идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).




В Замоскворецкий районный суд г.Москвы

Истцы: (Ф.И.О., телефон, адрес регистрации, фактического проживания)

Ответчики:

Пенсионный фонд РФ (ПФР)

адрес юридического лица: 119991, ГСП-1, г.Москва, Шаболовка, д.4, факс: 982-06-63

 

Третьи лица:

 

 

О признании конституционного права граждан на информационное самоопределение в системе социального обеспечения и реализацию его в системе пенсионных отношений

 

И С К О В О Е З А Я В Л Е Н И Е

 

Мы, истцы, являясь гражданами Российской Федерации, обратились к ответчикам – руководителям ГУ - Пенсионного фонда РФ с заявлениями в отношении каждого из нас о том, что ответчик нарушает наше конституционное и гражданское право на обработку наших персональных данных на законных принципах, право идентифицировать себя в любых отношениях по фамилии, имени, отчеству, дате, месту рождения и месту жительства, отношению к гражданству, а не по идентификационному номеру (СНИЛС), право на достоинство личности и свободу убеждений, право на свободу действия в своей жизни в соответствии со своими православными религиозными убеждениями.

Просили ответчика признать наше конституционное право на социальное обеспечение без условия включения наших персональных данных в автоматизированную информационную систему; право на выбор бумажной информационной системы для цели регистрации и учета нас в органах Пенсионного фонда России и участия в пенсионных отношениях без присвоения единого универсального цифрового идентификатора личности - страхового номера; признании недействительными и уничтожении присвоенных нам ранее страховых номеров, указанных в страховых свидетельствах; признании недействительными ранее выданных нам страховых свидетельств с записью о страховом номере и записью об изменении пола; обязании ответчика изменить применяемые автоматические информационные системы (в частности, «Налог», «Сведения о физических лицах», "Система персонифицированного учета для ПФР"), чтобы при внесении в них наших персональных данных нам не присваивался бы и не использовался единый универсальный идентификационный знак - страховой номер, являющийся идентификационной характеристикой физического лица; не применять в отношении нас, истцов вышеуказанные автоматизированные информационные системы до тех пор, пока такие изменения не будут внесены.

Ответчик - ГУ - Пенсионный фонд РФ, а также в лице подчиненных ему ГУ-Управлений ПФ РФ по Москве и Московской области, Ставропольского края свои отказы в удовлетворении наших требований обосновал тем, что для реализации наших конституционных прав, как граждан РФ, на материальное обеспечение при достижении пенсионного возраста осуществляется сбор, обработка и внесение на наши лицевые счета всех сведений о нас, вт.ч. о стаже и заработке, для назначения и выплаты нам пенсий, пособий и иных выплат, установленных законодательством.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования № 165- ФЗ учет всех застрахованных лиц ведется на основании единых универсальных идентификационных знаков. На лицевой счет застрахованного лица заносятся анкетные данные о застрахованном лице (фамилия, имя, отчество, год и место рождения и иные...), а также сведения о его стаже и заработке, которые впоследствии будут использованы при назначении указанному лицу (или его иждивенцам) государственной пенсии. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер его индивидуального лицевого счета и анкетные -персональные данные указанного лица в соответствии с подпунктами 1-5 п.2 ст.6 настоящего федерального закона (фамилию, имя, отчество, дату рождения, место рождения, пол...).

Индивидуальные сведения о стаже и заработке конкретного застрахованного лица представляются по установленной форме СЗВ-1, содержащей помимо страхового номера индивидуального лицевого счета также и фамилию, имя и отчество застрахованного лица. Номер лицевого счета застрахованного лица имеет то же смысловое значение, что и номер паспорта, номер записи в книге актов гражданского состояния, что ни в коей мере не нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, ни их религиозные убеждения. Структура страхового номера индивидуального лицевого счета определенав соответствии с технологией ведения (персонифицированного) учета, разработанной Пенсионным фондом РФ в целях реализации вышеуказанного федерального закона.Страховой номер индивидуального лицевого счета используется только для хранения и обработки сведений о пенсионных правах гражданина в базе данных индивидуального(персонифицированного)учета.

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения относятся к категории конфиденциальной информации и используются только для целей пенсионного обеспечения и страхования, не нарушают право истцов на доброе имя и свободу вероисповедания. Аннулирование страхового номера истцов нарушает ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех граждан перед законом. В Соглашении от 02.02.2004 г. между Русской Православной Церковью и Пенсионным фондом РФ отсутствует пункт об исключении страхового номера для православных христиан.

Таким образом, ответчик отказался реализовать наше конституционное право на социальное обеспечение из-за отсутствия нашего свободного волеизъявления или согласия на включение наших персональных данных (любой информации о нас и членах наших семей) в автоматизированную информационную систему учета застрахованных лиц, элементом доступа к которой является личный идентификатор СНИЛС и ИНН.

Между тем,Конституцией Российской Федерации, международными договорами и действующим федеральным законодательством не предусмотрено оснований для отказа в реализации гарантированного нам права на социальное обеспечение.

Так, в силу ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 378-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ) Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ, ред. от 01.05.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее сокращенно: Закон № 27-ФЗ).

 

мы именуемся «застрахованные лица» - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении нас государство в лице Пенсионного фонда РФ ведет индивидуальный (персонифицированный) учет - организацию и ведение учета сведений о каждом из нас, застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.На каждого из нас также ведется учет сведений как о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи;имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, а также сведений о наших детях, который осуществляется в порядке, установленном п.9 ст.6 Закона (п. 9 введен Федеральным законом от 29.11.2010 N 313-ФЗ.):

 

по индивидуальному лицевому счету застрахованного лица - документу, хранящемуся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащему предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации или информационную систему "личный кабинет застрахованного лица" - информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации, предоставляющая возможность застрахованному лицу получать содержащиеся в его индивидуальном лицевом счетесведения в составе, определяемом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

 

Целями индивидуального (персонифицированного) учета в силу ст.3 Закона № 27-ФЗ являются:

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации,

для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам.

 

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах: единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; всеобщностии обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах; доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет; использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования; соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов; осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами прав на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (ст.4 Закона).

 

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст.5 Закона).

 

В силу ст.6 Закона №27-ФЗ на территории Российской Федерации на нас, как и «каждое застрахованное лицо»,Пенсионный фонд Российской Федерации открыл индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером (универсальным цифровым идентификатором личности), являющимся ключевым элементом доступа для сбора и обработкинаших персональных данных, содержащихся в автоматизированной информационной системе.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).

 

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в силу п.2 ст.6 Закона указаны в отношении каждого из нас следующие персональные данные:

1 ) страховой номер;

2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) пол;

6) адрес постоянного места жительства;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1 - 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа;

8) гражданство;

9) дата регистрации в качестве застрахованного лица;

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения систематически уточняются и дополняются (п.6 ст.6 Закона). Индивидуальный лицевой счет каждого из нас как застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизнизастрахованного лица, а после его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел (п.7 ст.6 Закона).

 

Сведения, содержащиеся в открытых на нас Пенсионным фондом индивидуальных лицевых счетах как застрахованных лиц, относятся к информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ) (п.8 ст.6 Закона).

 

Вместе с тем, ранее пункт 8 статьи 6 Закона 27-ФЗ гласил:

" категории конфиденциальной информации".

Федеральный закон от 11.07.2011 N 200-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" внес следующие изменения статьей 5:

 

Внести в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 1, ст. 13; 2008, N 18, ст. 1942; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6454; 2010, N 49, ст. 6409) следующие изменения:

 

1) в пункте 8 статьи 6 слова "категории конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации" заменить словами: "информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности";

2) в части первой статьи 17 слова "конфиденциальной информации" заменить словами "информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности".

Разница между указанными понятиями состоит в том, что в новой редакции содержания термина "требование об обеспечении конфиденциальности" следует, что конфиденциальность наших персональных в настоящее время не обеспечена и, возможно, будет обеспечена в неопределенном будущем.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдал каждому из нас, как застрахованному лицу, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее: страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС),

дату регистрации в качестве застрахованного лица, наши анкетные данные в соответствии с подпунктами 1 - 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона(ст. 7 Закона в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ).

Считаем, что действия ответчика, связанные с владением и распоряжением (хранением, использованием, распространением, обезличиванием, передачей третьим лицам, включая трансграничную передачу, уничтожением и блокированием) нашими персональными данными (или любой информацией о нас и членах нашей семьи том числе о религиозной, этнической, личной и политической сферах нашей жизни ), без нашего согласия на включение их в автоматизированную информационную систему и связанное с этим присвоение нам цифрового идентификатора личности (страхового номера),являются антиконституционными и противоречащими действующим федеральным законам.

Между тем, правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют:

 

Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере (ст.2 Закона).

 

В силу ч.1 ст.39 Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

При этом каждый из нас, истцов, имеет право реализовать свое конституционное право на бесплатное социальное обеспечение без каких-либо дополнительных условий, не предусмотренных Конституцией РФ, в том числе без условия присвоения нам цифрового идентификатора личности с целью обработки наших персональных данных в автоматизированной информационной системе.

 

При заполнении анкетных данных на бланке заявления, предоставленном нам ответчиком, каждый из нас, истцов, своей подписью подтвердил достоверность представленных о себе сведений, чемтрадиционно выразил свое доверие Пенсионному фонду РФ или согласие на обработку наших персональных данных неавтоматизированным способом на бумажном материальном носителе, без обработки и включения их в автоматизированную информационную систему на электронном материальном носителе.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует ФедеральныHYPERLINK "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/"й закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ HYPERLINK "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/"(HYPERLINK "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/"в HYPERLINK "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/"ред. от 13.07.2015) "Об организацииHYPERLINK "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/" предоставления государственных HYPERLINK "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/"и муниципальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.HYPERLINK "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/"HYPERLINK "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/"09.HYPERLINK "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/"HYPERLINK "https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/"2015), где

заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (п.3 часть 1);

Статья 5 Закона № 210-ФЗ. Права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг гласит:

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:

1 ) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;

2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;

3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Таким образом, мы, истцы вправе были обратиться за получением государственных и муниципальных услуг не только в электронной форме, но в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по их выбору, а органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны были обеспечить нам такую возможность ( пункт 3 статьи 5; пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010г. №210-ФЗ).

Право наобработку персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных без использования средств автоматизации является правом на выбор гражданином традиционной бумажной информационной системы и содержится в пунктах Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации", утвержденным Председателем Правительства РФ ПУТИНЫМ В.В. 0 (Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации", опубликованным 24 сентября 2008 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №4757 и вступившим в законную силу 25 октября 2008г., которое в целях реализации Федерального закона "О персональных данных" постановляет:

 

Федеральным органам исполнительной власти в месячный срок привести свои акты по вопросам обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, в соответствие с настоящим постановлением (пункт 2).

Из пункта 1 указанного Положения следует, что обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из такой системы (далее - персональные данные), считается осуществленной без использования средств автоматизации (неавтоматизированной), если такие действия с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов персональных данных, осуществляются при непосредственном участии человека (пункт 1). Правила обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, установленные нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также локальными правовыми актами организации, должны применяться с учетом требований настоящего Положения (пункт 3).

В Разделе II. Особенности организации обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации содержатся следующие требования:

Персональные данные при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации, должны обособляться от иной информации, в частности путем фиксации их на отдельных материальных носителях персональных данных (далее - материальные носители), в специальных разделах или на полях форм (бланков) (пункт 4).

При использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (далее - типовая форма), должны соблюдаться следующие условия:

а) типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

б) типовая форма должна предусматривать поле, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своем согласии на обработку персональных данных, осуществляемую без использования средств автоматизации - при необходимости получения письменного согласия на обработку персональных данных (пункт 7).См. https://www.rg.ru/2008/09/24/dannye-obrabotka-dok.html.

Таким образом, при разрешении вопроса о предоставлении нам государственной услуги по социальному обеспечению, сотрудники Пенсионного фонда РФ не применили правовые нормы Положения, регламентирующие работу с нашими персональными данными при их неавтоматизированной обработке,что повлекло незаконное ограничение гарантированного нам Конституцией права на социальное обеспечение, а также иных, связанных с ним, конституционных прав.

В соответствии с пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»

государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данныхв связи с развитием автоматизированной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) (см. Основные мероприятия Минэкономразвития России в 2014 году в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы).

При этом ведение реестра подразумевает под собой сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, использование, распространение, передачу, обезличивание, уничтожение персональных данных, а также иные действия.

Ответчиком заявлено, что в настоящее время предоставление нам государственных услуг в сфере социального обеспечения не представляется возможным без присвоения нам универсального цифрового идентификатора личности - страхового номера, необходимого для обработки наших персональных данных автоматизированной информационной системой, которая непосредственно и неразрывно связана с ведением Единого электронного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011г. № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно - технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» на основании которого создана федеральная государственная информационная система "Единая системаидентификации иаутентификациивинфраструктуре,информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" ( далее - единая система идентификации и аутентификации) и утверждены требования к поименованной федеральной государственной информационной системе (далее - Требования). Постановление опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 5 декабря 2011 г., N 49 (ч. V), ст. 7284.

Во исполнение пункта 4 указанного постановления, в качестве Приложения к приказу Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.04.2012 №107 утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре,обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

В Главе I. Общие положения, раздела II. Участники информационного взаимодействия предусмотрено:

2.1. Участниками информационного взаимодействия с использованием единой системы идентификации и аутентификации являются:

б ) физические и юридические лица, обращающиеся за предоставлением государственных и муниципальных услуг в органы и организации (далее – также заявители).

III. Структура системы идентификации и аутентификации.

Правила формирования регистров единой системы идентификации и аутентификации и их использование:

3.1. Единая система идентификации и аутентификации включает в себя регистры объектови субъектов, содержащие идентификаторы сведений об объектах и субъектах и их полномочиях в единой системе идентификации и аутентификации.

3.2. В состав единой системы идентификации и аутентификации входят:

а) регистр физических лиц, в котором указываются идентификаторы сведений о физических лицах (гражданах Российской Федерации, новорожденных детях, иностранных гражданах и лицах без гражданства, индивидуальных предпринимателях, обращающихся за предоставлением государственных и муниципальных услуг), представленные данными физическими лицами в целях регистрации на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - заявители);

3.3. В регистре физических лиц содержатся идентификаторы, указанные в подпункте «а» пункта 3.2 настоящего положения, имеющиеся в базовых информационных ресурсах, информация о которых имеется в федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации».

Формирование регистра физических лиц производится заявителями путем добровольного, самостоятельного внесения сведений, указанных в абзацах первом и четвертом настоящего пункта, либо с согласия заявителей органами и организациями, имеющими право на выдачу ключей простых электронных подписей в целях оказания государственных, муниципальных услуг, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №65-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №15, ст. 2038), или аккредитованными удостоверяющими центрами с согласия заявителя при условии соответствия этих сведений информации, содержащейся в базовых информационных ресурсах.

Права и обязанности физических лиц на получение государственных и муниципальных услуг определяются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27 июля 2010 N210-ФЗ предоставлениегосударственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Закона или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные имуниципальныеинформационныесистемы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру, Правила и порядок информационно -технологическоговзаимодействияинформационныхсистем,используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной инфраструктуре, обеспечивающей их взаимодействие, устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1, 2).

Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждены Требования, согласно которым единая система идентификации и аутентификации должна обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в единой системе идентификации и аутентификации к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах, в следующих целях: предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальноезадание (заказ); исполнение государственных и муниципальных функций;формированиебазовых государственных информационных ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации; межведомственное электронное взаимодействие; иные цели, предусмотренныефедеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации (пункт 1). Участниками информационного взаимодействия являются в том числе физические лица (пункт3).

Закон о персональных данных допускает обработку персональных данных в случае, когда обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг (пункт 4 части 1 статьи 6).

Постановление допускает обработку персональных данных дляидентификации,аутентификации, авторизации участников информационного взаимодействия только для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, регистрации заявителя на едином портале.

При этом не нарушаются требования статьи 9 Закона о персональных данных, поскольку, регистрируясь на едином портале, заявитель сообщает о себе персональные данные и дает согласие на их обработку.

Таким образом, предусмотренный пунктом 6 Требований регистр физических лиц не является государственным регистром населения.Регистр физических лиц по существу является информационной системой персональных данных.

Базовыми государственными информационными ресурсами являются указанныев Перечне,утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 654-р"Обазовых государственных информационных ресурсах" государственные информационные ресурсы,содержащие идентификаторы, позволяющие получить из этих и иных государственных информационных ресурсов сведения о лице и (или) об объекте, необходимые для предоставления государственных или муниципальных услуг (исполнения государственных или муниципальных функций), идентификаторы, сведения о лице и (или) об объекте.

Использование в регистрах единой системы идентификации и аутентификации идентификаторов не нарушает свободу совести и вероисповедания граждан, исключительно в том случае, когда в системеиспользуются идентификаторы, установленные федеральными законами, и только с согласия заявителей.

Постановление применяется лишь к гражданам, обратившимся за получением государственных или муниципальных услуг в электронном виде, и только с их согласия.

Одновременно, з аявитель имеет право идентифицировать себя в любых отношениях по фамилии, имени, отчеству, дате, месту рождения и месту жительства, отношению к гражданству, а не по идентификационному номеру, поскольку граждане вправе обратиться за получением государственных и муниципальных услуг не только в электронной форме, но и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по их выбору, а органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны обеспечить такую возможность (пункт 3 статьи 5, пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, Решение Верховного суда от 29.05.2012г. № АКПИ12-645).

Таким образом, для использования в регистрах единой системы идентификации и аутентификации цифровых идентификаторов наших личностей (СНИЛС, ИНН) ответчик должен был получить наше согласие



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: