Ветряная оспа. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными
Ветряная оспа –острая инфекционная болезнь, протекающая с повышением температуры тела, появлением на коже и слизистых оболочках характерной сыпи. Чаще болеют дети в возрасте до 10 лет. После болезни образуется стойкий иммунитет.
Этиология. Возбудитель – малоустойчивый во внешней среде вирус, гибнет вне организма через несколько часов. Источник инфекции – больной человек. Заражение происходит воздушно-капельным путем. Больной ребенок опасен для окружающих уже за 1–2 дня до видимых проявлений болезни и до 5-го дня с момента возникновения последних элементов сыпи. Наиболее опасны больные в первые 5 дней болезни. Восприимчивость к ветряной оспе у детей высокая, повторные заболевания встречаются редко.
Симптомы. Инкубационный период составляет 10–21 дней. Болезнь начинается с повышения температуры тела до 38–39° С и общего недомогания. В 1 день (до t° С) на коже – сыпь в виде розовых узелков, превращаются в пузырьки с прозрачным содержимым; через 1–2 дня пузырьки подсыхают, покрываются корочками; на теле больного одновременно наблюдаются все стадии развития сыпи (узелки, пузырьки и корочки). Сыпь локализуется преимущественно на лице, волосистой части головы, появляется на туловище и конечностях. Высыпания – с интервалами в 1–2 дня (полиморфная сыпь); каждое новое высыпание сопровождается повышением температуры, а заканчивается ее снижением до нормы; сыпь сопровождается зудом, жжением и болезненностью. Локализация сыпи: голова, туловище, конечности, слизистая оболочка глаз, ротовой полости. Болезнь продолжается от 2 до 4 недель.
Осложнения встречаются редко, у ослабленных детей возможно присоединение вторичной микробной инфекции с развитием пневмонии, отита, стоматита, абсцесса, флегмоны, рожи.
Уход за больными детьми: детей с тяжелой формой болезни госпитализируют в инфекционную больницу; постельный режим на период лихорадки; уход за кожей (смазывание 1% спиртовым раствором бриллиантового зеленого), ротовой полостью (полоскание раствором фурацилина); жаропонижающие; полноценная диета, пища – в жидком или полужидком виде; витаминотерапия; при осложнениях – антибиотики по назначению врача.
Профилактика: больные дети подлежат изоляции, прекращающейся через 5 дней после последнего высыпания; для профилактики присоединения вторичной бактериальной инфекции ногти коротко стригут и поддерживают чистоту рук; дети, бывшие в контакте с больным, не должны общаться с детским коллективом с 11-го по 21-й день с момента контакта. Таким детям рекомендуется серопрофилактика гамма-глобулином. После изоляции больного помещение проветривают. В связи с низкой устойчивостью возбудителя болезни иные виды дезинфекции нецелесообразны
Плоскостопие, причины, симптомы и меры предупреждения
Большое внимание на формирование осанки ребенка оказывает состояние его стоп. Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок.
При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до трех–четырех лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы невозможно.
Причинами развивающегося плоскостопия могут быть:
1) рахит, общая слабость, нарушение тонуса определенных групп мышц ног, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка;
2) плоскостопие особенно легко развивается, если дети преждевременно (до 10–12 месяцев) начинают много стоять и передвигаться, особенно в мягкой обуви без супинатора и каблука;
3) вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по гладкой твердой поверхности (полу, асфальту);
4) деформация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелит) и травм мышц, связок и костей ног.
При плоскостопии :
· нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляются боли в ногах, а иногда и судороги;
· стопа становится потливой, холодной, синюшной;
· боли могут возникнуть и в икроножных мышцах, в коленных суставах, а также в поясничной области;
· уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки;
· дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая;
· у детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы, смягчающей толчки;
· при плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука;
· к концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, становятся тесными, начинают давить на пальцы. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и как бы удлиняется.
Плоскостопие редко бывает врожденным.
В целях предупреждения плоскостопия необходимо:
Ø чтобы детская обувь не была тесной. Она должна плотно облегать ногу, иметь жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм;
Ø не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой;
Ø не следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как частый перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует развитию плоскостопия;
Ø хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька). При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.
Чтобы исправить плоскостопие, желательно проводить упражнения для мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений – 10–20 мин, в зависимости от возраста ребенка.