Тематический конспект «Искусство Римской республики».
Историческая справка, характеристика исторического периода. Первоначально Рим, будучи небольшим городом-государством, вёл борьбу со своими ближайшими соседями – племенами латинов, эквов, вольсков – и подчинил их своей власти. Следующим этапом было покорение всей Италии. К концу республиканского периода завершилось завоевание всех средиземноморских государств и превращение Рима в огромную мировую державу. История римского общества этого периода характеризуется ожесточённой классовой борьбой.
Общая характеристика, специфичность римского искусства. Мировосприятие римлян было более трезвым и практическим, нежели поэтическое мировосприятие древних греков. В культуре огромной военно-административной римской державы преобладание было на стороне тех видов искусств и наук, которые имели непосредственно практическое значение. Отсюда – ведущая роль официальной гражданской архитектуры, отсюда – развитие в скульптуре индивидуализированного портрета и протокольно-повествовательного исторического рельефа, отсюда – исключительное развитие различных областей римского права.
Известно огромное значение мифологии для греческого искусства. Римская религия была бедна образами и отличалась сухой прозаичностью. Отношение человека к божеству выражалось в точном исполнении обрядов, которые являлись как бы платой за исполнение просьбы. Мифологическая тематика не имела для римского искусства такого важного значения, как для греческого.
Отсутствие развитой мифологии и конкретных образов богов было благоприятным условием для широкого заимствования культов и мифов других народов. Первые культовые статуи римляне заимствовали у этрусков. Уже в 4 веке до н.э. римляне привели истолкование образов своих богов в соответствии с образами богов Греции.
|
Характеристика архитектуры республиканского периода. Архитектура была ведущим искусством Древнего Рима. В римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а позже императора, отвечавшие потребностям рабовладельческой верхушки и направленные на завоевание популярности у свободного населения городов: форумы, триумфальные арки, амфитеатры, термы, базилики, дворцы и виллы, инженерные сооружения, обслуживавшие города римской державы и прежде всего – гигантский центр метрополии, город Рим.
Строительная техника поднимается на большую высоту, развивается инженерное искусство, использующее достижения эллинистической науки. Создаются грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н.э.), дороги (Виа Аппия или дорога Аппия, 312 г. до н.э.), мосты, сточные каналы (Клоака Максима в Риме).
На рубеже 3 – 2 веков до н.э. входит в употребление новый строительный материал – водоупорный и чрезвычайно прочный римский бетон, составными частями которого были известковый раствор, вулканический песок (пуццолана) и щебень. Вначале бетон применялся при строительстве дорог, затем он получил широкое распространение в строительстве зданий и не только удешевил строительство, но и способствовал возникновению новых конструкций – сводчатых перекрытий больших помещений, что, свою очередь, вызвало новые архитектурные решения.
|
В 3 – 1 веках до н.э. от простоты и суровости Древнего Рима не осталось и следа. Приток богатств из завоеванных стран способствовал развитию роскоши в среде господствующих классов. В Рим широким потоком хлынули произведения греческого искусства. Римляне широко использовали достижения греческой архитектуры, но, обращаясь к тем или иным типам, композиционным приёмам, архитектурным формам греческих построек, римляне коренным образом перерабатывали их. В отличие от греческих архитекторов, для которых ордер был логическим выражением конструкции, римские архитекторы понимали ордер в основном как декорацию.
Древнейшим местным типом римского храма был, по-видимому, круглый в плане храм. Таков круглый храм в Тибуре (Тиволи) 1 в. до н.э. Наиболее характерен для римских храмов тип так называемого псевдопериптера, соединяющего в себе элементы греческого периптера с композиционными принципами этрусских храмов. К ранним сооружениям этого рода относится небольшой храм Фортуны Вирилис (1 в. до н.э.).
Особенности римского театра. В период поздней республики в Риме сложился тип театрального здания. К сооружениям этого типа относятся Большой театр в Помпеях, театр Помпея на Марсовом поле в Риме (55-52 гг. до н.э.).
Принципиальным отличием римского театра от греческого было то, что римский театр представлял собой самостоятельное здание, а не вырубался в скале, как греческий. Второй особенностью было наличие здания сцены, тогда как в греческом театре классической эпохи за сценической площадкой развёртывался реальный ландшафт. Таким образом, внутреннее пространство римского театра было замкнуто, изолировано; греческий театр органически связан с природой, римский театр – в большей мере сооружение городского типа. Субструкции (подпорное сооружение в виде сводчатых галерей из камня, кирпича и бетона) использовались как система фойе и способствовали быстрому заполнению и освобождению театра зрителями. Амфитеатр, представлявший собой как бы соединение полукружий двух театров и предназначавшийся для различных зрелищ – травли зверей, гладиаторских боёв и других, - был всецело римским изобретением и достиг полного развития в имперскую эпоху в амфитеатре Флавиев – Колизее (80 г. до н.э.).
|
Мемориальная архитектура. К монументальным сооружениям эпохи республики относятся гробницы римской знати и богачей, располагавшиеся вдоль больших дорог за воротами Рима. Надгробия сооружались в виде саркофагов, столбов и обелисков. Гробница Цецилии Метеллы, стоящая на Аппиевой дороге, относится к середине 1 в. до н.э. Монументальное сооружение (цилиндр на квадратном основании), выполнено из бетонной массы, облицованной камнем, фриз и карниз – каменные, зубцы – средневековые. Гробница напоминает исконную форму этрусского надгробного памятника – тумулуса (кургана), причём окружавшая тумулус низкая каменная подпорная стена (крепида) в гробнице Цецилии Метеллы преобразована в мощный барабан, завершённый карнизом.
Центром деловой и общественной жизни Древнего Рима был римский форум (Форум Романум). Эта площадь с расположенными на ней храмами и общественными зданиями представляла собой комплекс, созданный по принципу свободной, живописной планировки.
Италийский жилой дом. Архитектура жилых домов эпохи республики лучше всего может быть прослежена в Помпеях. Местный италийский дом с атриумом обогащается перестилем (внутренним двориком, окружённым колоннадой), обычно украшенным фонтаном, статуями, цветниками.
Стенная живопись. Неотъемлемой принадлежностью богатых жилых домов в эпоху республики была стенная живопись. В Помпеях сохранилось много стенных росписей. В конце 19 века установилось деление помпейских стенных росписей на 4 стиля. Первый, или инкрустационный, стиль представляет собой подражание кладке стены из цветного мрамора. Отдельные квадры, карниз и пилястры выполнены в штукатурке рельефом. Цвета росписи стен первого стиля – темно-красный, жёлтый, чёрный и белый – отличаются глубиной и чистотой тона. Первый стиль хорошо представлен в ряде домов, в частности, в знаменитом доме Фавна в Помпеях.
В отличие от плоскостного первого стиля второй, так называемый архитектурный стиль, носит более пространственный характер. На стенах изображались колонны, пилястры и капители с полной иллюзией реальности, вплоть до обмана зрения.
Лучшими образцами дошедших до нас росписей второго стиля являются фрески из «Виллы мистерий» в Помпеях, из виллы в Боскореале, из дома Ливии на Палатине в Риме и из многих домов в Помпеях. Часто росписи второго стиля представляют собой копии произведений греческих живописцев 4 века до н.э.
Особенно интересны фрески «Виллы мистерий» в Помпеях. Архитектурной декорации, исполненной живописью, отведено незначительное место вверху и внизу стены, на всей остальной плоскости развёрнута многофигурная композиция, представляющая ряд последовательных сцен, содержание которых связано с мистическим культом Диониса.
В фреске «Нахождение Телефа» в Геркулануме (около 70 г. до н.э.) композиции фресок построены не столько на соотношении объёмов в пространстве, сколько на сопоставлении силуэтов на плоскости, хотя в отдельности фигуры объёмны и динамичны.