Виды инновационных стратегий




Методы управления инновационной деятельностью должны соответствовать ее целям на данном предприятии, так как управление и является воздействием на достижение поставленных целей.

Какова цель инновационной деятельности - такова и вся система организации и управления ею на предприятии.

Сформулированный принцип предполагает, что организация и управление инновационной деятельностью на предприятии не могут быть0 застывшими, а должны трансформироваться в зависимости от изменения целей и задач. Это предполагает наличие на предприятии четко разработанной стратегии и своевременных тактических изменений по ходу решения задач, приближающих к намеченной цели.

Стратегия - есть курс развития предприятия или организации, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формирует главные цели организации и основные пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление действий.

Выбор инновационной стратегии предприятием по существу означает процесс его будущей специализации в инновационной деятельности.

Переход от универсализма к специализации в области нововведений означает рост уровня развития производства и его эффективности, является необходимым условием существования, успехи в области нововведений являются условием жизнеспособности предприятия.

Основные виды стратегий с точки зрения особенностей инновационной деятельности представлены в таблице 3.1. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Стратегия “Скорость”.

Выбор ее означает, что предприятие берет ориентацию на максимальное сокращение сроков нововведений, так как опережение конкурентов являет возможность какое-то время стать на рынке монополистом (если речь идет о создании нового товара) или получать сверхприбыль (если речь идет о совершенствовании техпроцесса и организации производства). Необходимо помнить, что “скорость” и “время” тесно связаны с затратами и ведут чаще всего к их повышению: сокращение времени освоения требует напряжения усилий.

Ясно, что обойтись здесь только провозглашением цели невозможно и нужна большая целенаправленная работа по сокращению цикла “наука - производство - потребление”.

Необходимо учитывать, что стратегия “скорость” таит в себе повышенную степень риска с точки зрения возможности решения технических проблем и возможности отторжения рынком новой, неизвестной продукции.

Стратегия “Тираж”.

Выбор ее означает широкомасштабное тиражирование новшества при всестороннем учете запросов потребителя. Такая инновационная стратегия, в основном, возможна на предприятиях, имеющих:

а) мощные подразделения технической подготовки производства (ТПП) и производственную базу;

б) хорошее знание рынка и своих потребителей (существующих и возможных).

Ориентир на эту стратегию не обязательно требует собственных оригинальных разработок. Достаточно приобрести новшество с разработанной технологией и растиражировать его применение в массовых количествах.

Стратегия “Экономия”.

Означает ориентир на максимальную технологичность новшеств и обеспечение его создания с минимальными издержками.

Как уже можно заметить, все названные стратегии, включая стратегию “Качество”, тесно взаимосвязаны между собой по экономическим результатам и затратам, предопределяя возможность их сочетания и необходимость выбора приоритетной стратегии, которая должна осуществляться с минимально допустимым ухудшением (или сниженным уровнем) других экономических параметров.

Ориентация на “Экономию” предполагает такие новшества, которые не требуют дорогостоящих НИР И ОКР. Успех, следовательно, может быть получен предприятием, имеющим современную научную и экспериментальную базу. Работа на “Экономию” может незаметно увести в сторону от других показателей и целей (качество, срок), понизив эксплуатационные характеристики изделия.

Избежать этого можно, ориентируясь на сегментацию рынка и различия в требованиях к качеству у разных групп покупателей.

Стратегия “Качество”.

Означает, что организация (предприятие) стремится создать новшество, превосходящее аналоги по своему научно-техническому уровню и другим качественным параметрам. Победы (выигрыша) в конкурентной борьбе оно надеется добиться благодаря высокому качеству и, следовательно, центр тяжести ложится на научные исследования и разработки. Нужно отметить, что в условиях развитого рынка, когда он насыщен товарами, удовлетворяющими схожие потребности, а также, когда уровень благосостояния достаточно высок, заниматься производством и услугами можно, только обеспечивая высокое качество работ.

В условиях дефицита (превышения спроса над предложением) качеству уделяется мало внимания.

Характеризуя стратегии, мы рассмотрели их взаимосвязь и взаимодополнение ими друг друга. Очевидно, на практике предприятие может выбрать в качестве приоритетных сразу две стратегии, в основе которых лежат 3 и 4 цели инновационной деятельности. Видимо, здесь уместно высказывание, что “больше двух целей - уже не цель”. Нельзя объят необъятное. Необходимо сфокусировать усилия на выработанном приоритетном направлении и специализироваться на нем. Приведенная классификация стратегий по содержанию очень близка к принятой в странах с развитой рыночной экономикой.

 

 

Таблица 3.1

Основные стратегии инновационной деятельности

№   Название стратегии Цель осуществления стратегии Особенности структуры и механизма управления организации (предприятия) Главные особенности инновационной деятельности
         
1. Скорость (время) Сокращение длительности нововведений и опережение конкурентов на рынке Наличие подразделений, способных в короткий срок решать крупные задачи в области фундаментальных и прикладных исследований. Наличие значительных материальных и трудовых резервов. Гибкая организационная структура. Крайняя актуальность проблем для экономики (престижность проблем, необходимость ликвидации отставания). Создаваемые новшества относятся к классу радикальных. Значительная длительность нововведений (5-10 лет).
2. Тираж Широкое тиражирование технических новшеств и максимальный учет запросов потребите- лей. Мощная производственная база. Крупный конструкторский сектор технологической подготовки производства (ТПП). Наличие специалистов по конъюнктуре рынка. Гибкое управление номенклатурой и объемом производства новшеств. Новшества относятся к классу совершенствующих. Технические новшества являются остро дефицитными. Небольшие сроки осуществления нововведений (1-2года.) Отсутствие необходимости проведения НИР. Повторное внедрение технических новшеств.
3. Экономия Обеспечение максимальной технологичности новшеств к минимальной себестоимости их производства. Крупный сектор ОКР. Мощная и современная опытно-экспериментальная и производственная база. Организационное подчинение ОКР производственному сектору. Создаваемые новшества относятся к классу совершенствующих. Отсутствие необходимости проведения НИР. Недостаточная проработанность вопросов технологичности по данному классу новшеств.
4. Качество Достижение наивысшего качества (НТУ) технических новшеств. Мощный сектор НИОКР и современная опытно-экспериментальная база. Крупный бюджет научных исследований и разработок. Обеспечение передовой научно-технической информацией. В управлении - примат науки над производством. Тематика работ относится к области ключевых направлений НТП. Технические новшества относятся к классу радикальных. Имеются значительные теоретические заделы по проблеме. Большой удельный вес фундаментальных и прикладных исследований и разработок.

 

С точки зрения менеджмента различают следующие виды инновационных стратегий:

1. Традиционная - фирма не стремится ни к чему другому, кроме повышения качества продукта. При такой стратегии есть полная гарантия, что отставание неминуемо, так как ориентация только на совершенствующие нововведения неизбежно приведет к технико-технологическому, а затем и к экономическому отставанию.

2. Оппортунистическая - фирма занята поисками продукта, не требующего слишком больших затрат на исследования и разработки, но который позволит ей некоторое время единолично присутствовать на рынке. Даже при наличии таких возможностей (нишевая стратегия) велика опасность быстрой утраты монопольного положения.

3. Имитационная - новая технология или продукт приобретаются у других (например, по лицензии). Отработанность лицензии дает возможность ее быстрого и гарантированного внедрения, но для адаптации изобретения и для создания на его основе оригинального товара необходимы высококвалифицированные кадры и комплекс мер по поддержанию высокого достигнутого уровня.

4. Оборонительная - в фирме исследования и разработки ведутся без претензии на то, чтобы занять ведущие позиции. Цель их - повысить технический уровень своего производства и не отстать от других. Стратегия затратоемкая, но не устраняющая риска утраты позиций.

5. Зависимая - стратегия мелких фирм, которым крупные корпорации передают для производства новый продукт или технологию.

6. Наступательная - ориентирована на первенство за счет высокой квалификации и большой организаторской работы и:

а) хорошо организованного эффективного инновационного процесса;

б) наличия новаторов-творцов и творчески мыслящего руководства;

в) возможности распределения риска;

г) хорошего знания рынка.

На начальном этапе существования фирма может ориентироваться в основном только на традиционную стратегию и не может избрать наступательную линию, ибо не имеет необходимых для этого условий и предпосылок. От ее руководства зависит скорость перехода от имитации достижений к собственным инновациям. Уместно запомнить, что необходимо ориентироваться на серию инноваций, их последовательную реализацию в условиях повышенного риска. Только тогда возможно долговременное эффективное существование.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: