Средства и способы обеспечения законности и правопорядка: понятие, виды.




В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество — это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

Законность я правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

 

 

27. Унитарное государство: понятие, виды.
Территориальная организация государства – явление сложное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей. Это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование.
Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.
Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.
Унитарное (от латинского – единство) – это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.).
При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, т. е. самоуправляющиеся, образования. Классический пример в этом отношении – Испания, где наряду с такими историческими областями, как Страна Басков и Каталония, выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономии.
Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Такая система сложилась в Англии к концу XIII в., на ее сохранении сказался и незавершенный компромиссный характер английской буржуазной революции XVII в. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны.

 

28. Нормативный правовой акт: понятие, виды.
Правовые акты - это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий.
Все правовые акты обладают рядом общих признаков:
• обладают государственно-властным характером, т. е. исходят от государства, связаны с его властными полномочиями; из этого основного признака вытекают все остальные характеристики правовых актов;
• являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы;
• влекут юридические последствия, т. е. влияют на права и обязанности субъектов;
• поддерживаются силой государственного принуждения.
Все правовые акты в зависимости о направленности действия, т. е. от порождаемых юридических последствий, делятся на три группы:
• нормативно-правовые акты - направлены на установление, изменение или отмену норм права;
• акты толкования (интерпретационные) - направлены на разъяснение норм права;
• акты применения права (индивидуально-правовые) - направлены на реализацию предписаний правовых норм.
Степень общности правовых актов включает в себя два критерия их разграничения: субъектный, показывающий круг лиц, являющихся адресатами данного правового акта; ситуационный, показывающий, на какие ситуации, на какие виды общественных отношений распространяется действие данного правового акта.
Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.
Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.
Термин "нормативно-правовой акт" следует отличать от термина "нормативный акт". Нормативный акт - более широкое понятие, он обозначает любой акт, содержащий нормативные предписания. Это могут быть как нормативные предписания правового характера, так и иные нормативные предписания, например, уставы политических партий, иных видов общественных объединений - все это виды нормативных актов. Нормативно-правовой акт - это разновидность нормативных актов, он включает в себя только нормативные предписания правового характера.
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: