Принципы обучения русскому языку




Процесс обучения русскому языку подчиняется установленным педагогической наукой закономерностям и опирается на ряд принципов.

Принципы обучения – это многократно апробированные и подтвержденные практикой основные исходные положения, правила, ранее выявленные закономерности, нарушение или несоблюдение которых делает учебный процесс нерезультативным, неэффективным.

Принципы – это исходные, основополагающие положения, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны познавательной и практической деятельности учащихся.

Выделяют принципы общедидактические и общеметодические (методические).

Общедидактические принципы применяются в методиках преподавания всех предметов.

Общеметодические - свойственны только особенностям обучения данному предмету, в нашем случае – обучения русскому языку.

Как видим, в процессе обучения учителю следует учитывать закономерности учебного процесса – принципы обучения русскому языку.

2. Принципы обучения, установленные дидактикой, очень важны при разработке содержания и построения уроков русского языка.

Рассмотрим дидактические принципы обучения применительно к преподаванию русского языка.

1. Принцип научности предполагает строгий отбор сведений из науки, освещение всех вопросов курса русского языка с точки зрения достижений лингвистической науки. Применительно к урокам русского языка этот принцип предполагает сообщение учащимся только таких сведений, которые прочно установились в современной лингвистической науке.

2. Принцип системности и последовательности. Реализация этого принципа требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенном порядке, каждый элемент учебного материала связывался с другим, последующее опиралось на предыдущее, готовя учащихся к усвоению нового. В соответствии с этим принципом учащиеся переходят к усвоению нового материала после усвоения предыдущего.

3. Принцип связи теории с практикой: умение применять полученные знания, ученики должны видеть, как то или иное явление «живет» в языке, учиться использовать изучаемые факты в практике речи.

Законы языка могут стать средством практического применения, владения языком лишь в том случае, если они усвоены сознательно.

4. Принцип сознательности предполагает целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых явлений, их переработка в ходе выполнения речевых действий. Для реализации этого принципа учитель должен: - обеспечить осмысление усваиваемого материала; - научить детей приемам самостоятельной работы; - показать целесообразность выполняемой работы. Достижение принципа сознательности учащихся в обучении связано с их активностью: овладение изучаемым языком возможно в том случае, если каждый обучающийся является активным участником учебного процесса, если он вовлечен в речевую деятельность. Активность возникает в определенных условиях: ученик должен чувствовать потребность в изучении этого предмета. Основными источниками активности являются мотивация, желание, интерес.

5. Реализовать принцип активности на уроках русского языка помогают следующие приемы: 1) развивать мотивацию изучения русского языка; 2) использовать различные приемы работы (хоровая, в парах, групповая, индивидуальная); 3) учитывая возрастные особенности учащихся, шире применять приемы, стимулирующие эмоциональную активность (игровые моменты, музыка, цвет).

6. Принцип индивидуализации - индивидуальный подход, создание благоприятных условий для приобретения каждым учеником знаний по русскому языку.

7. Принцип наглядности - учебный материал усваивается в процессе ярких образов и конкретных представлений, помогающих прочному усвоению знаний и прочному усвоению.

В обучении русскому языку реализуются также принципы связи обучения и воспитания, прочности, контроля и др.

Итак, рассмотренные дидактические принципы необходимо учитывать в процессе обучения русскому языку.

3. Рассмотрим основные принципы, которые приняты сегодня в лингводидактике и в соответствии с которыми определяются содержание, методы и приемы работы на уроках русского языка.

1. Принцип единства аспектного комплексного подходов (принцип взаимосвязанности различных разделов) – грамматики и лексики, морфологии и синтаксиса, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации и т.д. – занимает одно из центральных мест в методике. Основа этого принципа - всестороннее рассмотрение факта или явления языка. Так, например, в процессе изучения морфологии рассматриваются вопросы орфографии, связанные с правописанием тех или иных частей речи. Пунктуационные навыки школьников формируются в процессе изучения синтаксических тем и частично при изучении морфологии (причастный, деепричастный обороты).

2. Коммуникативный принцип - о дин из ведущих принципов обучения языку. Коммуникативный подход связан прежде всего с изучением языка как средства общения. В центре внимания методистов оказался текст как основная дидактическая единица обучения. В соответствии с коммуникативным подходом текст рассматривается как продукт речевой деятельности человека, как реализованный замысел высказывания, а задачей речевого развития учащихся становится обучение порождению и восприятию текстов.

3. Функционально-семантический принцип предполагает подход к обучению языку с точки зрения способа выражения данного содержания, с точки зрения значения тех или иных формальных средств: язык «обретает» жизнь в действии, т.е. в речи как выражение того или иного содержания, смысла.

4. Социокультурный (культуроведческий) принцип в современном языковом образовании означает осознание того, что язык – это еще культурный код нации, а не только средство общения и познания, приводит к необходимости осуществлять речевое развития с учетом культурного фона, который стоит за каждой единицей языка. Так, роль метафоры, символа, стереотипа, фразеологизма в культуре и в языке должна отразиться в содержании курса «Русский язык». Внимание к образным средствам, прежде всего метафоре и сравнению, к феномену языковой игры, к фразеологизмам – словом, внимание ко всему тому, что составляет веками накопленный культурный код русского языка, должно найти отражение в содержании обучения русскому языку.

Таким образом, указанные методические принципы лежат в основе современного школьного курса русского языка.

Итак, совокупность рассмотренных выше дидактических и методических принципов позволяет создавать методические системы обучения применительно к конкретным целям и задачам языкового образования школьников.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: