Целью данной темы проекта является изучение особенностей проектирования общественного большепролетного сооружения на примере здания бассейна.




Бассейн (М.Червяков)

Овладеть умением разрабатывать творческие проектные решения согласно функциональным, художественным, конструктивно-техническим основополагающим требованиям к большепролетным сооружениям (на примере бассейна).

Из всех видов спорта плавание считается самым эффективным средством укрепления здоровья, так как гармонично нагружаютя и прорабатываются все группы мышц организма и т. п. Поэтому эти виды физкультуры и спорта получили особую популярность и строительство плавательных бассейнов имеет особую важность как для страны в целом, так и для отдельных городов и поселков. Проектирование именно этого объекта в учебном процессе также имеет рад преимуществ. Студенты учатся применять большепролетные конструкции и их комбинации: большепролетные фермы различной конфигурации, рамные конструкции, оболочки, тенты, ванты, складки. Причем осуществляется не просто инженерное конструировании объекта, а конструкции должны быть подобраны с учетом всех композиционных категорий (ритм, пропорции, виды симметрий и т. д. и конечно же ведущее место занимает тектоника и атектоника. Происходит знакомство с организацией спортивного процесса в архитектурном пространстве с учетом разнородных требований и параметров (функция, безопасность, техническое обеспечение, эргономика, учебный процесс, комфорт, художественный сюжет). При проектировании архитектуры с учетом размещения зрителей затрагиваются следующие требования и параметры (безопасность, комфорт, общение, сценарий, художественное пространственное решение). Студенты могут также по желанию сделать акцент на искусственном освещении здания, как интерьера, так и экстерьера, что также сегодня набирает актуальность. Россия северная страна и непосредственно в нашем регионе зимой в три часа дня уже темно. А выпускники вуза могут попасть и на север нашей страны, могут попасть в приполярные и заполярные районы других стран, где имеют место полярные ночи продолжительность, которых достигает нескольких месяцев. В таких случаях художественное решение искусственного освещения объекта может доминировать над дневным, более того вкратце рассмотрены моменты, когда искусственное освещение может влиять и на само формообразование. При проектировании плавательного бассейна студенты также учатся разрабатывать свой объект с учетом функционирования его в системе города. То есть должны научиться спроектировать окружение спортивного сооружения (генплан) и организовать подъезды машин к нему, пешеходные маршруты, распределить разнородные потоки, обыграть художественно-средовые моменты.

Классификация бассейнов

В зависимости от основного назначения бассейны делятся на купальные, учебные (детские), спортивные и смешанные.

По характеру сооружения и эксплуатации различают бассейны на естественных водоемах (сезонные) и искусственные. Искусственные бассейны наиболее полно обеспечивают нормируемые качество и температуру воды, микроклиматические и гигиенические условия, стабильность многоцелевой эксплуатации и являются основой развития водных видов спорта.

Искусственные (наливные) бассейны подразделяются на следующие виды:

открытые - где основная ванна расположена на открытом воздухе;

крытые - здания, в которых ванна или несколько ванн расположены в специальных залах; комплексные - включающие стационарные открытые и крытые ванны;

трансформирующиеся - сооружения, где в зависимости от времени года путем трансформации ограждающих конструкций (покрытий, стен) ванна может быть попеременно открытой или крытой. В крытых спортивных сооружениях различают основные и вспомогательные помещения.

К основным помещениям плавательного бассейна относятся залы, в которых проводятся практические занятия или соревнования и размещаются следующие ванны:

детская - для обучения плавания детей младшего и среднего возрастов;

учебная - для обучения плаванию детей старшего возраста и взрослых; для плавания занимающихся в секциях общей физической подготовки и группах здоровья старшего возраста; универсальная - для плавания, водного поло и прыжков в воду.

Детские ванны. Имеют размеры 12,5х6 м с обходными дорожка­ми по продольным сторонам 1,0 и 1,5 м и по торцевым сторонам по 0,75 м. Вдоль более широкой дорожки устанавливается обог­реваемая скамья для учащихся. Для удобства преподавателей об­ходные дорожки по длинным сторонам рекомендуется заглублять на 0,7-0,8 м. Уровень воды в мелкой части ванны - 1,15 м. Для входа в воду мелкой части ванны рекомендуется устройство по­логой бетонной лестницы на всю ширину ванны вне её основных габаритов. Высота зала лимитируется условиями воздухообмена и может не превышать 3,6 м. Пo одной из продольных сторон ванн за обходной дорожкой в плоскости зала размещается ложа сопровождающих с количеством мест не более 30.

Учебные ванны могут быть произвольной формы или прямоугольные с площалью зеркала воды 200 кв.м. При произвольной форме плана в ней выделяется прямоугольный участок длиной не менее 12,5 м для организованных занятий. При размещении ванны в основном пролете длина её соответствует ширине основной ван­ны. Глубина учебной ванны 0,9 м в мелкой части и не более 1,25 м - в глубокой.

Универсальные ванны (многоцелевые) являются основными и могут иметь размеры 50х21/25/м. В 50-метровых обычно устанавливается полный комплекс прыжковых устройств, включающих трамплины и вышки с платформами. В целях максимального использования зеркала воды иногда совмещают учебную ванну и основ­ную с выделенным местом для прыжков.

Плавательный бассейн - общественное здание спортивного типа, предназначенное для проведения тренировочных занятий взрослых и детей, оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований по требованиям международных стандартов. В проекте должны быть предусмотрены три ванны - универсальная, учебная и детская, общей пропускной способностью 240 человек в смену.

Также нужно спроектировать трибуны для зрителей условно на 500 мест.

Здание бассейна должно быть крытым, с утепленными стенами для II климатического района. Разместить проектируемый объект требуется в реальных условиях города Пензы.

 

Требования при проектировании генеральных планов.

Размеры участков, отводимых под строительство спортивных водных комплексов зависит от основного и дополнительного количества и габаритов ванн и помещений, зрительных мест. В нашем случае под бассейн с 50-ти метровой ванной целесообразно брать 0.6 – 0.8 га.

Выбор участка для размещения спортивного водного комплекса определяется типологией объекта, градостроительными условиями его размещения.

В зависимости от размещения в структуре города (в центральной части, срединной, периферийной зонах) объекты характеризуются различной посещаемостью, уровнем комплексности и универсальности видов и форм обслуживания. Спортивные объекты должны обеспечиваться высокой пешеходной (относительно остановочных пунктов) и транспортной (относительно магистралей) доступностью, безопасностью и удобством передвижений. Необходимы кратчайшие подъезды и подходы к объекту от остановок и общественного транспорта, стоянок. Участок должен быть обеспечен городскими сетями. Пешеходные подходы от стоянок и остановок не должны превышать 200 м. Основные входы и выходы из здания должны ориентировать по направлению движения транспортных и пешеходных потоков.

В зависимости от числа посетителей – занимающихся и зрителей – и длинны эвакуационных путей внутри здания рассчитывается количество основных и вспомогательных путей, а также пожарных входов и выходов, что должно учитываться на генеральном плане участка.

При разработке генерального плана необходимо предусмотреть пожарные проезды, расположенные 5-8 м. от здания при высоте объекта до девяти этажей.

Стоянки проектируются из расчета одна машина на 35 зрителей (по 25 кв. м. на автомобиль), а также из расчета потребного количества стоянок в зависимости от общего числа одновременно занимающихся, обслуживающего персонала, посетителей сопутствующих видов обслуживания. Рекомендуется проектировать стоянки в несколько надземных или подземных уровней, расположенных отдельно от водного комплекса или в составе бассейна.

Выбор площадки для строительства и размещения инфраструктуры (стоянки хозяйственные площадки разгрузки и загрузки объекта, спортплощадки и зоны отдыха и др.) должен выполнятся с соблюдением технических и санитарно гигиенических требований, а именно обеспечением разрывов от инженерных сетей, жилых и общественных зданий.

Спортивную ванну рекомендуется ориентировать длинной стороной по меридиану, что обеспечивает благоприятные условия видимости для пловцов, прыгунов при освещении ванны по длинной стороне.

Объемно-планировочное решение бассейнов

Основу объемно-планировочного решения составляет схема движения занимающихся: вестибюль с гардеробом верхней одежды и регистратурой - раздевальная - зал для подготовительных за­нятий - душевая - проходной ножной душ - ванна.

Касса, вестибюль, гардеробная, регистратура, буфет образу­ют единую входную группу. За общим гардеробом потоки мужчин и женщин, направляющихся в раздевальные, обособляются.

Зал подготовительных занятий размещается обычно между раздевальными и ваннами, но, используя проходной душ, этот зал можно разместить за ваннами.

Расположение помещений в зданиях должно исключать пересе­чение путей передвижения занимающихся (в спортивной одежде) с путями движения зрителей (рис. 1).

По расположению вспомогательных помещений относительно залов ванн можно выделить 4 основных типа комбинаций схем (рис. 30):

 

Рис. 30. Схема планировки бассейна

 

1 Вестибюль, 2 регистратура, 3 кабинеты врачей, 4 судейские, 5 помещение тренеров (М-Ж), 6 санузлы (М-Ж), 7 радиорубка, 8 раздевальные (М-Ж), 9 гардероб (М-Ж), 10 саузлы (М-Ж), 11 душевые (М-Ж), 12 зал для занятий на суше мужских и женских групп, 13 сушилки (М-Ж), 14 инвентарные, 15 лаборатория, 16 хлораторная с отдельным входом, 17 пресс центр, 18 сауна (М-Ж), 19 гардероб для верхней одежды, 20 администрация, 21 комната отдыха с буфетом, 22 подсобная, 23 касса, 24 методический кабинет, 25 кабинет дежурной медсестры, 26 ванна бассейна,

_________ путь обутых ----------------- путь босых.

Торцевой или односторонний тип (рис 31.) - помещения обслуживания размещаются в торце основного зала, частично выходя за его габариты. Зал с универсальной 50-метровой ванной имеет высо­ту, кратную трем этажам блока обслуживания. Поэтому целесообразно при выборе этой схемы на третьем этаже разместить помещения администрации, зал подготовительных занятий или фойе для зрителей. Трибуны располагаются на балконах вдоль длин­ных сторон бассейна.

Недостатком односторонней схемы является трудность в раз­мещении детской ванны со своим блоком обслуживания.

2. Продольный тип - блок обслуживания примыкает к одной из длинных сторон основного зала и имеет 2-3 этажа. На первом этаже блока размещается вестибюль с гардеробом верхней одеж­ды, буфет, помещение администрации, блок детской ванны. На втором этаже в уровне обходных дорожек ванны - раздевальные с душевыми, комнаты инструкторов и медперсонала, зал подготовительных занятий. Па третьем этаже - трибуны для зрителей. Возможно создание внутреннего двора.

3. Периметральный тип - обслуживающие помещения размещаются с трех сторон или по всему периметру основного зала. Входная группа помещений организуется в одном из торцов корпуса. Блоки раздевальных помещений располагаются симметрично по обеим сторонам зала, а детская ванна - над входной группой. В про­тивоположном торце - зал подготовительных занятий, методический кабинет, медпункт, комната отдыха. На третьем этаже вход на трибуны.

4. Блочный тип - залы универсальной, учебной и детской ванн представлены отдельными блоками, объединенными общими помещениями.

 

 

Рис. 31. Схемы расположения ванн и трибун:

а-е – бассейны с одной ванной; ж - бассейн с двумя ваннами з-л - бассейн с тремя ваннами; м- бассейн с прыжковыми устройствами под углом 45 градусов к фронту трибун

Стадия эскиза. Разработка объемно пространственного решения, конструктивного решения и художественных аспектов плавательного бассейна.

Существуют множество методов проектирования архитектурных объектов, самый распространенный метод проектирования имеет следующую последовательность -- это выбор места, в системе города, разработка генплана, поиск и комбинирование на плоскости помещений в плане, с учетом функции происходящей внутри здания, потоков людей, затем коррекция плана позволяющая вписаться и отвечать различные нормативные требования. Следующий этап, поднятия вверх стен, подбор конструкции перекрытия, пропорционирование объекта в целом и добавления каких либо деталей. Мы пытаемся начинать первые этапы проектирования с грубого, чернового макета. Это дает большую свободу комбинаторным операциям Это связано не только с художественными аспектами, но и с функциональными и конструктивными. Например, проектирование еще более пространственно сложного объекта - химического завода. Здесь без макета не обойтись вовсе. Даже сверх современные 3Д компьютерные технологии оказываются бессильны, так как в итоге все проецируется на 2Д монитор и теряется наглядность и пространственно зрительный охват. Поиск в макете упрощает видение и понимание задачи проектирования объекта архитектуры в целом, в комплексе сразу многих параметров.

 

Конструктивные решения.

Пространство ванн и зрительских мест должно перекрываться большепролетными конструкциями.

1. Фермы различной конфигурации.

 

Рис. 32 Узлы соединения ферм и опор чаще всего шарнирные, что чаще всего требует диафрагм жесткости.

 

 

 

 

Рис.33. Рамные конструкции

В рамных конструкциях за счет жесткого защемления в узлах, нагрузка распределяется более равномерно, но возникает необходимость в стяжках.

3. Оболочки. Рис. 6. За счет кривизны эти конструктивные структуры очень жесткие при минимальной их массе и сечении. Из этого вытекают многообразные пластические свойства, что делает их не только конструктивно-эффективными, но и художественно-интересными. В методических указаниях, к сожалению, не получится перечислить все геометрическое разнообразие подобных конструкций, для этого нужно более подробное их изучение.

Рис. 34 Вантовые тентовые и стержневантовые конструкции.

 

 

Вантовые конструкции целесообразно применять для перекрытий больших пролетов. Также существует большое многообразие таких конструкций, которое невозможно перечислить в данных метадических указаниях и при подобном констуктивном решении с этими вопросами нужно знакомится более детально.

 

Последние достижения науки в области NURBS моделирования позволяют машинам почти полностью создавать объекты архитектуры. Уже начинают выходить электронные параметрические СНИПы и т. Д. Например создание театра в подобных программах – задаем в электронном виде параметры акустики зала, конструктивные параметы, параметры людских потоков, пожарные и санитарные требования и т. Д. Компьютерная программа все оптимизирует и на этой основе выдает форму отвечающую всем этим требованиям. Конечно пока еще создают экспериментальные объекты на этой основе. Но уже выходят студенческие версии программ таких как Rhinoceros или Catia в которых можно экспериментировать в студенческих работах и конечно же здесь можно применять и новые конструктивные новшества сетка Воронова или минимальные поверхности и т. Д. или на этой основе проектировать гибридные стержнепневматические конструкций и т. Д.

Все помещения бассейна условно разделяются на четыре груп­пы:

1) основные;

2) обслуживающие;

3) административные и подсобные;

4) технические.

К первой группе относятся помещения ванн.

Во второй группе можно выделить общие (вестибюль, гарде­роб и т. Д.)и раздельные (для мужчин и женщин, раздевальные, душевые, санузлы и т. Д.) помещения.

 

 

Состав и площади помещений плавательного бассейна

Таблица 16

 

  Наименование помещений   Площадь кв. м., и к-во мест Дополнительные сведения  
       
    Основная универсальная ванна Детская детская ванна Учебная ванна     Размеры 50Х21/25 м. Размеры 12Х6 м. Произвольной формы
Обслуживающие помещения
      Вестибюль (совмещенный с фойе)       Могут быть двух и трехсветными  
    Гардеробная верхней одежды       Желательно обособленное
        Регистратура     Создается из легких перегородок
    Касса    
    Кассовый вестибюль     Включает площадь кассовой кабины
    Буфет для зрителей и занимающихся, в том числе: а) торговый зал с раздаточной; б) подсобные (подготовочная, моечная, кладовая, холодильная камера)       70 посадочных мест, располагается смежно с вестибюлем или объединяется с помещениями Отдыха. 2 рабочих мест продавца, желательно иметь вход с улицы
    Душевые (мужские и женские) при раздевальных для занимающихся   1 сетка на 6 мест для переодевания   Площадь душевой кабины 1Х1 м. Ширина прохода между рядами кабин и стеной – 1,3 м.
    Раздевальные мужские и женские: а) количество мест для переодевания б) площадь для хранения одежды в двухярусных шкафчиках на одно место; в) количество мест для хранения одежды     0,09       Размеры шкафчика в плане 0,6Х0,3м
    Душевые женские и мужские (при комнатах тренера и инструктора)       1 помещение
    Умывальники: а) для занимающихся; б) в комнатах тренеров, врача; в) для зрителей       1 на помещение 1 на помещение  
    Уборные женские: а) для занимающихся   б) для сотрудников, тренеров, инструкторов в) для зрителей     2 унит.   10 унит.     1 унитаз на 30 мест для передевания
    Уборные мужские: а) для занимающихся   б) для сотрудников в) для зрителей     8 унит. 16 писс.     1 унитаз и 1 писуар на 50 мест для переодевания
    Ножные ванночки     1 на 20 мест для переодевания
    Помещения для отдыха занимающихся (кулуары, световые разрывы коридоров, галереи)     Допускается совмещать с вестибюлем или торговым залом буфета для занимающихся
    Массажные   48 (6 столов)   Смежно с раздевальными
    Комнаты тренеров и преподавателей: а) мужчин б) женщин    
    Комната дежурного инструктора при детской ванне    
    Комната инструктора при детской ванне    
    Методический кабинет     Может использоваться как учебный класс
    Помещение для хранения учебных пособий    
    Врачебный кабинет     Связывается с залами ванн и вестибюлем
    Ожидальная    
    Комната дежурной медсестры   6+6   Должна иметь самостоятельный выход на обходную дорожку ванн
    Зал для подготовительных занятий   270 кв. м. 24Х12   Высота зала 6 м
    Комната директора    
    Комната гл. инженера    
    Комната коменданта    
    Бытовые помещения рабочих   9Х9  
    Радиоузел   10-12   Должен быть виден зал основной ванны
    Пресс-центр Подсобные помешения    
    Инвентарные   20Х20   Располагаются поэтажно при уборке помещениях
    Помещения для уборочного инвентаря   4 кв. м. на 1000 кв. м. площади пола    

 

Технические помещения

 

    Помещения для очистки и подачи воды   500-600   Здесь: насосная, фильтровальная, бойлерная, водомерный узел
    Хлораторная     Изолирована от остальных технических помещений
    Склад хлора    
    Тамбур общий для склада и хлораторной    
    Камера приточной вентиляции    
    Электрощитовая    
    Мастерские   18Х18  

 

Трибуны для зрителей

 

Глубина ряда трибун /скамья + проход/ составляет 80-90/см при ширине прохода не менее 45 см. Ширина одного места 45 см, высота сидения от пола прохода - 43 см. Перед первым рядом зрительских мест должен быть глухой барьер высотой 0,8 м с от меткой верха не менее 1,8 м от уровня обходной дорожки.

Уклон трибун не должен превышать 1:1,5. Расчетное превышение луча зрения сзади сидящего над уровнем глаз впереди сидящего должно составлять 12 см. Размещение расширение обходной дорожки улучшает условия видимости.

Размещение трибун нередко предопределяет композицию демонстрационных бассейнов. Расположение зрительских мест относительно ванн для плавания (рис.35) диктуется желанием разместить их вдоль длинных сторон, чтобы зрители могли наблюдать за борьбой на дорожках без перспективного искажения, возникающего с торцевых трибун.

 

Рис.35 Профиль трибун

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: