А). Мифологическое сознание




Мифологическое сознание предшествовало религиозному сознанию и философии, и представляла собой универсальную форму общественного сознания доклассового и раннеклассового общества. Она формируется с момента появления человека разумного, то есть примерно 40 тысяч лет назад до н.э. (философский словарь, стр. 359). Именно тогда завершился превращение первобытного стада в первобытное общество, а неандертальца – в человека современного типа.

Мифология (от греч. Mifos (mythos) – повествование, сказание и logos – учение, слово) – форма общественного сознания, способ понимания мира, совмещающий в себе как фантастическое (преобладающее), так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах были запечатлены древние сказания народов о фантастических существах, о делах богов и героев.

Мифы вырастают, прежде всего, из страха Ч. перед неизвестными и не понимаемыми явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у Ч.-ва еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей. В первобытном обществе мифы доминировали как универсальная форма общественного Сознания. Тем самым мифы, как способ понимания мира, был характерен для ранних стадий общественного развития. Тогда сознание людей воспринимало многие явления природы и общества как непосредственно касающихся его личных интересов. В этих случаях нельзя было не заподозрить за любым явлением природы сознательно действующую волю.

Мифы у разных народов разные, но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Наиболее часто встречающиеся темы и мотивы:

· вопросы происхождения и устройства мира;

· о возникновении наиболее важных явлений природы;

· о происхождении людей, стадиях его жизни, смерти человека;

· особое место занимали культурные достижения людей – умение добывать огонь, изобретение ремесел, земледелие, обычаи, обряды.

Одним из особенностей мифопоэтической модели мира было мышление, построенное на антропоморфизме ( очеловечивании ) и зооморфизме (наделение образами животных) окружающей природы. Это обычно связывают с двумя причинами:

а) первобытный человек не выделяет себя из окружающей природной среды;

б) логическое мышление не было еще отделено от эмоционально- аффектно-моторной сферы, то есть превалировала внешняя, нежели внутренняя сторона мыслительной деятельности (внешняя – чувственно-созерцательная, внутренняя – сверхчувственно – абстрагированная формы мышления).

В целом же мифологические обобщения не выходят за пределы чувственных представлений, то есть налицо непосредственное совпадение общей идей и реально осязаемого предмета. Многие факты природы и общества люди пока угадывали интуитивно (способность человека непосредственно, как бы внезапно постичь истину).

С помощью мифов осуществлялись:

- связь прошлого с настоящим и будущим;

- формирование коллективных представления народов;

- духовная связь поколений;

- включение мифологических образов в гуманитарную К. (в литературу, живопись, музыку, скульптуру) через эпосы, сказки, легенды, исторические предания;

- мифами наполнены мировые религии.

С исчезновением первобытных форм общественной жизни Мифы сходят с исторической арены, но мифологическое мышление продолжает жить в массовом сознаний. На смену ей приходит религиозное сознание. Но этот процесс происходит диалектический, в тесном переплетении и взаимосвязи.

Мифы транслировались через песенную, ритуально-обрядовую и сюжетно-повествовательную формы. О мифах сложены многочисленные поэтические легенды, сказания и предания. В более позднем литературном изложении они представлены в древнегреческой «Илиаде», индийской «Рамаяне», карелофинской «Калевале» и других.Ниже представлена картина происхождения Вселенной в Индийской Мифологии: В океане плавало золотое яйцо «Хираньягарбхи» в котором набирался сил Брахма. Когда Брахма набрался сил яйцо раскололось, и образовались небо и земля и т. д.

 

Б).Религиозное сознание. Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Специфика религии в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил, и в их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Религия сложное духовое образование и общественно-историческое явление, к-рое не укладывается в однознач-

ный, прямолинейный характер. С одной стороны формируется сознание единства Ч. рода, значимость общеЧ. нравственных норм, непреходящих ценностей. С другой, имеются и совершенно другие настроения, идеи:

фанатизм, вражда к людям другой веры и т. д.

В позитивном плане религия выступала как мощное средство социальной регламентации и регуляций, упорядочений и сохраненений нравов, традиций, обычаев. Это важная культурно-историческая роль.

В негативном плане религия (Церковь) выступала орудием социального, политического гнета, осуществляла монополию на духовную жизнь нар-

одов, вероучение принудительно навязывало миллионам верующих.

Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов догматов. Культурно-историческая роль религии в том, что она выступала и продолжает выступать как мощный социальный институт по социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиции, обычаев. В этой связи можно выделить следующие функции религии:

- объединительная (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

- культурологическая (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

- нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Общность и различие религии и философии.

Общность в том, что оба они есть общественно-исторические формы мировоззрения и решают схожие задачи: мироуяснение и воздействие на сознание, поведение людей.

Различие в том, что философия отличается от религии свободомыслием, базирующимся на научно-мировоззренческой основе. Только наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные духом люди прибегали к свободомыслию. В то время как верующие черпали свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников (догматический).

Исторический, окончательное становление религиозного сознания произошло примерно в 5 веке до н. э. Это, тот этап культурного развития, когда с развитием производительных сил начали распадаться общинно-родовые связи и формируются новые общественные устои, основанные на частной собственности и эксплуатации.

На тот период религия в основном исключительно развивалась в родо-племенных общинах и имела племенную форму религиозного сознания и параллельно сосуществовала с мифами.

Политеизм (от греч. Poli – много, teizm – бог) – следующая за племенной, национально-государственная форма религиозного сознания. Она возникает из тотемизма, фетишизма и анимизма. Вера в множество равноправных фетишей, духов, сменяется верой в множество богов, получаемых конкретный облик, имя, культ. Его обычно отождествляют с язычеством. В иерархии богов нашли отдаленные отражения общественное разделение труда и земные отношения господства и подчинения.

Монотеизм. В последующем, национально-государственная форма религиозного сознания из политеизма перерастает в монотеизм. Оно было связано с дальнейшим развитием рабовладельческого государства и становлением монархии.

Мировые религии. В современных условиях мы имеем дело с мировыми религиями: христианство, ислам, буддизм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: