Л- № 3-4: Программы по русскому языку




Программа по русскому языку - средство конкретизации содержания обучения данному учебному предмету в школе.

Типологическая классификация программ по русскому языку:

а) по месту, отводимому предмету в учебном плане;

б) в зависимости от типа (вида, профиля) учебного заведения (класса) и целей образовательной подготовки.

Принципы построения программ (расположения учебного материала в них):

1) концентрический - отдельные темы или разделы изучаются с перерывом, повторяясь на новом уровне несколько раз за все время обучения,

2) линейный - части материала расположены последовательно,

3) линейно-концентрический (спиралеобразный) принцип – способ структурирования материала программы по возрастным группам, последовательное расположение каждого блока для каждого возрастного периода,

4) линейно-ступенчатый - постепенное возрастание количества исторических фактов и теоретических понятий в зависимости от уровня обучения, на котором находится ученик,

5) линейно-параллельный (перемежающийся),

6) блочный (модульный) - речь идет о некоторой самостоятельной целостности, которая может выступать как часть какой-то общей конструкции. Модульные программы - программы, состоящие из отдельных, относительно самостоятельных фрагментов. Наиболее важные принципы проектирования модульных программ: каждый модуль должен иметь самостоятельную цель, достигаемую при изучении данного модуля; модули не м/б построены на идеях, противоречащих друг другу; модули д/быть построены на одном методическом основании; все применяемые методические приемы в модулях д/одинаково трактоваться и б/понятны всем участникам образовательного процесса; цели модулей должны быть диагностируемы сопоставимыми методиками; модуль д/б обеспечен УМК, позволяющим учащимся самостоятельно (при необходимости) освоить содержание; модули д/б обеспечены дополняющими друг друга (согласуемыми друг с другом) глоссариями. Модульная программа предполагает, что участники образовательного процесса, могут выбрать некоторое минимально-возможное число модулей (принцип их отбора, при этом, должен быть четко определен) или освоить всю программу,

7) спиральный - программы сочетают последовательность и цикличность. Круг знаний по исходной проблеме постоянно расширяется и углубляется. Нет перерывов в изложении, как при концентрическом типе.

Существуют два основных способа построения учебных программ: линейный и концентрический.

Линейный способ построения учебной программы основан на последовательном и непрерывном расположении отдельных частей ее содержания. Они логически связаны между собой и представлены в программе только один раз. Таким образом, при линейном способе построения программы новые знания основываются на уже известном материале. При таком изучении материала достигается существенная экономия учебного времени. В то же время линейный способ построения программы не всегда позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, что может затруднить восприятие сложного материала, особенно на младшей ступени обучения.

При концентрическом способе построения программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Недостатком такого способа построения учебных программ является необходимость выделения большого объема времени на тот или иной материал. Однако следует признать, что концентризм в педагогической практике неизбежен при изучении целого ряда учебных программ, в частности в процессе освоения иностранного языка.

Принципы последовательности и концентризма при построении учебных программ могут сочетаться при спиралевидном расположении материала. В этом случае учащиеся имеют возможность постепенно и непрерывно расширять знания по конкретной учебной проблеме, не допуская перерывов, как это иногда бывает при концентрическом способе построения учебных программ.

 

· Особенности действующих программ по русскому языку (основному курсу) для 5-9 классов

· Особенности действующих программ по русскому языку для 10–11 классов.

Нормативные документы:

1. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

2. Типовые учебные планы основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстана, утвержденные приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 8 ноября 2012г. №500.

3. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 июля 2013 года № 296 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстана»

4. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 мая 2013г. №198 «О начале 2013-2014 учебного года в общеобразовательных учебных заведениях».

5. Учебные программы по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня основного среднего образования (5-9 классы) и уровня общего среднего образования (10-11 классы общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений), им. Ы.Алтысарина, Астана,2013год

6. Требования и нормы оценки диктантов, изложений и сочинений по русскому языку и литературе в школе с русским языком обучения. Инструктивно-методическое письмо. Астана, 2000.

7. Перечень учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования в 2013-2014 учебном году, определенный приказами МОиН РК №146 от22 апреля 2013г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: