Темпоральность (категория времени)




Структура текста организуется такими категориями, как время и пространство. Время и пространство – условия существования мира явлений. Текст как отражение определенного фрагмента действительности и элемент определенной ситуации общения не может существовать без данных свойств.

Темпоральная структура текста отличается сложностью: в ней может отражаться: 1) объективная действительность с ее реальными временными отношениями – в газетно-публицистических текстах, деловых бумагах, письмах и т.п.; 2) вымышленный мир, события с вымышленными временными отношениями – в художественных текстах.

В темпоральной структуре художественных текстов соединяются два временных плана – фабульное расположение событий во времени в их естественной хронологической последовательности и сюжетное расположение событий, связанное с особенностями позиции автора (или его героев) по отношению к происходящему, «искусственная» последовательность событий.

С сюжетным временным планом связаны такие текстовые категории, как ретроспекция и проспекция (Гальперин, 2005). Под ретроспекцией понимают такую последовательность изложения событий, когда последующий отрезок текста отсылает читателя к событиям, имевшим место раньше событий, описанных в предыдущем отрезке. Соответственно под проспекцией понимается последовательность событий, когда последующий отрезок текста отсылает к событиям, которые будут иметь место позже тех событий, которые описываются в предшествующем отрезке.

Вместе с тем «естественный» порядок событий при изложении, равно как и «искусственный», «сделанный» (как понималось натуральное и искусственное еще в древнегреческой философии) имеет место не только в художественной речи, но и в риторической практике (например, в судебной речи, в научно-популярной лекции, в газетном очерке, в дискуссии и т.п.). При эксплуатации говорящим первой схемы (линейной) его вмешательство «в жизнь» считается минимальным, а изложение направлено на сам объект (объективное изложение). Роль говорящего при этом – роль регистратора фактов – «очевидца», хроникера, «летописца». Преимущества этого метода состоят в том, что он удобен для говорящего и для слушающего, а говорящему не приходится особенно «мудрить», от него требуется лишь быть последовательным. Однако хронологический метод подачи фактов содержит потенциальную опасность: он обладает своего рода усыпляющим эффектом, так как слушатель не слишком напрягается, чтобы удержать нить изложения. Поэтому еще в древности считалось, что таким образом построенные сообщения гораздо меньше способны воздействовать на аудиторию и менее интересны для нее, чем сообщения, упорядочные искусственно.

Другая модель предполагала искусство группировки фактов и обязывала говорящего (и вместе с ним и слушающего) не следить за событием, а анализировать и оценивать его (субъективное изложение). Главной задачей было заставить аудиторию со вниманием слушать произносимое, а для этого нужно стимулировать ее интерес к сообщению. Наиболее эффективное средство в этой связи – различного рода «перестановки» в структуре сообщения. Так в риторике (искусстве убеждающей речи) было открыто понятие «интрига» (то есть искусственное построений событий в целях стимулирования интереса адресата речи) (Клюев, 1999, с. 73-75).

Описаны следующие функции ретроспекции и проспекции как конструктивных приемов: ретроспекция позволяет 1) восстановить в памяти читателя (слушателя) сведения, приводившиеся в тексте ранее; 2) сообщить новые сведения относительно введения новых фактов; 3) дать возможность переосмыслить сведения, введенные ранее, в новых условиях, в новом контексте; 4) акцентировать внимание на отдельных частях текста, имея в виду их роль в раскрытии идеи текста.

В словесной ткани текста ретроспекция находит отражение в оборотах типа: вспомним в связи с то, что мы говорили о … в начале нашего обсуждения; ясно, что эти факты заставляют нас по-новому взглянуть на …; здесь-то и сказывается роль …, рассмотренных нами в I главе … и т.д. (В.Н.Мещеряков // Педагогическое речеведение, 1998, с. 184).

В свою очередь проспекция используется для предуведомления читателя (слушателя) о том, какая информация (и в какой последовательности) ожидает его в процессе обсуждения предмета речи. В корпусе текста проспекция реализуется в оборотах типа: забегая вперед, скажем…; как будет показано ниже (далее)…; проблема предполагает обсуждение следующих аспектов; рассмотрим наши вопросы в порядке следования… и т.п. Ср. также: план лекции, оглавление содержания учебника, эпиграф к сочинению и т.п., выполняющих функцию продвижения и ориентировки адресата в поле информации.

Проспекция является и одним из приемов развертывания текста. Она дает возможность читателю яснее представить себе связь и обусловленность событий и эпизодов, характерных признаков предмета речи и т.д. Обычное место проспекции – предисловие, где проспекция может получить вид своеобразной аннотации, в которой перечисляются проблемы, затрагиваемые в основном тексте, указываются целевая установка автора, некоторые теоретические, методологические и другие положения, лежащие в основе текста, а также сжато излагаются те положения, которые в дальнейшем развертываются в основном тексте (В.Н. Мещеряков // Педагогическое речеведение, 1998, с. 175).

Таким образом, категории ретроспекции и проспекции обеспечивают осмысление уже изложенной (воспринятой) информации и позволяют наметить перспективу процесса создания (или восприятия) текста.

Категория темпоральности имеет языковую форму выражения, представленную временной парадигмой глагола, а также лексическими средствами временной семантики (например наречиями времени: однажды, вчера, зимой, давно и субстантивными сочетаниями: в давние времена, в недалеком будущем и т.п., местоименными наречиями тогда, сейчас и т.п.) Темпоральными указателями являются слова и словосочетания, непосредственно передающие значение времени (век, лето, миг, вчера, а в это время, в годы войны), а также словосочетания, обозначающие даты.

Косвенными временными указателями являются имена исторических лиц, номинации исторических событий и реалий, в том числе предметов быта, связанных с эпохой, и т. д.

В художественном тексте категория времени представляется специфически (художественное время). Например, авторами художественных текстов может использоваться субъективность ощущения времени: мгновение может длиться долго (даже вовсе остановиться), а большие временные периоды – промелькнуть в одночасье. Художественное время – это последовательность в описании событий, субъективно воспринимаемых, при этом возможны субъективные «переносы» во времени. Использование категории времени может превратиться в композиционный прием (ср. название повести Б. Васильева «Завтра была война»).

Однако категория времени имеет своеобразную форму выражения не только в художественном тексте. В нехудожественном тексте возможен «вневременной» подход. Такие тексты, как законодательный, инструктивный, справочный, учебный и т.п. ориентируются на «вневременное» выражение мысли. Глагольные формы (обычно формы настоящего времени) передают здесь значение постоянства признака, свойства или постоянства совершаемого действия. Вот так, например, подается описательный материал в «Энциклопедии для детей»:

Сойки. Сойка выделяется в «черном семействе» врановых красотой пестрого оперенья. Это очень смышленая, подвижная и крикливая лесная птица. Завидев человека или хищного зверя, она всегда поднимает шум, и ее громкие крики «гээ-гээ-гээ» разносятся по лесу. На открытых пространствах сойка летает медленно и тяжело. В лесу же она ловко перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево, лавируя между ними. По земле передвигается прыжками…

Инструктивный тип текста строится целиком на языковом стереотипе, где временные значения полностью устранены: Следует исходить из…; Необходимо иметь в виду…; Рекомендуется…; и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: