Подготовка к выполнению жизненных задач




Задачи подросткового возраста

 

Подростковый возраст считают переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частич­но—к группе взрослых. В одних случаях к подросткам от­носятся как к детям, а в других — как к взрослым. Некото­рые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему. Под­ростки еще не могут пользоваться теми привилегиями, ко­торые есть у взрослых, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве.

Подросток находится в состоянии перемещения, пере­ходя из одной возрастной группы в другую. Он стремит­ся поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответ­ственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет. А сколько проблем возникает в повседневной жиз­ни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Его не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знакомые ребята. Утром, проснувшись, он об­наружил у себя на лице новые прыщи.

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных, существуют и другие зада­чи, которые приходится решать каждому из нас. Их так и называют — жизненные задачи. Их выявил американский психолог Роберт Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и образование» он выделил

задачи развития в юности,

кото­рые посчитал обязательными:

1. Принятие своей внешности и умение эффективно вла­деть телом.

2. Формирование новых, более зрелых отношений со свер­стниками обоего пола.

Принятие мужской или женской роли.

4. Достижение эмоциональной независимости от родите­лей и других взрослых.

Подготовка к трудовой деятельности.

Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

7. Появление желания нести ответственность за себя и об­щество

Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач никуда не уйти, с их решением нельзя опоздать, отложить напоследок. Не выполнил эти за­дачи, считай, что не успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавли­вать со сверстниками серьезных отношений. Все задачи жизни надо решать в свое время. Таково неписаное правило общественной жизни. Продвигаться к решению более слож­ной задачи можно только после решения более легкой. За­дачи подростковой и юношеской жизни образуют строгуюпоследовательность. Навыки, которыми ты овладел при ре­шении предыдущей задачи, понадобятся для решения по­следующей.

 

Как известно, после юности следует наступление возраста зрелости. Если кому-то не удалось справиться с задачами, ко­торые надо решать будучи подростком и юношей, он будет испытывать постоянную тревогу и осложнения в отношениях с
другими людьми в зрелом возрасте. В чем же заключается вы­
полнение этих задач? Рассмотрим их в предложенной после­довательности.

 

Подготовка к выполнению жизненных задач

 

1. Принятие своей внешности и умение эффективно вла­деть телом. В подростковом возрасте человеку свойственночрезмерно беспокоиться по поводу своих физических данных: то рост слишком мал, то веснушек очень много. Подростку не­обходимо принять свой физический облик и изменения, про­исходящие в организме, а также научиться заботиться о своем теле и эффективно владеть им в таких видах деятельности, как физкультура и спорт, отдых и развлечения, учеба и по­вседневные дела.

2. Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Детские интересы и дружба меж­ду сверстниками одного пола у подростков, юношей и деву­шек должны дополняться разнополой дружбой. Вы все еще толкаете девчонок, дергаете их за волосы, вместо того чтобы подать им пальто, угостить мороженым или пригласить в ки­но? Значит, вы еще не повзрослели. Чтобы стать взрослым, необходимо научиться искусству общения с представителями другого пола.

3. Принятие мужской или женской роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как — женщина? Как они должны се­бя вести? Кем должны стать в жизни? Недостаточно маль­чикам играть в войну, а девочкам — в куклы. Надо учиться более взрослым отношениям между мужчиной и женщиной. Подумать, например, о том, что такое роль мужчины как кормильца семьи и роль женщины в создании домашнего уюта и в воспитании детей. Посоветуйтесь с родителями. Они вам помогут разобраться, кто есть кто и что есть что в мире взрослых.

4. Достижение эмоциональной независимости от родите­лей и других взрослых. Подросток должен установить отно­шения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости. Подростки, восстающие против родителей и других взрослых и вступающие с ними в конфликт, должны научиться пони­мать самих себя и старших, уметь разбираться в причинах конфликта.

5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость. Одной изпервейших задач юности считается выбор профессии, подго­товка к профессиональной деятельности и достижение эконо­мической независимости, когда юноша или девушка способ­ны самостоятельно обеспечивать себя. Первая часть этой задачи заключается в том, чтобы выяснить, чего вы хотите от жизни. Вторая часть — выбор профессии, обучение и начало профессиональной деятельности.

6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

Большинство юношей и девушек стремятся создать счастли­вую семью. Уже на школьной скамье должны постепенно вы­рабатываться навыки дружелюбного общения с представите­лями противоположного пола, умение не только ухаживать, но и строить долговременные и прочные межличностные от­ношения. Девушкам рекомендуется присмотреться к жизнен­ному опыту матерей, навыкам решения конфликтов в семье, уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, а юношам — к жизненному и социальному опыту отцов, умению зарабаты­вать деньги, содержать семью, брать на себя всю ответствен­ность за принимаемые решения, быть сострадательным и ве­ликодушным.

Решение задач, стоящих перед подростком, требует преодо­ления немалых трудностей. Важно выработать правильнуюстратегию. Такая стратегия необходима при столкновении с новыми требованиями, с которыми нельзя справиться при по­мощи ранее усвоенных и привычных форм поведения. Все это предполагает наличие соответствующих способностей.

Процесс преодоления трудностей протекает следующим образом:

— сначала происходит «первичная оценка» ситуации;

— затем оцениваются собственные возможности, включая возможную поддержку со стороны окружающих;

— наконец, на основе неудач или новой информации мож­но прийти к оценке проблемы, включающей новую постанов­ку задачи и новые варианты поведения.

Одним из примеров стратегии преодоления проблем является ведение дневника. Юноши ведут дневник главным обра­зом в ранний период взросления. Они начинают вести его в среднем на два года раньше, чем девочки, и скорее по внеш­ним причинам. Для них важнее заключенная в дневнике фак­тическая информация. В нем в основном описываются собы­тия прошедшего дня. Девушки позже начинают вести дневник, но не расстаются с ним дольше. Они находят в нем «верного друга в решении своих повседневных проблем». Со­держание дневников у юношей чаще касается их самих или тех, с кем они связаны совместными занятиями и соперниче­ством. Девушек больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. Они чаще используют прямую речь и стремятся сохранить дневник в тайне.

Дневниковые записи имеют большое значение для реше­ния проблем в период взросления, служат важной формой осознания самого себя.

Обладая меньшими возможностями, подростки сталкива­ются с мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное состоит не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их по­следствий: преступность, употребление наркотиков, алкого­лизм, половая распущенность, насилие над личностью. Некоторые подростки бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс вхождения в общественную жизнь. Недополучение знаний сразу же сказывается на эконо­мическом положении, такие подростки впоследствии оказы­ваются в худшей ситуации, когда начинают искать работу, по сравнению со своими сверстниками, получившими полное образование. В развитых странах уровень безработицы среди лиц, не достигших 18 лет, в 3 раза выше, чем у взрослых.

Ученые полагают, что сексуальная распущенность, злоупо­требление алкоголем и лихачество — не что иное, как попыт­ка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Но стоит задуматься о том, что за подобные ошибки, возможно, придется расплачиваться своей последующей жизнью.

Драматизм подросткового периода состоит не только в из­менениях организма. Не меньшее значение имеют те пробле­мы, которые приходится преодолевать. Но это необходимый период в жизни, без которого не происходит взросления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: