Задачи подросткового возраста
Подростковый возраст считают переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично—к группе взрослых. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других — как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для подростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему. Подростки еще не могут пользоваться теми привилегиями, которые есть у взрослых, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве.
Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет. А сколько проблем возникает в повседневной жизни подростка! Кто-то не захотел сесть рядом с ним за партой. Его не пригласили на коллективное мероприятие, которое проводилось его школьными друзьями. Над ним посмеялись знакомые ребята. Утром, проснувшись, он обнаружил у себя на лице новые прыщи.
Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных, существуют и другие задачи, которые приходится решать каждому из нас. Их так и называют — жизненные задачи. Их выявил американский психолог Роберт Хэвигхерст. В своей книге «Задачи развития и образование» он выделил
задачи развития в юности,
которые посчитал обязательными:
1. Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом.
2. Формирование новых, более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.
Принятие мужской или женской роли.
4. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
Подготовка к трудовой деятельности.
Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.
7. Появление желания нести ответственность за себя и общество
Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.
От решения этих задач никуда не уйти, с их решением нельзя опоздать, отложить напоследок. Не выполнил эти задачи, считай, что не успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Какой же ты взрослый, если не умеешь устанавливать со сверстниками серьезных отношений. Все задачи жизни надо решать в свое время. Таково неписаное правило общественной жизни. Продвигаться к решению более сложной задачи можно только после решения более легкой. Задачи подростковой и юношеской жизни образуют строгуюпоследовательность. Навыки, которыми ты овладел при решении предыдущей задачи, понадобятся для решения последующей.
Как известно, после юности следует наступление возраста зрелости. Если кому-то не удалось справиться с задачами, которые надо решать будучи подростком и юношей, он будет испытывать постоянную тревогу и осложнения в отношениях с
другими людьми в зрелом возрасте. В чем же заключается вы
полнение этих задач? Рассмотрим их в предложенной последовательности.
Подготовка к выполнению жизненных задач
1. Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом. В подростковом возрасте человеку свойственночрезмерно беспокоиться по поводу своих физических данных: то рост слишком мал, то веснушек очень много. Подростку необходимо принять свой физический облик и изменения, происходящие в организме, а также научиться заботиться о своем теле и эффективно владеть им в таких видах деятельности, как физкультура и спорт, отдых и развлечения, учеба и повседневные дела.
2. Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Детские интересы и дружба между сверстниками одного пола у подростков, юношей и девушек должны дополняться разнополой дружбой. Вы все еще толкаете девчонок, дергаете их за волосы, вместо того чтобы подать им пальто, угостить мороженым или пригласить в кино? Значит, вы еще не повзрослели. Чтобы стать взрослым, необходимо научиться искусству общения с представителями другого пола.
3. Принятие мужской или женской роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как — женщина? Как они должны себя вести? Кем должны стать в жизни? Недостаточно мальчикам играть в войну, а девочкам — в куклы. Надо учиться более взрослым отношениям между мужчиной и женщиной. Подумать, например, о том, что такое роль мужчины как кормильца семьи и роль женщины в создании домашнего уюта и в воспитании детей. Посоветуйтесь с родителями. Они вам помогут разобраться, кто есть кто и что есть что в мире взрослых.
4. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подросток должен установить отношения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости. Подростки, восстающие против родителей и других взрослых и вступающие с ними в конфликт, должны научиться понимать самих себя и старших, уметь разбираться в причинах конфликта.
5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость. Одной изпервейших задач юности считается выбор профессии, подготовка к профессиональной деятельности и достижение экономической независимости, когда юноша или девушка способны самостоятельно обеспечивать себя. Первая часть этой задачи заключается в том, чтобы выяснить, чего вы хотите от жизни. Вторая часть — выбор профессии, обучение и начало профессиональной деятельности.
6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.
Большинство юношей и девушек стремятся создать счастливую семью. Уже на школьной скамье должны постепенно вырабатываться навыки дружелюбного общения с представителями противоположного пола, умение не только ухаживать, но и строить долговременные и прочные межличностные отношения. Девушкам рекомендуется присмотреться к жизненному опыту матерей, навыкам решения конфликтов в семье, уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства, а юношам — к жизненному и социальному опыту отцов, умению зарабатывать деньги, содержать семью, брать на себя всю ответственность за принимаемые решения, быть сострадательным и великодушным.
Решение задач, стоящих перед подростком, требует преодоления немалых трудностей. Важно выработать правильнуюстратегию. Такая стратегия необходима при столкновении с новыми требованиями, с которыми нельзя справиться при помощи ранее усвоенных и привычных форм поведения. Все это предполагает наличие соответствующих способностей.
Процесс преодоления трудностей протекает следующим образом:
— сначала происходит «первичная оценка» ситуации;
— затем оцениваются собственные возможности, включая возможную поддержку со стороны окружающих;
— наконец, на основе неудач или новой информации можно прийти к оценке проблемы, включающей новую постановку задачи и новые варианты поведения.
Одним из примеров стратегии преодоления проблем является ведение дневника. Юноши ведут дневник главным образом в ранний период взросления. Они начинают вести его в среднем на два года раньше, чем девочки, и скорее по внешним причинам. Для них важнее заключенная в дневнике фактическая информация. В нем в основном описываются события прошедшего дня. Девушки позже начинают вести дневник, но не расстаются с ним дольше. Они находят в нем «верного друга в решении своих повседневных проблем». Содержание дневников у юношей чаще касается их самих или тех, с кем они связаны совместными занятиями и соперничеством. Девушек больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. Они чаще используют прямую речь и стремятся сохранить дневник в тайне.
Дневниковые записи имеют большое значение для решения проблем в период взросления, служат важной формой осознания самого себя.
Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное состоит не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Некоторые подростки бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс вхождения в общественную жизнь. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, такие подростки впоследствии оказываются в худшей ситуации, когда начинают искать работу, по сравнению со своими сверстниками, получившими полное образование. В развитых странах уровень безработицы среди лиц, не достигших 18 лет, в 3 раза выше, чем у взрослых.
Ученые полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Но стоит задуматься о том, что за подобные ошибки, возможно, придется расплачиваться своей последующей жизнью.
Драматизм подросткового периода состоит не только в изменениях организма. Не меньшее значение имеют те проблемы, которые приходится преодолевать. Но это необходимый период в жизни, без которого не происходит взросления.