Б). Основные направления в философии – материализм и идеализм




В зависимости от решения ОВФ философы разделились на два лагеря: материализм и идеализм. Материализм (от лат. слова materialis - вещественный) – научное философское направление, утверждающее первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, не сотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Различают материализм стихийный и научный. Стихийный материализм (естественнонаучный материализм) – это историко-философское понятие, которое исходит их внутреннего убеждения подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира (это вера, построенная на интуиции, без научной аргументации). Научный материализм – это философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма.

Кроме того, первоначальный материализм имел еще и наивный характер. Наивный, означает бесхитростно – добродушный, доверчивый, обнаруживающий неопытность. Следовательно, наивный материализм тоже представляет собой историко-философское понятие, характеризующее доверчивое убеждение ученых и философов в объективной реальности внешнего мира. Оно показывает на отсутствие должного научного знания на тот период, а также отсутствия у большинства исследователей научного и социального опыта.

Исторические формы материализма. Первые учения материализма появляются на Др. Востоке, в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греции – за несколько веков до н. э. – в связи с прогрессом в области астрономии, математики и др. наук. Общая черта древнего, во многом еще наивного, материализма (Лао-Цзы, Ян Чжу, Ван Чун, школа чарвако-локоята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания. Заслугой древних материалистов было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Многие древние материалисты были стихийными диалектиками и наделяли природу психическими свойствами (гилозоизм), и были еще подвергнуты влиянию мифологической идеологии. Гилозоизм – греч. Hyle и zoe, вещество и жизнь – Ф. учение об универсальной одушевленности материи.

В средние века материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «совечности природы и бога» и ране пантеистических ересей. Номинализм (от лат. nomen – имя, название) – направление в средневековой философии, считавшее реально существующими только отдельные вещи с их индивидуальными качествами, а понятия – лишь именами. Пантеизм (от греч. pan – все и theos - бог) – философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Существует в двух формах: натуралистический П. (стоики, Бруно, отчасти Спиноза) – одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, то есть как бы растворяют бога в природе; мистический П. (Экхарт, Н. Кузанский, Беме, Мельбрани) – растворяет природу в боге. Ереси (от греч. hairesis – особое вероучение) – различные отклонения от официального вероучения к.-л. религии, оппозиционные или враждебные ему. В эпоху Возрождения материализм (Телезио, Бруно и др.) часто был облечен в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал М. античности.

- Дальнейшее свое развитие М. получил в 17-18 вв. в странах Европы (Бэкон, Галилей, Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк). М. в этот период был связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механический характер. Они, в отличие от М. натурфилософов Возрождения, стали рассматривать последние элементы природы как неодушевленные и бескачественные. Механ-ты, в целом соглашаясь с основн. положен. теории Дарвина, считали, что все многобразие видов, родов и классов выраж-ся исключит. через Фз. условия его протекания.

- По мнению Г. Спенсера и др. мыслит. вся живая матер. есть совокупность Фз. и химич. элемент.

- В жизни не заключ. никакой цели, а в самих организмах – никакой избирательн.

- Эволюц. не имеет направл. Свобода невозможна, а Ч. есть просто высшее Ж.

Другой особенностью было то, что все стремились к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования, и рассмотрение их вне развития. В 18 в. особое место занимали фр. М. (Ламетри, Дидро, Гольбах и Гельвеции). Оставаясь на позициях механического М., они вслед за Толандом рассматривали движение как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству М. 17 в. Все они были последовательными атеистами.

Вершиной в развитии этой формы М. на Западе был «антропологический» М. Фейербаха. Но он у него все же был созерцательным, которая была присуще всему домарксовскому М. В России и др. странах Восточной Европы во второй половине 19 в. дальнейшим шагом в развитии М. явилась философия революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Ботев и др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др.

Высшей и самой последовательной формой М. стал созданный Марксом и Энгельсом диалектический М. Он не только преодолел указанные выше недостатки старого М., но и присущее всем его представителям идеалистическое понимание человеческого общества.

В дальнейшей истории М. уже резко обозначились две принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического М., с одной стороны; и ряд упрощенных и вульгаризованных разновидностей М. – с др. Среди последних наиболее типичным был вульгарный М., приближавшийся к позитивизму. Справка: лат. vulgaris – простой, обыкновенный – Ф. течение середины 19 в., упрощавшее и огрублявшее основные принципы М. Были сторонниками естественно-Н. теории, отвергая полностью выводы Ф., как якобы «шарлатанство». К примеру, сознание и др. обществен. явления считали следствием физиологических процессов, якобы зависящих от состава пищи, климата и т. д. Позитивизм (лат. positivus - положительный) – направление в Ф., объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) Н. и отрицающие познавательную ценность Ф. К ним также тяготели «механистическая ревизия марксизма», «научный материализм» (Дж. Смарт, М. Бунге и др.). Во второй половине 19 в. М. в его зрелых формах оказался несовместимым с узкоклассовыми интересами буржуазии. Их философы обвиняют М. в аморализме, не понимании природы сознания и отодежствляют М. с примитивными его разновидностями. Отвергая атеизм и теоретико-познавательный оптимизм М., они, в интересах развития производства и естествознания допускали отдельные элементы материалистического мировоззрения. Иногда идеалисты изображают свои учения как «подлинный» и «наиболее современный» (Карнап, Башляр, Сартр). Затушевывая в ряде случаев противоположность М. и идеализма, отдельные Ф. прибегают не только к позитивизму и неореализму, но и к таким аморфным и двусмысленным построениям, как современный американский натурализм.

Идеализм – философское направление, противоположное материализму в решении ОВФ. Он исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом.

Идеализм рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания, и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий, критикующий)– философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Агностицизм (от греч. a – отрицание и gnosis - знание) – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Материалистическому детерминизму последовательный И. противопоставляет телеологическую точку зрения. Телеология (от греч. teleos – цель, logos – учение, слово) – религиозно-философское учение о наличии в мире объективных вне человеческих целей и целесообразности.

Если метафизический и вульгарный М. рассматривает И. только как нелепость и чепуху, то материалистическая диалектика подчеркивает в нем наличие гносеологических корней, причем почти у любой конкретной формы И. Это обосновывается тем, что возможность И. – отрыв понятий от их объектов – дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становиться действительностью только в условиях классового общества, где И. возникает как наукообразное продолжение мифологических и религиозных представлений. Марксизм все разновидности И. подразделяет на две группы: объективный и субъективный И.

В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство). Классической формой объективного И. была философия Платона. Связь философии с религиозно-мифологическими представлениями усиливается в начале н.э., в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся с позицией крайнего мистицизма.

Эта особенность объективного И. еще сильнее усиливается в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Ф. Аквинский). Перестройка объективного И. Ф. Аквинским проводится на искаженном аристотелизме. Основная суть – понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю вне природного бога, который мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир.

Начиная с Декарта (в эпоху Нового времени усиливаются индивидуалистические мотивы) все больше развивался субъективный И.. Классическим проявлением субъективного И. стала гносеологическая часть системы Беркли и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с др. – объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм.

В НКФ субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая – в философии Шеллинга и особенно Гегеля, который создал всеобъемлющую систему диалектического И.

Эволюция И. после распада гегелевской школы определялась утратой буржуазией прогрессивной общественной роли и борьбы ее против диалектического материализма. У многих философов понятие «И. » стало отождествляться с его наиболее откровенной, спиритуалистической формой. Спиритуализм (от лат. spiritus - дух) – И. учение о духовной первооснове мира. Для одних, материальный мир – это способ проявления бога и его способностей (объективный), для др. – это иллюзия человеческого сознания (субъективный). Они признают независимые от тела существование души. Появилось множество «промежуточных» и даже будто бы «возвышающихся» над И. и материализмом учений (позитивизм, неореализм и др.). Усилились агностические и иррационалистические веяния, мифологизация философии как «необходимого самообмана», неверие в человеческий разум, в будущее человечества и т. д. Получил развитие реакционный псевдоатеизм (ницшеанство, фашистские философские концепции, некоторые виды позитивизма и др.). Также распространились такие формы И., как экзистенциализм, неопозитивизм, а также религиозная форма – неотомизм.

Три названных течения – главные разновидности И. середины 20 в. Во второй его половине продолжился процесс расщепления И. на мелкие эпигонские школки. Эпигонство (от греч. epigonos – рожденный после) – не творческое следование какому-либо учению, школе, направлению. Главными социальными причинами «многообразия » форм современного И. (феноменология, критический реализм, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, концепции франкфуртской школы и др.) являются углубляющийся процесс мирового кризиса общественного сознания, стремление идеологов И. закрепить иллюзию «независимости» И. философии от политических сил общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: