Раскройте особенности логопедической работы при детском церебральном параличе




Детские церебральные параличи (ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу непрогрессирующих неврологических расстройств, возникших в результате недоразвития и повреждения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга в раннем онтогенезе.

Обучение и воспитание детей с церебральным параличом затруднено из – за смешанного характера дефекта, при котором сочетаются двигательные, речевые, познавательные и личностные нарушения.

Планирование коррекционно – педагогической работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности (ДЦП: интеллектуальное развитие в норме; ДЦП: (трудности в обучении), ДЦП:

(интеллектуальная недостаточность).

Содержание коррекционно – педагогической работы с дошкольниками с ДЦП в условиях дошкольных образовательных учреждений и реабилитационных центров включают направления:

1.Развитие сенсомоторной сферы включает работу над:

- зрительным восприятием цветов – различение, называние классификация, рядообразование;

- зрительное и осязательное восприятие форм;

- зрительное и осязательное восприятие фактуры предметов;

- зрительное и осязательное восприятие пространственных отношений;

- слуховое восприятие неречевых звуков;

- узнавание и воспроизведение темпо – ритмических структур.

2. Развитие речи предполагает:

- работа над фонематической системой (анализ, синтез, дифференциация звуков, фонематических представлений);

- увеличение пассивного и активного словарного запаса;

- развитие способности словоизменения и словообразования;

-развитие грамматической стороны речи;

- развитие связной диалогической и монологической речи.

3.Развитие мышления предполагает работу над:

- наглядно – действенными и наглядно – образными формами мышления – сравнения; развитие способности соотнесения частей и целого, классификация объектов по одному – двум признакам.

- вербально – логическими формами мышления – определение понятий, классификация предметов по категориям, исключение предметов, отгадывание загадок.

4.Развитие памяти и внимания предполагает:

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие зрительного внимания и памяти;

- конструирование по образцу;

- заучивание стихотворений.

5.Формирование элементарных математических представлений:

- порядковый счет; знакомство с цифрами;

- формирование представлений о количестве;

- формирование представлений о составе числа;

- решение элементарных задач;

- формирование представлений о времени.

Подготовка к овладению письмом предполагает:

- обучение правильному держанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;

- формирование направления письма

- формирование зрительно – моторной координации при письме (контроль над размером изображаемого объекта, соблюдение интервалов между изображениями);

- использование вспомогательных приемов:

*использование карандашей и ручек с отягощением;

* письмо по трафарету;

*обведение написанного;

*обведение пунктирного изображения;

*письмо по опорным точкам;

*письмо в пределах жирно очерченной рамки.

 

У детей с ДЦП частыми являются различные нарушения речи 70-80% (наиболее встречаемые ОНР, ДИЗАРТРИЯ). Особенностью дизартрий при ДЦП является общность нарушений общей и речевой моторики. Ребенок не только с трудом и в ограниченном объеме выполняет движения, но слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляции, что затрудняет выполнение целеноправленных действий и усиливает нарушения звукопроизношения.

При проведении логопедической работы с детьми с церебральным параличом необходимо учитывать:

1. что тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата: повышен мышечный тонус корня, спинки, кончика языка. Затруднено дыхание, голосообразование, произвольное открытие рта, затруднено продвижение языка вперед и вверх.

2. Нарушение артикуляционной моторики: задержка развития врожденных рефлексов орального автоматизма: сосательного, рефлекторного глотания, кусания и других.

3. Отмечается расстройство голоса, дыхания, темпа и ритма речи, нарушается интонационная выразительность, поражение речедвигательного анализатора приводит к нарушениям артикулирования звуков речи.

Логопедические занятия проводятся в таких положениях ребенка, при которых влияние тонических рефлексов на речевую моторику было бы минимальным (эти положения подбираются логопедом совместно с невропатологом).

Если ребенок сидит, то при проведении логопедических занятий обращают внимание на положение его головы: она должна не опускаться на грудь, не откидываться назад, а находиться по по средней линии. При необходимости правильное положение головы фиксируется головодержателем. Надо избегать наклона туловища вперед (для этого применяют специальные стулья), перекреста ног, свисания стоп. При проведении занятий важно, чтобы зеркало и лицо логопеда находились на уровне глаз ребенка.

Выбрав положение ребенка, после общего расслабления приступают к массажу и гимнастике артикуляционной мускулатуры.

Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения на ощущениях.

Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии у детей с ДЦП является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства, повышается саливация. Во время занятий от ребенка не требуют чрезмерных усилий.

Для развития речевого дыхания рекомендуют различные упражнения на дутье («Шторм в стакане», сдувание ватки с поверхности, задувание свечи и.т.п).

У ребенка с ДЦП развивают фонематический слух, восприятие и анализ.

Необходимо сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.

Слабость ощущения образа слова приводит к нестойкости связи между звуковой и смысловой его характеристики, что проявляется в недоразвитии лексики. Лексико – семантические нарушения у младших школьников с ДЦП были изучены Л.Б,Халиловой (1984г). Количественные нарушения проявляются в ограниченном словарном запасе, в медленном его формировании. Спецификой работы по развитию лексики является сочетание коррекционной работы и совершенствование восприятия и представлений с словесным обозначением предметов и явлений окружающей действительности. У детей отмечается ОНР (1.2.3. уровень речевого развития).

В дошкольном возрасте при втором уровне речевого развития уточняют и пополняют словарь названиями предметов, с которыми дети сталкиваются в быту и обиходе. При третьем уровне речевого развития содержание словарной работы расширяется: учат ориентироваться в пространстве (вперед, назад, далеко, близко), развивают временные представления (утро, вечер, сначала, потом). Содержание словарной работы опирается на расширение, углубление и обобщение знаний.

Работа над смысловой стороной речи способствует развитию связной речи. Формирование лексико – грамматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный процесс. При этом обращается особое внимание на усвоение ребенком однокоренных слов, подготавливая его к овладению морфологическим анализом. У детей формируют связную речь (учат пересказывать короткие тексты, работают по сериям сюжетных картинок, по сюжетным картинкам и т.п).

У детей младшего школьного возраста с ДЦП наблюдаются нарушения письменной речи у детей с ДЦП зависят от несформированностиоптико – пространственного гнозиса

(буквы не узнаются, долгоне запоминаются). Это затрудняет их соотнесение с определенными звуками (звуко – буквенный анализ формируется с большим трудом). На письме буквы смешиваются, особенно сходные по начертанию, искажается смысл слов. Особенностью нарушений письма у детей с ДЦП является его зеркальность, особенно проявляется на начальном этапе этапах обучения. В ряде случаев нарушения при письме проявляются в виде пропусков слогов и букв, смешениях и заменах согласных звуков, близких по месту и способу артикуляции.

Наиболее часто у детей с ДЦП отмечается оптическаядислексия и дисграфия. Работа проводится в следующих направлениях:

1.Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, и величины (зрительного гнозиса). Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг – арбуз, треугольник – крыша дома и т.д.)

2.Расширение объема зрительной памяти. Используют виды работ: Игра: «Чего не стало?»; Запомнить буквы (3-5), а затем выбрать их среди других. Игра: «Что изменилось?» Логопед раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем меняется расположение картинок, дети восстанавливают первоначальное расположение картинок.

3.Формирование пространственных представлений. А) Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе. Б) Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку (Покажи, предмет справа от тебя…) В) Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями.

4.Развитие зрительного анализа и синтеза.

Рекомендуются задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения предметов, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга. По развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв, например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом, определить буквы расположенные неправильно, выделить буквы наложенные друг на друга.

Большое место при устранении оптической дислексии и дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с каким – либо сходным предметом: О с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком и т.п. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и их узнавание (совместные действия ребенок – педагог).

Логопедическая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: