Процесс сертификации: важность участия общественности




Процесс лесной сертификации ограничен ресурсно: несколько специалистов осуществляют аудит в течение 3-4 дней. За это время обследовать всю территорию невозможно, поэтому участие заинтересованных сторон важно еще и по этой причине. Именно от заинтересованных лиц и организаций аудитор может получить недостающую информацию об особых условиях, опасностях и нарушениях на территории лесхоза.

Аудитор Александр Зубкевич подчеркнул, что уже на самом первом этапе сертификации, когда происходит выделение репрезентативного участка, заинтересованные стороны могут и должны принимать активное участие в процессе:

«Каждый сертифицирующийся по системе FSC лесхоз обязуется вести список заинтересованных сторон. Поэтому любой желающий участвовать в процессе принятия значимых решений для определенной лесной территории может обратиться в лесхоз с просьбой о внесении в этот список».

Выделение репрезентативных участков происходит в процессе консультаций. То есть, если какая-то из заинтересованных сторон утверждает, что некоторые территории имеют особую ценность, она может обратиться в лесхоз, и лесхоз должен учесть её мнение.

При получении сертификата, лесхоз должен оценить свою территорию на наличие лесов высокой природоохранной ценности по определенным критериям. В процессе сертификации предусмотрена возможность выделения неучтённых участков в эту категорию или в категорию ООПТ. При этом, лесхоз должен опросить заинтересованных, есть ли у них информация об участках, которые могут быть отнесены к этой категории, определить режим охраны, осуществлять мониторинг и периодически сообщать публично о результатах мониторинга.

Помимо возможности обратиться в лесхоз, заинтересованные лица и организации могут обращаться непосредственно к аудитору.

Организации или индивидуальные представители общественности?

Сертификация предполагает участие общественности, и общественность должна участвовать на всех уровнях: от местных жителей до общественных организаций.

«В отличие от воздействия через государственные органы, где участие общественности осложнено многими факторами, здесь вся система построена так, чтобы стимулировать вовлеченность людей, здесь взаимодействовать намного проще», – отмечает Виктор Фенчук. – Конечно, организациям проще эффективно участвовать в процессах сертификации, нежели отдельно взятым гражданам, ввиду большего потенциала и ресурсной базы, в том числе, наличие специалистов. Но так как в регионах у нас общественный сектор развит слабо (а именно там размещены основные площади лесных массивов), то роль активных людей на местах гораздо больше, чем в других странах с сильным третьим сектором, где организации могут направлять ресурсы на информационные кампании для населения. Важно, чтобы были какие-то механизмы, которые помогают доносить до людей эти знания. Конечно, здесь тоже без общественных организаций не обойтись, потому что никто другой эту информацию до местных жителей не донесет».

FSC требует устойчивого управления, а это значит не только биоразнообразие, это и права работников, права местных жителей. То есть, лесная сертификация предполагает участие не только природоохранных организаций, но и организаций, работающих с людьми. Каждый может найти в лесной сертификации возможность быть вовлеченным.

Законодательный аспект

Андрей Буй, начальник лесохозяйственного отдела Гродненского производственного лесохозяйственного объединения, в своем выступлении подчеркнул необходимость гармонизации национального законодательства с международными стандартами:

«У нас есть положения о заказниках и заповедных территориях. Но, согласно требованиям лесной сертификации, получается, что заповедные участки должны быть на территориях всех лесхозов. И тут возникает противоречие с государственными установками. Большая часть лесов в нашей стране принадлежат государству, и различными программами на национальном уровне прописано их использование в экономических целях. Тем не менее, в процессе сертификации оператор, то есть, руководство лесхоза, должен вывести 5% земель из расчетных площадей, что экономически не обосновано».

Важен и экологический аспект. По словам Андрея, лесники и лесное хозяйство не ощущают напрямую выгоды от проведения лесной сертификации. В большей степени, это рассматривается как возможность продвижения на рынке. В то же время, эксперт отметил, что крупные компании, которые внутреполитически обязаны закупать именно сертифицированную продукцию, тем не менее, продолжают закупки и несертифицированного сырья. И возникает обоснованный вопрос: на кого на данном этапе должно ложиться обязательства по покрытию расходов на сертификацию – на закупщика либо на лесхоз?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: