаны звездочки-огоньки, а воздух той ночью пропитан «благовонием засыхающих степных трав», в овраге речка журчит и все это создает необычную атмосферу умиротворенно-восхитительной причастности к миру природы. А тут еще луна отражает свой загадочно-желтый лик в водной глади реки. Река эта полноводна, величава, не слишком быстра, не широка, но с непередаваемой красотою.

А затем тропинка проводит нас около толстых, как бревна, черемух, густо покрытых уже потемневшими и блестящими ягодами. Невдалеке от черемух на рябинах и калине горят красные плоды. Кусты черной смородины в воздухе распространяют свой терпкий ароматный запах. А колючие, гибкие и цепкие стебли ежевики обвиваются около всего, что они могли достать.

Особый восторг охватывает, когда выводит нас тропинка к родникам. Отдельные из них очень сильны и вырываются прямо из середины горы, иные же бьют и кипят у ее подножья. Иногда вода быстро-быстро бежит по мелким камешкам, гладко полируя их. Все эти родники стекают в величавый пруд. Прозрачная и удивительно чистая вода, которая местами может быть очень глубокой, позволяет через свою толщу увидеть песчаное дно. А если посмотреть немного наискосок, то можно видеть, что в водке как в зеркале отражаются зеленые береговые травы.

Если же выпадает такое утро, когда местность окутывает туман, то словно легкий пар поднимается от юрких ручейков и заволакивает все почти осязаемым кисейным полотном, делая из деревьев манящих и одновременно пугающих призраков. Но солнца луч своей меткой стрелой пронзает седой туман и вмиг рассеивает его.

Удивительно, но наша литературная тропинка сводила нас к реке, родникам и озеру; показала нам величавость деревьев и отдельных растений; благодаря ей мы понаблюдали за звездным небом и туманным утром; она же подвела нас к удивительным превращениям насекомых и позволила проникнуть в некоторые тайны их жизни.

А в какой поэтический лес она нас завела! Ведь это же особый мир, где шелест листьев удивительным образом сочетается с успокоительной внутренней тишиной. Воздух освежает, а таинственный лесной мрак манит к себе чем-то неизведанным и первозданным. В то же время лес – это дом различных птиц и зверей, каждый их которых достоин особого созерцания.

Но вот наша дорожка-проводник «добежала» до последней книжной страницы, завершив чудесное путешествие в природу. Память еще выхватывает отдельные картинки прочитанного и словно мягким светом заходящего солнца освещает наиболее красивые и трогательные моменты.

Однако, хоть и с большим сожалением, книгу приходится закрыть. «Сергей Тимофеевич Аксаков. Избранные произведения». То есть это был небольшой сборник, в который вошли отрывки из «Записок об уженье рыбы», «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» и повесть «Детские годы Багрова-внука».

В памяти неожиданно всплывают строки из произведения другого талантливого писателя – «Ни дня без строчки Юрия Олеши, где отражается в числе других жизненных ситуаций и случай знакомства автора с одной из книг Шеллера-Михайлова. В книге описывались обычные жизненные склоки. Произведение было написано бойко, однако в нем не была ни магии, ни очарования. И вдруг, после того, как Ю. Олеша перешел к одной из очередных страниц, то он буквально почувствовал, «как строчки тают перед моими глазами, как исчезает страница, исчезает книга, исчезает комната, и я вижу только то, что изображает автор. Я почти сам сижу на скамейке, под дождем и падающими листьями, как сидит тот, о ком говорит автор, и сам вижу, как идет ко мне грустная-грустная женщина, как видит ее тот, сидящий у автора на скамейке…»[4].

Такая метаморфоза текста вскоре разъяснилась. Книга Шеллера-Михайлова по ошибке была сброшюрована с несколькими страницами романа Ф.М. Достоевского «Идиот».

Ю. Олеша заключает, что именно в вероятности такого мысленного «проникновения» в полотно художественного произведения и заключается разница между рядовым и великим писателем.

И когда читаешь произведения С.Т. Аксакова, то такое проникновение в его мир природа происходит всегда, помимо нашей воли, что делает талант писателя бесспорным.

А за окном все та же осень и бесконечный дождь, барабанящий своими тяжелыми каплями в заплаканные окна. Как хорошо… Спасибо тебе, дождь! Благодаря тебе был раскрыт восхитительный мир природы С.Т. Аксакова. И все вокруг стало совсем другим, - светлым и притягательным!

 

Список использованной литературы

 

1. Аксаков, С.Т. Детские годы Багрова-внука / С.Т. Аксаков. – М.: Дет. лит. 1990. – 318 с.

2. Аксаков, С.Т. Записки об уженье рыбы // Аксаков С.Т. Собрание. сочинений: В 4 т. - Т. 4. - М., 1956. – 412 с.

3. Аксаков, С.Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии / С.Т. Аксаков. М.: Правда, 1987. – 342 с.

4. Олеша,Ю.К. Ни дня без строчки: Из записных книжек / Ю.К. Олеша. – М.: Сов. Россия, 1985. – 304 с.

 

 


[1] Аксаков С.Т. Записки об уженье рыбы // Аксаков С.Т. Собрание. сочинений: В 4 т. Т. 4. М., 1956. С. 11.

[2] Аксаков С.Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. М.: Правда 1987. С. 65.

[3] Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. М., 1990. С. 31.

[4] Олеша Ю.К. Ни дня без строчки: Из записных книжек. М., 1985. C. 217.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: