Стандартные приемы и методы анализа финансовой (финансовой) отчетности.




Чтобы принимать решения в сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, руководству организации необходима деловая систематическая осведомленность по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен повторяться многократно. Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить шесть основных методов:

1) горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, определение относительных темпов роста (снижения), оценка этих изменений;

2) вертикальный (структурный) анализ – определение структуры готовых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Структурный анализ сглаживает влияние инфляции и позволяет проводить межхозяйственные сравнения;

3) трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;

4) анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Коэффициенты представляют большой интерес, потому что достаточно быстро и просто позволяют оценить финансовое положение организации. Их достоинством является также то, что они позволяют исключать появление инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте;

5) сравнительный (пространственный анализ) – это внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям организации, а также межхозяйственный анализ показателей организации в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и рекомендуемыми показателями;

6) факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

 

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12 июля 2013 г. № 57-З

ГЛАВА 3
ОТЧЕТНОСТЬ

Статья 14. Общие требования к отчетности

1. Организация должна составлять годовую отчетность, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, – промежуточную (квартальную, месячную) отчетность.

2. Отчетным периодом для годовой отчетности является календарный год – с 1 января по 31 декабря, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации.

Отчетным периодом для промежуточной отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность, за исключением случаев создания, реорганизации или ликвидации организации.

При создании организации первым отчетным периодом для годовой отчетности является период с даты ее государственной регистрации по 31 декабря, для промежуточной отчетности – с даты ее государственной регистрации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность.

3. Отчетность составляется в официальной денежной единице Республики Беларусь.

4. Показатели отчетности должны быть тождественны данным синтетического и аналитического учета.

5. Отчетность организации подписывается (утверждается) ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации.

6. Содержащаяся в отчетности организации информация не является коммерческой тайной, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

7. Индивидуальная отчетность составляется в:

организации, не являющейся учредителем унитарных предприятий, основным хозяйственным обществом по отношению к дочерним хозяйственным обществам;

организации, являющейся учредителем унитарных предприятий, основным хозяйственным обществом по отношению к дочерним хозяйственным обществам, – без учета отчетности ее унитарных предприятий, дочерних хозяйственных обществ;

организации, входящей в состав участников хозяйственной группы и (или) холдинга, – без учета отчетности юридических лиц, с которыми организация объединена в хозяйственную группу и (или) холдинг.

Консолидированная отчетность составляется по группе организаций (хозяйственной группе, холдингу, хозяйственному обществу и его унитарным предприятиям, дочерним и зависимым хозяйственным обществам, унитарному предприятию и его дочерним унитарным предприятиям) как отчетность единой организации.

Порядок составления индивидуальной и консолидированной отчетности устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков, банковских групп, банковских холдингов, за исключением индивидуальной отчетности головных организаций банковских холдингов, не являющихся банками, – Национальным банком Республики Беларусь).

8. Сводная отчетность составляется по группе организаций, подчиненных республиканскому органу государственного управления, или входящих в состав государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, или входящих в состав государственного объединения, или по иной группе организаций, предусмотренной законодательством Республики Беларусь.

Порядок составления сводной отчетности устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.

9. Особенности составления и представления отчетности при реорганизации или ликвидации организации устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь (для банков – Национальным банком Республики Беларусь).

Статья 15. Состав отчетности

1. Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) коммерческих организаций состоят из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

отчета об изменении собственного капитала;

отчета о движении денежных средств;

примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Месячная отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса.

2. Годовая и промежуточная отчетность (за исключением месячной отчетности) некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь) состоят из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

отчета об использовании целевого финансирования;

примечаний к отчетности, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Месячная отчетность некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь) состоит из бухгалтерского баланса.

3. Состав отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Республики Беларусь.

4. Состав годовой отчетности Национального банка Республики Беларусь определяется законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 16. Представление и публикация отчетности

1. Организации (за исключением бюджетных организаций) представляют годовую индивидуальную отчетность:

собственнику имущества (учредителям, участникам) организации и иным лицам, уполномоченным на получение годовой индивидуальной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации;

государственным органам, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям;

иным организациям в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

2. Организации (за исключением Национального банка Республики Беларусь, бюджетных организаций, страховых организаций) представляют годовую индивидуальную отчетность не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

3. Организации (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, бюджетных организаций, страховых организаций) представляют промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные:

собственником имущества (учредителями, участниками) организации и иными лицами, уполномоченными на получение промежуточной индивидуальной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации;

государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям.

4. Национальный банк Республики Беларусь представляет годовую отчетность в порядке и сроки, установленные законодательными актами Республики Беларусь.

Банки представляют:

годовую индивидуальную отчетность в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь;

промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные Национальным банком Республики Беларусь, учредителями (участниками) банков в соответствии с их учредительными документами.

5. Бюджетные организации, страховые организации представляют годовую и промежуточную индивидуальную отчетность в порядке и сроки, установленные Министерством финансов Республики Беларусь.

6. Порядок и сроки представления консолидированной отчетности устанавливаются собственником имущества (учредителями, участниками) организации и иными лицами, уполномоченными на получение консолидированной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации (для банковских групп, банковских холдингов – Национальным банком Республики Беларусь).

7. Порядок и сроки представления сводной отчетности устанавливаются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими государственное регулирование и управление в определенной сфере экономической деятельности, и иными лицами, уполномоченными на получение сводной отчетности законодательством Республики Беларусь.

8. Годовая отчетность организации в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежит обязательной публикации. Если годовая отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, она публикуется вместе с аудиторским заключением по этой отчетности. Порядок и сроки публикации отчетности определяются законодательством Республики Беларусь.

Статья 17. Составление, представление и публикация отчетности в соответствии с МСФО

1. МСФО вводятся в действие на территории Республики Беларусь в качестве технических нормативных правовых актов Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь в установленном ими порядке. При введении в действие МСФО определяются особенности их применения на территории Республики Беларусь.

МСФО, введенные в действие в соответствии с частью первой настоящего пункта, подлежат официальному опубликованию в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также размещению на официальном сайте Министерства финансов Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.

2. Общественно значимые организации (за исключением банков) обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.

Банки обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную или индивидуальную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь.

3. Годовая отчетность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, подписывается (утверждается) ее руководителем и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации.

4. Годовая отчетность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, вместе с аудиторским заключением по этой отчетности должна быть:

представлена в Министерство финансов Республики Беларусь (банка – в Национальный банк Республики Беларусь) не позднее 30 июня года, следующего за отчетным;

размещена на сайте общественно значимой организации в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.

Статья 18. Хранение документов бухгалтерского учета и отчетности

1. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность, другие документы, связанные с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, в течение сроков, установленных законодательством Республики Беларусь.

2. При хранении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, должна обеспечиваться их защита от несанкционированного доступа.

3. Руководитель организации несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, других документов, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности.


 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!