Шкала оценки показателей.




Речевое развитие первоклассников. (Из опыта работы)

А. А. Михияшина

ГБОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж

Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Руководитель: О.А. Матосова

Развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в младшем школьном возрасте и рассматривается в современном обучении и воспитании как основа его социализации и коммуникации. ФГОС НОО закрепил в портрете выпускника начальной школы такие качества, как активное и заинтересованное познание мира, владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности. А все это невозможно без хорошо развитой речи ребенка, без совершенствования педагогического процесса, направленного на речевое развитие детей с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Используя свой небольшой педагогический опыт работы в школе, я провела диагностическое исследование в 1 «В» классе (25 учащихся), целью которого являлось выявление степени активности и инициативности учащихся в речевом общении со сверстниками.

Предмет диагностики – особенности речевого общения детей младшего школьного возраста.

Метод диагностики – наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности.

Были разработаны показатели и шкала оценки показателей. Схема фиксации результатов наблюдения включала следующие показатели:

- степень участия ребенка в общении: инициатива общения или ответ на предложение общения или пассивное участие в коллективном разговоре;

- владение речевыми умениями: слушать и правильно понимать мысль собеседника, формулировать в ответ свое суждение;

- владение умениями речевого этикета: умение вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора.

Шкала оценки показателей.

Уровневая характеристика особенностей общения ребенка

Высокий уровень речевого общения. Ребенок в течение дня испытывает потребность в общении со сверстниками и успешно реализует ее; с удовольствием участвует в коллективных и диалогических формах общения, может занимать разные позиции активности, умеет пользоваться формулами речевого этикета.

Средний уровень речевого общения. Ребенок отвечает на предложенное общение, использует простые предложения, фразы, больше общается со взрослыми, чем со сверстниками, не участвует в коллективных формах общения; знает правила речевого этикета, но пользуется ими по напоминанию.

Низкий уровень речевого общения. Ребенок в течение дня не испытываетпотребности в общении со сверстниками. Со взрослыми общается по их инициативе, в разговорах участвует в роли пассивного слушателя, использует простые нераспространенные предложения, формами речевого этикета пользуется редко.

В результате проведенного исследования было выявлено, что 70% учащихся (17 учащихся) имеют высокую степень речевого общения, 25% (6 учащихся) имеют среднюю степень речевого общения и лишь 5% (2 человека).

Исследования представлены в диаграмме.

 

 

 

Со вторым показателем, а именно: владение речевыми умениями, намного сложнее, всего 20% учащихся умеют слушать и правильно понимать мысль собеседника, формулировать в ответ свое суждение и правильно выражать мысль посредством

,.

Как показали результаты наблюдения, в младшем школьном возрасте очень плохо развито владение умениями речевого этикета, всего 15% учащихся владеют умением обращения к собеседнику (приветствие, приглашение к разговору, привлечение внимания, одобрение, благодарность).

 

 

В результате наблюдений было выявлено недостаточное речевое развитие первоклассников, а оно является одним из важных приобретений ребенка в младшем школьном возрасте и рассматривается в современном обучении как основа его социализации и коммуникации. Школа дает основу младшему школьнику, но главную роль играет семья, поэтому мною были разработаны рекомендации для родителей по повышение речевого развития первоклассников:

1. Ежедневно проводить с ребенком игры на развитие фонематического слуха.

2. Расширение и обогащение словарного запаса ребенка, через чтение художественных произведений, с обязательным пересказом и ответами на вопросы по тексту.

3. Развитие мелкой моторики (массаж кистей рук, пальцев).

4. Учить ребенка основным умениям речевого этикета.

4. Каждый день спрашивать у ребенка, как у него дела в школе.

 

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – С. 33.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: